Полякова Юлия Владимировна
«Должен быть коллектив воспитателей, там,
где воспитатели не соединены в коллектив и
коллектив не имеет единого плана работы, единого
тона, единого точного подхода к ребенку, там не может
быть никакого воспитательного процесса».
А. С. Макаренко
В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Главная отличительная особенность каждого педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.
Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные - дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.
Главное богатство любого коллектива - его сотрудники и надо, чтобы оно раскрывалось во всём своём блеске, чтобы оно не пылилось, покрываясь пылью веков от безделья, тоски и уныния, не стремилось ускользнуть при удобном случае, а играло всеми гранями своего таланта.
Школьный педагогический коллектив формируется годами, десятилетиями, впитывая сложившиеся традиции и создавая свои, раскрывая талант и формируя характер. Всё это направлено на создание имиджа школы, на создание благоприятных условий для работы педагогов и успешного обучения детей.
Формирование детских характеров, повышение качества знаний невозможно без создания в школе коллектива единомышленников.
«В школьном деле я не мыслю одиночных усилий. Коллектив единомышленников, дружно осуществляющий свою работу – непременное условие школы».
Станислав Теофилович Шацкий