Мониторинг качества обученности учащихся школы закрытого типа
(система работы)
Балобанова Анна Петровна,
учитель русского языка
ГБОУ ЦО №133 Санкт-Петербурга
- наметить пути их ликвидации;
- обучая ученика, развивать у него потребность к обучению.
Чтобы реализовать эти задачи, необходимо выявить уровень развития учащихся
(приложение1,2):
- определяю уровень обучаемости, используя методики определения учебных возможностей, наблюдая за деятельностью учащихся на уроке, диагностируя ОУУН, уровень самостоятельности, мотивацию;
- классный руководитель даёт сведения по своему классу на основе данных учителей- предметников, оформляя сводный лист «Уровень обучаемости».
Приложение №1.
Методика определения уровня обучаемости (методика П.И.Третьякова) 1. Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7 - 8 минут работы. 2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний. 3. Учитель объясняет новый материал. 4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях. 5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся. Задания для самостоятельной работы учащихся. 1. Напишите, что вы узнали нового. 2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала. 3. Выполните задание по образцу. 4. Примените полученные знания в новой ситуации. Ключ к определению уровня обучаемости. Как только 3 — 4 ученика из класса выполнят задания — собрать рабочие записи у всех. Если выполнены все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника(проявляется способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т. д.). Справился с четырьмя заданиями — второй (прикладной), также высокий уровень обучаемости (проявляется способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).Если выполнены три и менее заданий — первый (репродуктивный), позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму. Меньше I уровня — случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).Русский язык, 8 класс. 1-й уровень. Найти в тексте односоставные предложения и подчеркнуть основу предложения. 2-й уровень. В составе сложного предложения найти односоставные предложения, определить вид, расставить знаки препинания. 3-й уровень. Составить сложные предложения, включив в них односоставные, определить их вид. |
Приложение №2 (проводится для вновь прибывших учащихся).
Обученность- это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Для её определения можно использовать тесты или проверочные работы, составленные по уровням сложности учебного материала. Уровни обученности: 1. Первый уровень - различие.Характеризует низшую степень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ. 2. Второй уровень - запоминание.Учащийся может показать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии. 3. Третий уровень - понимание.Предполагает нахождения их из массива несущественного на основе анализа и синтеза применение правил логического умозаключения, установления сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями. 4. Четвёртый уровень - простейшие умения и навыки. Характеризуются тем, что умения проявляются на закреплённые способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведённые до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности. 5. Пятый уровень - перенос.Обладающие этой наивысшей степенью обученности, умеющих обобщать, применять полученные знания в новой ситуации «переносить» в неё усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик даёт ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций.
|
Уровень обучаемости в __61___ классе
Классный руководитель: Балобанова А.П.
№ п/п |
Фамилия И. |
Предметы |
||||||||
Русс.яз. |
Ин.яз |
Алгебра. |
Биол. |
Геогр. |
Физ. |
Ист. |
Лит. |
Среднее значение |
||
1. |
Апёнкин В. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
2. |
Бондаренко А. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
3. |
Васильев С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
|
4. |
Зубов П. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
|
5. |
Истомин К. |
С |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
|
6. |
Карамшоев Х. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
7. |
Кондратьев А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
|
8. |
Сауткин С. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
9 |
Соколов С. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
10. |
Сорокин Г. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
Н-низкий 1 - репродуктивный (уровень знакомства); С-средний С - ниже среднего 2 - уровень типовой задачи; С - выше среднего В-высокий 3- уровень эвристический (перенос знаний в нестандартную ситуацию).
На психолого-педагогическом консилиуме определяется уровень развития учащихся:
1) психолог доводит до сведения учителей результаты диагностики уровня развития психических процессов, самооценки, мотивации учеников;
2) классный руководитель характеризует каждого ученика, указывая определённые качества, сильные и слабые стороны, уровень обучаемости.
В процессе обсуждения, представленных выводов и обобщений выводим среднее значение уровня обучаемости по каждому ученику.
№ п/п |
Фамилия И. |
Предметы |
||||||||
Русс.яз. |
Ин.яз |
Алгебра. |
Биол. |
Геогр. |
Физ. |
Ист. |
Лит. |
Среднее значение |
||
1. |
Апёнкин В. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С-2 |
2. |
Бондаренко А. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С-2 |
3. |
Васильев С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н-1 |
4. |
Зубов П. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н-1 |
5. |
Истомин К. |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
С-2 |
6. |
Карамшоев Х. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С - 2 |
7. |
Кондратьев А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н-1 |
8. |
Сауткин С. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С-2 |
9 |
Соколов С. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С-2 |
10 |
Сорокин Г. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С - 2 |
В начале года провожу «стартовую» контрольную работу, цель которой: 1)определить степень сформированности знаний учащихся, прочность навыков; 2) наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения.
Анализ стартового контрольного среза по русскому языку (диктант)
(предмет)
в 7а, (класс)
Учитель: Балобанова Анна Петровна
(Ф.И.О.)
Проверены.
Знания: правописание безударных гласных в корне слова; частицы не с наречиями, глаголами, прилагательными; звонкие и глухие согласные; знаки препинания в сложном предложении и при однородных.
Умения: отличать проверяемые безударные гласные от непроверяемых; различать части речи; отличать звонкие согласные от глухих; находить основу предложения, отличать простое предложение от сложного; уметь находить и отличать однородные члены предложения от неоднородных.
