Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект сопровождения молодого учителя

Через терни к звездам

Козлов Юрий Иванович,
методист ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга

Актуальность

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

 

Профессиональные трудности молодого специалиста

·        Трудность самоорганизации, неумение планировать и оптимизировать свою деятельность, трудности в выявлении результатов деятельности;

·        Неуверенность в своих силах, неадекватная самооценка;

·        Неумение презентовать свои профессиональные возможности;

·        Недостаточная практика работы, относительно малый набор практических навыков работы (знания не перешли в умения и навыки);

·        Недостаточное владение саморегуляцией, неумение сдерживать эмоции, вести себя адекватно;

·        Недостаточно развитые коммуникативные навыки: общительность, эмпатия, доброжелательность, тактичность и деликатность, терпимость к чужому мнению и оценкам, свободное владение речью;

·        Трудности анализа собственной деятельности, не хватает взгляда со стороны (супервизии);

·        Отсроченное включение рефлексии;

·        Неумение доступно сформулировать рекомендации для учителей, родителей;

·        Неумение мотивировать, организовать на совместную деятельность педагогов, родителей;

·        Недостаточное владение механизмом выхода из конфликтных ситуаций.

 

Цель проекта

Через индивидуальное сопровождение молодого учителя в системе методической работы школы обеспечить рост его профессионального мастерства.

 

Задачи:

  1. обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
  2. актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
  3. создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха" для каждого молодого специалиста;
  4. использование механизмов морального и материального поощрения молодых педагогов, организация «праздников успеха».

 

Целевая аудитория:

Молодые специалисты; специалисты, приступившие к педагогической деятельности по окончании курсов переподготовки; вновь прибывшие педагоги.

 

 

Направления сопровождения и сроки реализации

1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, который определяется в каждом конкретном случае, особо исходя из целого ряда факторов, в т.ч. опыта работы учителя в школе, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон. Этот маршрут может иметь теоретическую или практическую доминанту, реализовываться в рамках школы или вне ее. Важный компонент маршрута – «контрольные срезы» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. Это могут быть:

·         собеседования с зам. директора по НМР, методистами или с наставником индивидуального самообразования педагога;

·         ведение дневника индивидуального образовательного маршрута;

·         выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения;

·         проведение открытых уроков;

·         защита методических или дидактических материалов; написание статей в профессиональный журнал и др.

2. Занятия в «Школе молодого специалиста», организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т.п.).

3. Организованное посещение и анализ уроков.

4. Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне города, округа, страны.

5. Организация обратной связи «учитель – наставник – методист». Она может осуществляться в следующих формах:

·         индивидуальное и групповое собеседование с педагогами;

·         предоставление «свободного микрофона» молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе;

·         анкетирование молодых педагогов.

Проект сопровождения рассчитан на один год (при необходимости может быть продлен еще на один год). В ходе реализации проекта предусматривается как  самостоятельная работа педагога, так и консультации со специалистами, посещение уроков коллег.

Этапы реализации проекта

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я – концепции». Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Целесообразность подобной этапности при управлении процессом профессионального становления молодого учителя и его одновременного включения в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования.

 

ПЛАН проекта

по оказанию помощи молодому учителю

в профессиональном становлении

Содержание проекта

Этапы

«адаптационный»

«проектировочный»

«контрольно-оценочный»

Задачи

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя 

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием 

Формы работы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио".

Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)

 

ПЛАН РАБОТЫ

«Школы молодого учителя»

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

·   Час общения «Расскажи о себе»

·   Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

·   Закрепление наставников

·   Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса

·   Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

·   Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Администрация школы

Директор школы

Руководители методических объединений

Зам. директора по УВР, председатель профкома

Зам. директора по УВР

Октябрь

·   Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя»

·   Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

·   Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

·   Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе»

Зам. директора по УВР

Педагоги-наставники

Зам. директора по УВР, педагоги-наставники

Педагоги-психологи

Ноябрь

·   Консультация «Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы»

·   Семинар-практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников»

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Педагоги­-психологи

Зам. директора по УВР

Декабрь

·   Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

·   Семинар­-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Январь

·   Семинар-практикум «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся»

·   Мастер-классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Февраль

·   Посещение уроков у молодых специалистов

·   Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

·   Обзор периодической педагогической печати

Педагоги­-наставники

Зам. директора по УВР

Зав. школьной библиотекой

Март

·   Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

·   Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

Зам. директора по УВР

Педагоги­-психологи

Апрель

·   Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

·   Час психолога

Зам. директора по УВР

Педагоги­-психологи

Май

·   Подведение итогов работы «Школы молодого учителя», семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя

Директор школы

Зам. директора по УВР, педагоги-­наставники

 

Конечный продукт

Выбор и формулирование методической темы. Составление индивидуальной программы профессионального и личностного роста молодого педагога на следующий учебный год.

