Педагогический анализ, целеполагание и планирование работы ОО
как управленческие функции
Гаврилова Татьяна Михайловна,
заместителя директора по УВР ГБОУ ЦО № 170
Колпинского района Санкт-Петербурга
Позволю себе начать с воспоминаний: на первых моих административных курсах «Введение в должность», на одной из первых лекций, Вадим Юрьевич Кричевский, в ту пору проректор УПМ, сказал следующую фразу: «Основную часть рабочего времени заместитель директора должен читать, думать и ходить по урокам». Но в текучке дел, в лавине бумаг именно на эти виды деятельности остается меньше всего времени. Наверное, многим знакомо чувство, что что-то постоянно остается недоделанным. Нехватка времени рождает чувство усталости, приводит к профессиональному выгоранию.
Как выстроить работу образовательной организации таким образом, чтобы поставленные цели реализовывались, задачи решались, и все это приводило к тем качественным изменениям в образовании, которые диктует современная жизнь? Да еще и сделать так, чтобы наша сумасшедшая работа приносила если не удовольствие, то, по крайней мере, удовлетворение.
Осмелюсь дать начинающим руководителям несколько советов, конечно, понимая, что самое сложное – следовать чужим советам.
Основная тема статьи – это управление образовательной организацией, так как планирование работы образовательной организации является важной управленческой функцией.
Цель ее состоит в том, чтобы помочь начинающим заместителям директора оптимизировать свою деятельность, сделать ее целенаправленной и организованной, нацеленной на конкретный результат и приводящей к достижению этого результата, устранить часть тех трудностей, которые неизменно возникают в работе в связи с конкретными управленческими функциями.
Чтобы понять основные принципы управления, рассмотрим, например, процесс управления автомобилем. Передвигаться вы можете разными способами, но выбрали в конечном итоге автомобиль. Оценили его с точки зрения исправности, заправили. Сев за руль, вы чаще всего представляете, куда вам нужно приехать. Перед вами дорога, которая должна привести вас к нужному объекту. Дорога неровная, с ухабами и ямами. Двигаясь по ней, вы выбираете оптимальную траекторию, наиболее безопасную для вас и вашей машины, постоянно корректируя свои действия по управлению автомобилем. Через определенное время вы оказались в нужной точке, достигли цели своего путешествия, но в дороге проявились те проблемы, которых вы ранее не замечали (например, на ровной дороге машину ведет вправо). Следовательно, перед следующей поездкой вам нужно устранить эту неисправность. Устраните из ваших действий хотя бы одно – и ваша поездка станет в лучшем случае некомфортной, в худшем - опасной.
Любой управленческий цикл состоит из следующих звеньев: анализ – постановка целей – планирование – организация – контроль - регулирование – анализ. Он начинается с анализа и анализом заканчивается.
Итак, что такое педагогический анализ и какова его роль в управлении педагогическим процессом?
Эффективность нашей деятельности определяется тем, насколько мы глубоко и полно умеем анализировать педагогический процесс, т.е. насколько мы владеем методикой педагогического анализа. Непрофессиональный или несвоевременный анализ приводит к неконкретным, расплывчатым целям и задачам, к необоснованным решениям.
У Конаржевского Юрия Анатольевича педагогический анализ трактуется предельно просто: это сбор информации, ее обработка, вынесение оценки и принятие решений. Требования к педагогическому анализу:
· Научность;
· Полнота и глубина;
· Объективность;
· Проблемный характер;
· Конкретность;
· Четкая структура и логическая последовательность;
· Прогностичность
Основное назначение анализа как функции управления школой – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, последующая выработка рекомендаций по упорядочению работы системы. Среди других управленческий функций анализ внешне менее эффектен, он находится в тени, но требует максимальных интеллектуальных затрат.
В теории школьного управления существуют разные классификации педагогического анализа, как и разные классификации для анализа урока. Остановлюсь на содержательном подходе, в котором выделяют
Параметрический анализ– изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. На основе этого анализа вносятся оперативные поправки и изменения в педагогический процесс.
Объекты такого анализа:
· Текущая успеваемость;
· Дисциплина в классе;
· Санитарное состояние в школе;
· Соблюдение расписания;
· Посещение уроков и др.
Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают
Тематический анализ– изучение наиболее устойчивых явлений, повторяющихся процессов.
