Примерный план-программа действий образовательного учреждения
по введению стандартов ФГОС 2011 год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. №373 (http://www.standart.edu.ru; http://fgos.isiorao.ru) является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС НОО нового поколения задает основные направления развития всей системы образования, в том числе ориентирован на новые результаты образования, обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению. В документе рассматриваются основные требования к образованию как совокупность трех систем требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.
Современные подходы к системе образования предлагают рассматривать ФГОС НОО как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования.
Всё это влечет за собой ряд следствий для системы педагогического образования, среди которых: ориентация на субъект - субъектные отношения; последовательная ориентация на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения; реализация педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований и т.п.
ФГОС НОО вводится с 1 сентября 2011 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и статус областных и муниципальных пилотных площадок на базе общеобразовательных учреждений готовых к обеспечению условий исполнения требований ФГОС НОО нового поколения.
Введение ФГОС НОО во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования (1 классы) и имеющих государственную аккредитацию, будет осуществляться с 1 сентября 2011 года.
Таким образом, необходимо предусмотреть создание координационного действий по вопросам введения ФГОС НОО нового поколения в ОУ №
Предлагаем примерный план подготовки методического объединения учителей начальных классов и знакомства всего педагогического коллектива с ФГОС:
№ |
Тема |
Цель |
Вопросы для обсуждения |
Практические шаги |
1. |
Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) |
Создать условия для изучения особенностей федерального государственного стандарта начального общего образования нового поколения |
1. Структура федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные цели, задачи и направления развития системы начального образования. Особенности ФГОС НОО нового поколения: - компетентностый, контекстный, системно; - деятельностный подход в условиях введения стандартов нового поколения. 2. Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. 3. Требования к рабочим программам отдельных учебных предметов. |
1) Анализ и корректировка структуры образовательного процесса в соответствии с учебным планом начальной ступени школы (перечень предметов, изучаемых в рамках учебной деятельности (инвариантная и вариативная часть), перечень программ внеурочной деятельности (дополнительного образования, социально – творческой деятельности и др.). 2) Анализ, выбор и корректировка образовательных программ по учебным предметам. 3) Корректировка и разработка нормативно – планирующих документов (плана, программы) по вопросам введения ФГОС НОО. |
2. |
Образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций |
Повысить компетентность педагогов при разработке учебных ситуаций. |
1. Образовательные технологии и формы обучения. 2. Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов. 3. Педагогические приемы, средства, виды и формы работы с младшим школьником при реализации деятельностного подхода. 4. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода. |
1) Учебные задачи и ситуации в период обучения грамоте, письму: пересказ с помощью опор, круглый стол «Давайте обсудим», пересказ, пишем в книге, центру обучению письму, почта «Посылаем письмо», тихая прогулка «Мы слушаем», прогулка «В поисках печатного знака», игры с именами; читаем рассказы, прочитай и перескажи, выбор поэзии, устная презентация, создаём игру, драматизация, у нас в классе гость, дебаты, дискуссия; идём в библиотеку, чтение стихов, предлагаем версии, берём интервью у героя, читаем в паре, идём в информационный центр, графическое изображение рассказа, обложка книги, рекомендация по выбору книги, и др. 2) Учебные задачи и ситуации в период обучения математики: прогулка « В поисках цифр», подсчитываем, числа в рифмах и песнях, волшебные числа, сравнение, математический словарь и символы, «Вчера, сегодня и завтра», складываем и вычитаем в переделах 20, исследование объёмных геометрических тел, сортировка, создание диаграмм, алгоритмы счёта, выбираем разумный метод, оценка величин в пределах 1000, подсчёт группами, способы умножения и деления, измерение с помощью нестандартных единиц, календарь, находим плоскости фигуры на объёмных телах, создаём двухмерные фигуры, изучаем площадь и периметр, столбчатые диаграммы, вопросы о вероятности и др. 3) Учебные задачи и ситуации на уроках окружающего мира: интервью, хронологические карточки, викторина «Историческое время», путешествуем во времени, исторический музей, моя семья, мой класс, мая школа, моя страна, государственные праздники, работа с информационными ресурсами «Права детей», выполняем наблюдения, работа с картой и др. 4) Проектная деятельность на уроках окружающего мира: проекты «Части растений», «Планета Земля», «Конкурс туристических маршрутов», «Природные зоны» и др. 5) Проектирование учебного процесса. 6) Разработка учебных задач и ситуаций для учебных предметов Систематизировать научно – методическую, педагогическую литературу по теме: «Образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности и потребности обучающихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава) и др. 7) Создание банка учебных ситуаций по учебным предметам. Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных образовательных технологий. |
3. |
Формирование универсальных учебных действий младших школьников. |
Повысить компетентность педагогов по вопросам формирования универсальных учебных действий. |
1. Методические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы. 2. Понятие «универсальные учебные действия». Функции универсальных учебных действий. 3. Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 4. Возрастные особенности развития личностных, регулятивных, коммуникативных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. 5. Связь универсальных учебных действий с учебными предметами. |
1) Критерии оценивания личностных универсальных действий: методика «Беседа о школе», «Кто я?», «Незаконченная сказка», анкета «Оцени поступок», опросник мотивации и др. 2) Выявление и развитие регулятивных универсальных действий: выкладывание узора из кубиков, проба на внимание и др. 3) Моделирование как универсальное учебное действие. 4) Критерии оценивания коммуникативных универсальных действий: задание «Левая и правая сторона», «Кто прав?», «Рукавички», «Дорога к дому» и др. 5) Разработка, систематизация игровых заданий, упражнений, приемов по формированию универсальных учебных действий. 6) Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных требований по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. |
4. |
Организация внеурочной деятельности младших школьников. |
Проанализировать условия готовности педагогов для организации внеурочной деятельности младших школьников. |
1. Компоненты внеурочной деятельности: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты. Особенности внеурочных занятий. 2. Приоритетные направления внеурочной деятельности в начальной школе: спортивно-оздоровительное, художественно - эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. 3. Воспитательный результат и эффект внеурочной деятельности младших школьников. Ведущие формы внеурочной деятельности: образовательные и краеведческие экскурсии, туристические походы, классные часы, коллективно – творческое дело (КТД), праздники, викторины, познавательные игры, смотры-конкурсы, выставки, исследовательская деятельность, школьный музей, этические беседы, уроки мужества, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), разработка социальных проектов, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня. Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки; концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; кружки художественного творчества; художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению школы; организация дежурства в классах; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; сюжетно-ролевые игры и др. |
1) Методических разработок по организации внеурочной деятельности младших школьников. 2) Программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня, образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность), индивидуальные образовательные программы для учащихся. Изучение готовности педагога к организации внеурочной деятельности младших школьников. |