Формирование образовательных коммуникаций при помощи дистанционной образовательной среды Moodle
Абашев Виктор Владимирович,
учитель информатики;
Кравцов Владимир Маркович,
заместитель директора ГБОУ СОШ №156
Санкт-Петербурга
Актуальность идеи
XXI век – век технологий. Наряду с высокими промышленными технологиями в настоящее время развиваются высокие социальные технологии, в том числе технологии образования.
Современные образовательные технологии должны использоваться при проектировании и конструировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения, построении образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
У выпускника школы XXI века должна быть сформирована готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, выпускник должен быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни, творчество и инновационную деятельность (Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования)
Современный технологичный мир построен на непрерывной возможности возникновения и развития коммуникации, поэтому технология дистанционного обучения является одной из самых прогрессивных в настоящий момент. Благодаря технологии дистанционного обучения ученик имеет возможность самостоятельно построить или включиться в существующую коммуникацию.
Анализ интернет-ресурсов показал, что в Санкт-Петербурге элементы дистанционного обучения внедряют около десятка школ, среди которых половина — коррекционные.
К сожалению, традиционная школа плохо готовит ученика к работе в высокотехнологичном мире. Среднестатистический современный выпускник не обладает достаточным уровнем самодисциплины, мотивации и навыками работы в современных образовательных системах. В XXI веке образование становится непрерывным и сопровождает развитие профессионала на протяжении всей его карьеры, поэтому системы дистанционного образования становятся неотъемлемой частью этого процесса. Следовательно, получение навыков работы в системах дистанционного образования становится необходимостью в условиях школьного образования.
Использование элементов дистанционного образования в школе позволяет развить в ученике навыки самостоятельной деятельности, т. к. работа может происходить практически без видимого участия учителя. С другой стороны, учитель получает инструментарий для наблюдения за всеми действиями ученика, который позволяет проанализировать активность ученика во время всех этапов выполнения заданий.
Как нам кажется, в настоящее время в российском образовании существует следующее противоречие: в новых федеральных образовательных стандартах декларируется необходимость воспитания мотивированного к учебе школьника, на практике учителям неудобно работать с такими детьми, поэтому выбирается педагогический стиль излишней опеки, что не приводит к формированию конкурентоспособных личностей, востребованных на современном рынке труда.
Следующее противоречие: несмотря на востребованность дистанционного образования, элементы такого обучения мало используются в школе.
Использование элементов дистанционного образования позволит разрешить это противоречие.
Ресурсное обеспечение при внедрении продукта
Кадровый состав
В ГБОУ СОШ № 156 70% учителей обучены работе в системах дистанционного образования: в 2011 была проведена серия практико-ориентированных семинаров по обучению работе в Google Docs (сейчас Google Disk), в 2013 году — по обучению работе в системе Moodle. В рамках опытно-экспериментальной работы «Создание модели наставничества и поддержки учителей на начальном этапе профессиональной карьеры» организована творческая лаборатория, в которой под руководством молодого специалиста Абашева В. В. 5 педагогов школы обучаются технологиям создания электронных образовательных ресурсов.
Для организации дистанционного обучения не требуется каких-либо специальны глубоких знаний в области информационно-коммуникационных технологий, педагог, обладающий знаниями уверенного пользователя может своими силами внедрять элементы дистанционного образования в преподавание по своему предмету.
Особое внимание следует уделить обучению качеству создаваемых электронных ресурсов. Простой перевод страниц учебника в текстовые документы или презентации не может называться «созданием электронных образовательных ресурсов», поэтому учитель должен быть знаком с технологиями и методиками создания дистанционных курсов. Работа в системе дистанционного обучения Moodle позволяет создавать профессиональные сообщества учителей, которые совместно работают над созданием курсов и уроков.
В настоящее время в ГБОУ СОШ № 156 5 учителей активно участвуют в создании электронных ресурсов на школьном обучающем портале. Также мы сотрудничаем с педагогами Гатчинского педагогического колледжа, которые на базе нашего образовательного портала создают свои курсы.
