Устинова Надежда Алексеевна, учитель математики ,
Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов"
В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все больше внимания уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.
Свидетельство этого является позиция России в области государственной политики в сфере образования, изложенная в национальном докладе России на II-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Этот конгресс состоялся в 1996г. в Москве и был практически полностью посвящен обсуждению проблем информатизации сферы образования.
Информатизация образования относится к важнейшим глобальным проблемам XXIвека. Почему эта проблема является глобальной и актуальной? Можно выделить следующие причины: стремительное развитие процесса информатизации общества, которое выступает проявлением общей закономерности развития цивилизации; функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользования.
Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности обществ, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.
Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что дальнейшее стремительное развитие информатики и широкое внедрение ее достижений в социальную практику приведут к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосредой.
Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за сбой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школа должна стать информационно-технологическая среда, с постоянно развивающимся учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, интернет, электронная почта).
Информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На этом этапе важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:
- уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
- повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;
- глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
- оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
- собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;
- тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся, родители);
- творчески осмысливать результаты своей деятельности;
- обладать широкой эрудицией.
Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя.
С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит: «Перенос центра тяжести с обучения на учение. Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию» [3; 172].
Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.
Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей [3; 172].
Смена модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни».
Это обусловлено ускорение темпов развития цивилизации. Знания быстро устаревают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.
Формирование сетевых сообществ в сфере, что образования позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал.
Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию [2; 68].
Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.
Образование постепенно становиться доступным и открытым для всех (дистанционное обучение).
Появление домашнего образования.
Учащиеся в современном мире имеют доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.
Колоссальная экономия социального времени. Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.
Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала критического мышления.
Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники [2; 68].
Информатизация общества порождает не только новые возможности для человека, но также и принципиально новые проблемы. Эти проблемы охватывают все сферы жизнедеятельности человечеств.
А каковы эти проблемы в образовании?
Вот основные из них:
1. Недостаточная оснащенность школ компьютерами из-за нехватки средств на их приобретение.
2. Многие имеющиеся школьные компьютеры морально устарели. Они, как правило, маломощны, редко оснащены доступом к сети Интернет.
3. Еще часто встречается консерватизм педагогического состава привыкшего работать по-старинке и испытывающего дискомфорт при работе с техническими новшествами.
4. Трудности ориентации в гигантских потоках информации.
5. Недолговечность используемых носителей информации. Информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена.
6. Трудности отбора качественной и достоверно информации, т.е. угроза дезинформации.
7. Информационное неравенство людей, что обостряет социальное неравенство. Еще не у всех людей есть желание и материальная возможность приобщаться техническим новшествам современного мира.
8. Возможность манипулировать сознанием людей в результате влияния на общество средств массовой информации.
9. Появление информационных болезней, когда человек полностью уходит в виртуальный мир компьютера, переставая осознавать реальность.
Организация учебного процесса:
Классно-урочная модель. Лекционный класс должен быть оборудован мультимедийной демонстрационной системой. Происходит освоение нового учебного материала учащимися в процессе просмотра электронных учебников или мультимедийных презентаций, поясняющих учебный материал.
Компьютерами оборудованы все места учащегося и учителя. Во время уроков учащиеся выполняют однотипные или одинаковые задания. Применяются компьютеры для проверки знаний учащихся через тестирования, использую тесты при помощи средств MicrosoftOffice.
Модель индивидуальной деятельности реализуется при использовании домашнего компьютера или единичного компьютера в кабинете.
Модель микромира. Работает творческое сотрудничество учителей и учащихся для осуществления социальных проектов.
Работают дети для подготовки к внеклассным мероприятиям.
Дистанционная модель:
- участие в дистанционных олимпиадах для учащихся;
- дистанционное обучение;
- участие в различных интернет-конкурсах.
Уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. После объяснения темы учащиеся решают устные упражнения, затем задания в тетрадях.
Для контроля знаний используются тесты. Тесты двух вариантов: «выбери ответ из предложенных вариантов» и «напиши правильный ответ». Использование компьютерных технологий в обучении математике позволят дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности.
Литература
1. Рендина Н.И., Колкова Н.И. Формирование личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Школьная библиотека. – №3, 2002.
2. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека. – №8, 2007.
3. Гузеев В.В. Информационные технологии. Школьная библиотека. – №6, 2007.
4. Ссылка на Area7.ru.
5. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – Санкт-Петербург, 2007.