Навыки: орфографической зоркости (правильного подбора проверочных слов к безударным гласным, глухим и звонким согласным; правильного выбора в написании «НЕ» с частями речи.); пунктуационной зоркости (постановка знаков препинания в сложном предложении и при однородных членах предложения).
Класс |
Всего в классе |
Писало работу |
«5» |
«4» |
% кач-ва |
«3» |
% успеваемости |
«2» |
% неусп- ти |
7а |
15 |
15 |
- |
2 |
13 |
8 |
54 |
5 |
33 |
7б |
15 |
15 |
- |
2 |
13 |
7 |
47 |
6 |
40 |
Итого: |
30 |
30 |
- |
4 |
13 |
15 |
51 |
11 |
36 |
Какие ЗУН не сформированы:
1.Правописание непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне слова.
2.Правописание частицы «НЕ» с наречием, глаголом, прилагательным,
3.Постановка знаков препинания в сложных предложениях и при однородных членах предложения.
4.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
5.Правописание предлогов со словами.
6.Правописание суффиксов в глаголах.__________
Рекомендации учителя по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся:
1. Провести работу над ошибками, допущенными в диктанте (по кал-тем планированию 26.09.2009г.).
2.Провести коррекционное занятие с учащимися, получившими оценку «2» (на ближайшей консультации).
3.Организовать сопутствующее повторение тем, по которым не сформированы ЗУН учащихся (в течение года).
«23 » сентября 2009 года.
Практически после каждой темы проводится проверка ЗУН. После проведения контрольной работы делаю подробный анализ по параллели, где указываю не только % качества и успеваемости, но и делаю вывод о том, сколько учащихся выполнило свою работу в соответствии, ниже или выше своих учебных возможностей. Анализирую допущенные ошибки, намечаю коррекционные меры.
Анализ
контрольной работы по предмету_русский язык,_
проведённой по инициативе_администрации_ (МО, администрации, учителя)
в 7«а,б,» классах
по теме:_«Причастие», «Деепричастие», «Наречие» (диктант)
Класс |
Всего в классе |
Писа-ло |
«4»-«5» |
% кач. |
«3» |
% |
% усп-ти |
«2» |
% |
7«а» |
15 |
15 |
4 |
27 |
10 |
67 |
94 |
1 |
6 |
7«б» |
15 |
15 |
3 |
20 |
11 |
73 |
94 |
1 |
6 |
Итого: |
30 |
30 |
7 |
23,5 |
20 |
66,5 |
94 |
2 |
6 |
Выполнили (в %) |
|
1. В соответствии со своими учебными возможностями |
74% |
2. Выше своих учебных возможностей |
20% |
3. Ниже своих учебных возможностей |
6 % |
Основные ошибки (в %): |
|
1. Правописание безударных гласных |
50% |
2. Правописание приставок |
15% |
3. Правописание суффиксов имён существительных |
18% |
4. Правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных и причастий |
25% |
5.Запятая при обособленных обстоятельствах |
37% |
Предложения по итогам: 1.Провести коррекционную работу (дополнительное занятие) по темам: «Причастие», «Деепричастие» с учащимися, которые написали диктант ниже своих учебныхвозможностей. Срок - конец декабря.
2.Провести работу над ошибками в 7 классах , срок – 19 декабря.__
3. Провести повторение правописания суффиксов существительных, прилагательных и причастий при изучении темы «Правописание суффиксов наречий». Срок – середина января.
4. В течение года организовать сопутствующее повторение по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте».
« 16 » декабря 2009года. _Балобанова А.П._
Очень важным является отслеживание результатов не просто по классу, а по каждому ученику, что позволяет организовать процесс обучения в зоне его ближайшего развития, оказать действенную помощь. Уровень усвоения базовых знаний
№ |
Ф.И.О. учащихся
|
Уч. возможности
|
Т: Стартовая контрольная работа Дата: 23.09. |
Т: «Причастие» Дата: 17.10. |
Тема: Дата: |
|||||||||||
α1 |
α2 |
α3 |
α1 |
α2 |
α3 |
α1 |
α2 |
α3 |
||||||||
1. |
Бостанжиев Евгений Владимирович |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Гашевский Сергей Викторович |
II |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. |
Костюков Эдуард Владимирович |
II |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. |
Попов Юрий Владимирович |
II |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|||
5. |
Рихтер Андрей Иванович |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6. |
Тимошенко Николай Михайлович |
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7. |
Федин Антон Сергеевич |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8. |
Шевелёв Дмитрий Александрович |
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
9. |
Баранов Ринат Фаридович |
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Пояснение к таблице.
Уровень усвоения базовых знаний:
al - (репродуктивный) уровень знакомства;
а2 - уровень типовой задачи;
аЗ - уровень эвристический (перенос знаний в нестандартную ситуацию).
- выше своих учебных возможностей
- в соответствии со своими уч. возможн.
- ниже своих уч. возможностей
+ - пробелы ликвидированы
Результаты зачётов и контрольных работ по предмету, по каждой теме (по параллелям и классам) выстраиваю в диаграммы. Анализируя диаграммы, сравнивая результаты с запланированными, осуществляю самоанализ, намечаю пути повышения результативности своего труда.
В конце года делаю подробный текстовый анализ обученности учащихся по предмету, указываю достижения в решении учебно-познавательных задач, нерешённые проблемы и их причины, ставятся задачи на следующий год.