Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Примерный план-программа действий образовательного учреждения
по введению стандартов ФГОС 2011 год.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. №373 (http://www.standart.edu.ru; http://fgos.isiorao.ru) является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС НОО нового поколения задает основные направления развития всей системы образования, в том числе ориентирован на новые результаты образования, обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению. В документе рассматриваются основные требования к образованию как совокупность трех систем требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

Современные подходы к системе образования предлагают рассматривать ФГОС НОО как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования.

Всё это влечет за собой ряд следствий для системы педагогического образования, среди которых: ориентация на субъект - субъектные отношения; последовательная ориентация на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения; реализация педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований и т.п.

ФГОС НОО вводится с 1 сентября 2011 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и статус областных и муниципальных пилотных площадок на базе общеобразовательных учреждений готовых к обеспечению условий исполнения требований ФГОС НОО нового поколения.

Введение ФГОС НОО во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования (1 классы) и имеющих государственную аккредитацию, будет осуществляться с 1 сентября 2011 года.

Таким образом, необходимо предусмотреть создание координационного действий по вопросам введения ФГОС НОО нового поколения в ОУ №

Предлагаем примерный план подготовки методического объединения учителей начальных классов и знакомства  всего педагогического коллектива с ФГОС:


Тема

Цель

Вопросы для обсуждения

Практические шаги

1.                 

Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

Создать условия для изучения особенностей федерального государственного стандарта начального общего образования нового поколения

1.    Структура федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные цели, задачи и направления развития системы начального образования. Особенности ФГОС НОО нового поколения:

-   компетентностый, контекстный, системно;

-   деятельностный подход в условиях введения стандартов нового поколения.

2.    Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

3.    Требования к рабочим программам отдельных учебных предметов.

1)   Анализ и корректировка структуры образовательного процесса в соответствии с учебным планом начальной ступени школы (перечень предметов, изучаемых в рамках учебной деятельности (инвариантная и вариативная часть), перечень программ внеурочной деятельности (дополнительного образования, социально – творческой деятельности и др.).

2)   Анализ, выбор и корректировка образовательных программ по учебным предметам.

3)   Корректировка и разработка нормативно – планирующих документов (плана, программы) по вопросам введения ФГОС НОО.

2.                 

Образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций

Повысить компетентность педагогов при разработке учебных ситуаций.

1.    Образовательные технологии и формы обучения.

2.    Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов.

3.    Педагогические приемы, средства, виды и формы работы с младшим школьником при реализации деятельностного подхода.

4.    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

1)     Учебные задачи и ситуации в период обучения грамоте, письму: пересказ с помощью опор, круглый стол «Давайте обсудим», пересказ, пишем в книге, центру обучению письму, почта «Посылаем письмо», тихая прогулка «Мы слушаем», прогулка «В поисках печатного знака», игры с именами; читаем рассказы, прочитай и перескажи, выбор поэзии, устная презентация, создаём игру, драматизация, у нас в классе гость, дебаты, дискуссия; идём в библиотеку, чтение стихов, предлагаем версии, берём интервью у героя, читаем в паре, идём в информационный центр, графическое изображение рассказа, обложка книги, рекомендация по выбору книги, и др.

2)     Учебные задачи и ситуации в период обучения математики: прогулка « В поисках цифр», подсчитываем, числа в рифмах и песнях, волшебные числа, сравнение, математический словарь и символы, «Вчера, сегодня и завтра», складываем и вычитаем в переделах 20, исследование объёмных геометрических тел, сортировка, создание диаграмм, алгоритмы счёта, выбираем разумный метод, оценка величин в пределах 1000, подсчёт группами, способы умножения и деления, измерение с помощью нестандартных единиц, календарь, находим плоскости фигуры на объёмных телах, создаём двухмерные фигуры, изучаем площадь и периметр, столбчатые диаграммы, вопросы о вероятности и др.

3)     Учебные задачи и ситуации на уроках окружающего мира: интервью, хронологические карточки, викторина «Историческое время», путешествуем во времени, исторический музей, моя семья, мой класс, мая школа, моя страна, государственные праздники, работа с информационными ресурсами «Права детей», выполняем наблюдения, работа с картой и др.

4)     Проектная деятельность на уроках окружающего мира: проекты «Части растений», «Планета Земля», «Конкурс туристических маршрутов», «Природные зоны» и др.

5)     Проектирование учебного процесса.

6)     Разработка учебных задач и ситуаций для учебных предметов Систематизировать научно – методическую, педагогическую литературу по теме: «Образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности и потребности обучающихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава) и др.

7)     Создание банка учебных ситуаций по учебным предметам.

Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных образовательных технологий.

3.                 

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Повысить компетентность педагогов по вопросам формирования универсальных учебных действий.

1.  Методические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы.

2.  Понятие «универсальные учебные действия». Функции универсальных учебных действий.

3.  Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

4.  Возрастные особенности развития личностных, регулятивных, коммуникативных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

5.  Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.

1)     Критерии оценивания личностных универсальных действий: методика «Беседа о школе», «Кто я?», «Незаконченная сказка», анкета «Оцени поступок», опросник мотивации и др.

2)     Выявление и развитие регулятивных универсальных действий: выкладывание узора из кубиков, проба на внимание и др.

3)     Моделирование как универсальное учебное действие.

4)     Критерии оценивания коммуникативных универсальных действий: задание «Левая и правая сторона», «Кто прав?», «Рукавички», «Дорога к дому» и др.

5)     Разработка, систематизация игровых заданий, упражнений, приемов по формированию универсальных учебных действий.

6)     Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных требований по формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

4.                 

Организация внеурочной деятельности младших школьников.

Проанализировать условия готовности педагогов для организации внеурочной деятельности младших школьников.

1.  Компоненты внеурочной деятельности: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты. Особенности внеурочных занятий.

2.  Приоритетные направления внеурочной деятельности в начальной школе: спортивно-оздоровительное, художественно - эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

3.  Воспитательный результат и эффект внеурочной деятельности младших школьников.

Ведущие формы внеурочной деятельности: образовательные и краеведческие экскурсии, туристические походы, классные часы, коллективно – творческое дело (КТД), праздники, викторины, познавательные игры, смотры-конкурсы, выставки, исследовательская деятельность, школьный музей, этические беседы, уроки мужества, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), разработка социальных проектов, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня. Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки; концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; кружки художественного творчества; художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению школы; организация дежурства в классах; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; сюжетно-ролевые игры и др.

1)     Методических разработок по организации внеурочной деятельности младших школьников.

2)     Программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня, образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность), индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Изучение готовности педагога к организации внеурочной деятельности младших школьников.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»