Материально-техническая база и финансовое обеспечение
Для создания образовательного портала не требуется дополнительное оборудование. Портал можно разместить на существующем школьном сайте. Хостинг-провайдер должен обеспечивать работу PHP и MySQL. В случае создания самостоятельного автономного сайта затраты на доменное имя и хостинг составят около 3000-4000 рублей в год. Также при выборе тарифа следует учесть, что для одновременной работы около 50 пользователей образовательного портала требуется около 1 Гб дискового пространства.
Методическое обеспечение
В настоящее время существует большое количество информационных ресурсов, обучающих работе в системе дистанционного образования Moodle. На наш взгляд особое внимание следует обратить на следующие:
http://docs.moodle.org/26/en/Main_page — официальное руководство по Moodle на английском языке;
http://docs.moodle.org/archive/ru/ - официальное руководство по Moodle на русском языке; стоит отметить, что документация на английском языке гораздо полнее чем версия на русском;
http://opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/ - более полное руководство по Moodle на сайте российского партнера Moodle «Открытые технологии»;
http://www.curator.ru/method.html — руководство по созданию дистанционных курсов;
http://www.articulate.com/rapid-elearning/50-practical-tips-tricks-to-build-better-e-learning/ - 50 советов по созданию дистанционных курсов (на английском языке)
Технология внедрения инновационной идеи
-
Создание образовательного портала.
-
Выбор провайдера
-
оплата услуг
-
установка Moodle
-
-
Обучение кадров
-
Создание педагогического сообщества
-
Выбор тьютора
-
Обучение в сотрудничестве
-
-
Конструирование курсов
-
Конструирование курсов силами педагогического сообщества
-
Экспертиза созданных ресурсов
-
-
Регистрация учеников
-
Функционирование портала
Эффекты, которые могут быть достигнуты при использовании данного продукта
Для обучающихся
-
возможность освоения пропущенного материала;
-
возможность изучения целых модулей (углубленных по предмету) и даже курсов;
-
возможность использования среды для дополнительных коммуникаций с учителями, в том числе и учителями из других школ, использующих общую среду;
-
возможность использования специфики среды для формирования и упорядочивания коммуникаций между учащимися в том числе и из разных школ;
-
возможность формирования межшкольных творческих и проектных групп для работы над темой, проблемой, проектом;
-
среда способствует росту информационной грамотности обучающихся;
Для родительской общественности
-
доступ к широкому спектру дополнительных образовательных услуг;
-
возможность контроля за содержанием образовательного процесса;
-
включение родителей в процесс обучения;
-
среда способствует росту информационной грамотности вовлеченных родителей;
Для педагогической общественности
-
возможность применения широкого спектра инструментов для индивидуального подхода к обучению;
-
в процессе работы в данной среде происходит агрегирование учебных операций в единую систему, называемую курсом;
-
формирование и упорядочивание коммуникаций между педагогами различных учреждений;
-
среда предоставляет обширный функционал для совместной работы над учебным материалом;
-
возрастает инструментарий для работы межшкольных проектных и творческих групп педагогов;
-
среда способствует росту информационной грамотности педагогов;
Для системы образования района
-
методические объединения районов работают эффективнее, используя функционал и коммуникации, предоставляемые средой;
-
работа в единой образовательной среде приводит к стандартизации образовательных ресурсов, что приводит к росту эффективности взаимодействия педагогов;
-
тесное, повседневное сотрудничество педагогов увеличивает эффективность образовательного процесса в районе;
Для системы образования Санкт-Петербурга
-
во-первых, данная образовательная среда является модульной, это обеспечивает возможность обмена модулями между образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, а самое главное, возможность интегрирования данных модулей в собственные курсы;
-
увеличение количества связей между элементами системы приводит к увеличению синергетического эффекта от нее, это работает и в данном случае, т. к. увеличение интенсивности обмена образовательными ресурсами, совместной работы над образовательными процессами, проектами — есть ни что иное, как рост количества связи между элементами системы образования Санкт-Петербурга.