Приложение 1

АНКЕТА

для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да
  • Нет
  • Частично

2. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?______________________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно­-тематическом планировании
  • проведении уроков
  • проведении внеклассных мероприятий
  • общении с коллегами, администрацией
  • общении с учащимися, их родителями
  • другое (допишите) _______________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
  • мотивировать деятельность учащихся
  • формулировать вопросы проблемного характера
  • создавать проблемно-­поисковые ситуации в обучении
  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
  • активизировать учащихся в обучении
  • организовывать сотрудничество между учащимися
  • организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся
  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
  • развивать творческие способности учащихся
  • другое (допишите)_______________________________________________

 

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию
  • практико-ориентированному семинару
  • курсам повышения квалификации
  • мастер-­классам
  • творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника
  • предметным кафедрам
  • школе молодого специалиста
  • другое (допишите)_______________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • приемы активизации учебно-­познавательной деятельности учащихся
  • учет и оценка знаний учащихся
  • психолого­-педагогические особенности учащихся разных возрастов
  • урегулирование конфликтных ситуаций
  • формы работы с родителями
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
  • другое (допишите) _______________________________________________

Приложение 2

ПАМЯТКА

классному руководителю

Уважаемый молодой коллега!

Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-­наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем. Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

·         сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

·         написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);

·         определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования. Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные. Вы можете включить в план работы следующие разделы:

·         учебные дела;

·         участие в общешкольных мероприятиях;

·         дела класса;

·         работа с родителями;

·         индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтеськ тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

·         классный журнал;

·         план воспитательной работы с классным коллективом;

·         тетрадь классного руководителя в любой форме;

·         дневники учащихся;

·         личные дела учащихся;

·         психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

·         папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

·         кабинет, закрепленный за вашим классом;

·         помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

·         прикрепленный пришкольный участок;

·         дни дежурства по школе;

·         график дежурства по классу;

·         день выпуска общешкольной или классной газеты;

·         список учащихся, которым необходимы проездные билеты;

·         список многодетных и социально не защищенных семей;

·         сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

·         сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

·         распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);

·         педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;

·         список учителей-предметников, работающих в классе;

·         расписание занятий класса;

·         расписание по личной учебной нагрузке;

·         состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);

·         цепочка для срочного оповещения учащихся;

·         дни рождения учеников класса по месяцам;

·         дела, которые требуют предварительной подготовки;

·         акции, в которых может принять участие класс.

Приложение 3

Паспорт программы индивидуального сопровождения   (Ф. И. О. учителя)

1. Решение о сопровождении принято   (дата)

2. Индивидуальное сопровождение ведет   (Ф.И.О. специалиста)

3. В организации сопровождения принимают участие   (Ф.И.О. специалистов)

Содержание пункта программы

Срок выполнения

Деятельность

сопровождаемого

сопровождающего

совместная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Карта индивидуального сопровождения(Ф.И.О. учителя)

 

Преподаваемый предмет

 

Общий педагогический стаж

 

Стаж работы в школе

 

Нагрузка в учебном году

 

Всего учебной нагрузки

 

Классы, в которых преподает учитель

 

Реализуемые программы (по классам)

Класс

Программа

Планирование

Учебный комплекс

 

 

 

 

В процессе работы к карте индивидуального сопровождения прилагаются:

·         аналитические материалы:

– сравнительный анализ работ учащихся до и после работы по сопровождению учителя;

– сравнительный анализ срезовых работ, тестов до и после работы по сопровождению учителя;

– сравнительный анализ личных материалов учителя (планов, конспектов, разработок, дидактических материалов) до и после работы по сопровождению учителя;

– результаты анкетирования учащихся (администрацией, методистом, наставником, сотрудниками ППМС-центра, психологом, самим учителем и др.);

·         отзывы (данные собеседований):

– учащихся (с учащимися);

– классных руководителей (с классными руководителями);

– родителей (с родителями);

– сотрудников ППМС-центра или психологами;

– других участников образовательного процесса (с другими участниками).

Приложение 5

Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения____________________________________ (Ф.И.О. учителя)

 

1. Индивидуальное сопровождение можно считать:

  • успешным, эффективным
  • не вполне успешным, недостаточно эффективным
  • неэффективным

2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:

  • сняты полностью
  • сняты частично
  • не сняты (указать проблемы)
  • не снята ни одна проблема

3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сопровождаемый молодой специалист:

  • нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
  • нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
  • не нуждается в сопровождении
  • нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
  • нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута

5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Список использованных источников:

1.     Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. http://menobr.ru/

2.     Организация наставничества в школеИ.В. Круглова, канд. пед. наук, начальник Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений при МГПИ, г. Москва

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»