Объекты такого анализа:
· Система работы учителя;
· Деятельность коллектива по созданию в образовательной организации инновационной среды;
· Организация самостоятельной работы учащихся при освоении нового материала;
· Работа МО по подготовке к итоговой аттестации;
· Посещение ряда уроков у одного учителя, в одном классе, по определенной теме и др.
Параметрический и тематический анализ подготавливают итоговый анализ, временные, пространственные и содержательные рамки которого шире.
Объекты такого анализа:
· Реализация методической темы организации;
· Результаты успеваемости учащихся за год;
· Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации
· Реализация целей, поставленных перед ОО в начале года и др.
Информация для итогового анализа складывается не только из данных параметрического и тематического анализов, но и из результатов различного уровня контрольных работ, из отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, председателями школьных методических объединений и др.
Совет начинающим: тщательно продумывайте форму тех отчетов, которые вы периодически собираете со своих коллег. На мой взгляд, они должны удовлетворять следующим условиям:
· Информационная емкость;
· Простота в заполнении;
· Аналитическая составляющая (отчет должен быть полезен не только вам, но и самому учителю, подталкивать его к анализу и осмыслению своей деятельности).
Большинство образовательных организаций работают в режиме развития, по крайней мере, программы развития есть в каждой школе. Но по своему опыту я знаю, что переход в этом режим возможен только после того, как достигнут уровень функционирования, когда каждым работником приняты и поняты правила, по которым живет организация. Правил этих целый свод, я остановлюсь на исполнительской дисциплине. Всегда есть такие коллеги, которые сдают отчеты не вовремя, не по той форме. Все это осложняет вашу работу, замедляет ее, а иногда делает выполнение какого-либо анализа вообще невозможным. Если это случается с завидным постоянством, значит, вы плохо объяснили, поставили неясные цели, не актуализировали необходимость качественного выполнения задания для конкретного учителя и для вас.
Совет начинающим: не экономьте время на объяснении, контактируйте с коллегами не через письменные распоряжения, а непосредственно, разъясняйте им все, как детям, анализируйте результаты. Здесь, как и в воспитании, нет мелочей, особенно в начале работы. (Из опыта: режим функционирования настиг наше образовательное учреждение на 6-7-ой год работы, и только на этой стадии стал возможен этап развития, хотя мы участвовали в городском эксперименте по введению в УВП освобожденного классного руководителя, реализовывали методические темы школы). Заполните сами те отчеты, которые вы предлагаете, оцените их полезность с точки зрения не администратора, а исполнителя.
И еще один совет: к любому совещанию, на котором вы выступаете , необходимо тщательно готовиться, даже если вы просто информируете коллег по какому-либо вопросу. Помните требования, предъявляемые к информации:
· Ясность
· Полнота
· Точность
· Последовательность
· Объективность
· Доказательность
Подведем промежуточный итог. Какие требования предъявляются к анализу работу ОУ (или к аналитической части плана работы ОУ)?
· Конкретное, глубокое полное и убедительное раскрытие причин успехов и недостатков деятельности ОО;
· Четкая формулировка выводов, оценка всех явлений и результатов деятельности ОО с позиции реализации целей, решения задач и выполнения планируемого;
· Наличие критической оценки результатов и методов деятельности педагогического коллектива, администрации ОО, подтвержденной количественными показателями и качественными характеристиками;
· Четкая формулировка выявленных по результатам деятельности ОО в прошлом году проблем и противоречий, позволяющая сформулировать цели и задачи на новый учебный год.
Структур анализа тоже существует множество, остановлюсь на наиболее распространенных:
По конечным результатамдеятельности ОУ (вся итоговая информация делится на несколько частей, и на основе оценки каждой из частей делается общее заключение о состоянии оцениваемого объекта, факторах и причинах, влияющих на его состояние, позволяющее выявить причинно-следственные связи, помогающие определить проблемы качественного роста конечных результатов деятельности коллектива.
По направлениям деятельности образовательной организации(здесь важен набор направлений. Сбор информации по определенным блокам создает банк итоговой информации для анализа и оценки деятельности ОО за учебный год. Внутри каждого блока информацию нужно не только систематизировать и обобщить, но и оценить).