Возможные сложности при использовании продукта и пути их преодоления
Факторы риска |
Пути преодоления |
Работа в среде требует определенного уровня подготовки |
Опыт ГБОУ СОШ №156 показал, что в первую очередь к работе в среде могут быть привлечены учителя информатики, которые со временем становятся инициативной группой и привлекают к работе в среде остальных учителей, ими же могут оказываться консультации, проводиться семинары для нуждающихся в этом педагогов. |
На начальных этапах работа в обучающей среде является трудозатратной и времязатратной |
Существуют несколько аспектов разрешения данной проблемы:
|
Работа в среде предполагает определенный уровень мотивации педагогов |
Данная образовательная среда обладает той особенностью, что при работе в ней все обучающие активности, которые создаёт педагог, выстраиваются в единую, и — что очень важно — структурированную систему, называемую курсом, которая сохраняется к концу года, и к которой можно будет обращаться снова и снова. Это не разбросанные материалы где-то в просторах Интернета, а именно полноценный курс, или часть его, которая рано или поздно все равно перерастет в курс, если педагог продолжит работать в ней. В нашей же модели, предполагающей совместную работу педагогов, этот курс станет действительно полноценным и отвечающим представлениям о качестве не одного, а коллектива учителей. В дальнейшем работа с таким структурированным курсом упростит работу педагогов, автоматизирует многие рутинные процессы (такие, например, как проверка тестов, их анализ). |
У педагога может быть уже довольно много наработок в других системах и средах, от которых он не хочет отказываться |
Moodle является международным стандартом дистанционного образования. Это означает, что данная система совместима с огромным количеством различных форматов образовательного контента. Более того, Moodle открыт для интегрирования в него различных приложений, чтобы показать насколько широк их спектр, можно привести следующие примеры:
Таким образом, большая часть наработок, которые используются педагогами разрозненно, в различных средах, может быть встроена в систему, и доступна для пользования всех участников, работающих в данной среде. |
Данная среда требует технической поддержки (администрирования) |
Существуют фирмы, предлагающие свои услуги для администрирования таких систем за деньги. На самом деле, по опыту ГБОУ СОШ №156 можно судить, что администрирование вполне возможно осуществлять собственными силами учителей-инициаторов. Наша модель предполагает участие большого количества педагогов, основу которых, скорее всего, составят учителя информатики, как наиболее технически компетентные. Администрирование данной среды вполне им по силам. |
Новый формат работы может быть непривычен учащимся |
Опыт показал, что эта проблема является временной, с одной стороны, как любое новшество, такой формат работы сначала воспринимается «в штыки», с другой стороны учащиеся, являясь наиболее активными пользователями компьютерных технологий, очень легко и быстро осваивают новую компьютерную среду. |
Приложение 1.
Аналоговый анализ продукта
Перечень образовательных сред, аналогичных среде, предлагаемой в нашей модели |
Сопоставление аналогов с предлагаемой в нашей модели образовательной средой Moodle |
Выводы |
|
Сходства |
Отличия |
||
Google docs, Google forms |
|
|
Преимущества: выгодным преимуществом Google docs и Google forms является отсутствие необходимости в хостинге и администрировании.
Недостатки: Однако, в отличие от Moodle, эта среда позволяет лишь очень ограниченный образовательный инструментарий, что не позволяет вовсе, или делает чрезвычайно затруднительным использование данной среды совместно различными участниками образовательного процесса. |
Edmodo |
|
|
Преимущества: очень популярная образовательная социальная сеть (более 33 миллионов пользователей по всему миру), созданная специально для налаживания коммуникаций между различными участниками образовательного процесса. Являясь социальной сетью, Edmodo содержит в себе огромное количество сообществ по различным образовательным тематикам и аспектам. Эти сообщества открыты и доступны, что создает условия для налаживания коммуникаций между участниками образовательного процесса по всему миру.
Недостатки: Во-первых, Edmodo недоступен на русском языке, что в Российских условиях делает эту среду практически бесполезной; Во-вторых, если в Moodle образовательный процесс строится на основе курса, представляющего из себя структурированную обучающую систему, в процессе работы в которой и возникают коммуникации между участниками, то в Edmodo образовательный процесс строится на основе микросообщества, называемого группой. При таком подходе первичными являются коммуникации, которые не могут репродуцироваться (в отличие от курса) на новых участников образовательного процесса. |