По целям и задачамсостоит в оценке уровня достижения цели через решение ряда задач, в выявлении причин невыполнения (или частичного выполнения) задач и определении на этой основе целей и задач на следующий учебный год.
В начале статьи прозвучала мысль, что один из основных видов деятельности заместителя директора – это посещение уроков. Из сказанного выше видно, что и в параметрическом, и в тематическом, и в итоговом анализах в центре внимания находится урок как основная единица УВП, как основная форма организации, деятельности учителя и учащегося. Именно через посещение уроков выявляется большинство проблем, из которых вытекают задачи, встающие перед ОУ требующие решения. Следовательно, урок – основной материал для педагогического анализа.
В разные времена существовали разные нормативы на посещение уроков. Но к этим цифрам, мне кажется, нужно относиться творчески, т.к. важно не количество посещенных уроков, а качество анализа и самоанализа уроков и произошедшие в результате этих действий качественные изменения в уроке.
Практика показывает, что при анализе урока мы сами испытываем трудности, а следовательно, не можем научить этому своих коллег. Совет начинающим: прежде чем пойти на урок или после того, как вы посетили уроки и остались недовольны результатами, не спешите с разборами и замечаниями. Сначала научите! Через семинар, через мастер-класс в том числе и тому, что, казалось бы, всем известно (например, конструированию классического урока). Следующий совет: не уходите из учительской профессии. Давайте открытые уроки сами (но не увлекайтесь!). Коллеги должны видеть, что то, что вы от них требуете, вами делается совершенно. И еще один совет: используйте любую возможность для своего обучения. Во-первых, видя, что администрация постоянно учится, ваши коллеги более легко будут воспринимать необходимость своего обучения. Во-вторых, даже в слабых курсах, семинарах, конференциях всегда есть то, что можно взять на вооружение, что применить на практике.
Подведем промежуточный итог: анализ урока может быть
Развернутым (детально обсуждаются все моменты урока как единого целого. Он нужен для начинающих учителей и в случае, когда необходимо обобщить и распространить педагогический опыт);
Кратким(это не анализ на скорую руку для галочки, а объективное изложение предложений и рекомендаций, в основе которых лежит знание личности учителя и профессионализм анализирующего);
Аспектным(анализ направлен на изучение какого-либо аспекта урока, например, на организацию самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала).
Итак, анализ сделан. Наступает время постановки целей, реализация которых ждет вас в новом учебном году. Если анализ педагогического процесса за предыдущий год носил проблемный характер, то постановка целей не будет представлять никаких трудностей. Снова совет: на начальном этапе своей работы не стремитесь реализовать десяток целей, решив при этом огромное количество задач. Проранжируйте цели, выберите 3 наиболее значимые для вашей ОО и не гонитесь за количеством, отдайте первенство качеству.
Не буду подробно останавливаться на «дереве целей», скажу лишь о том, что при составлении «дерева целей» нужно генеральную цель представить в виде конкретных частных целей, произвести декомпозицию. Конечная цель должна быть достаточно простой, достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время. Таким образом, достижение главной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. А чтобы избежать затруднений в формулировке целей, можно воспользоваться алгоритмом:
- что делать? (создать условия….)
- для чего делать? (для повышения уровня с …до….)
- за счет чего? (за счет освоения….)
Цель должна быть
· напрямую связана с выявленной проблемой;
· конкретной (иметь количественные и качественные параметры для определения степени ее достижения)
конечной (иметь определенный срок достижения);
· реальной;
· представлять для исполнителей интерес;
· не вызывать конфликтов в коллективе.
Цель – стержень годового плана работы ОО. От целеполагания как управленческой функции переходим к планированию. Планирование в управлении школой выступает как соотношение данных педагогического анализа с поставленной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, могут быть направлены на решение текущих задач. На этом основании выделяют перспективные, текущие и годовые планы работы школы.
Методологическая основа планирования состоит в соблюдении принципов
· Научности;
· Аналитического основания;
· Целенаправленности;
· перспективности;
· непрерывности;
· соразмерности заданий;
· коллективности.
Планирование деятельности ОО делится на
· Стратегическое (программа развития ОО, образовательная программа);
· Перспективное (годовой план);
· Текущее (план на месяц, неделю);
· Оперативное (план конкретного мероприятия).
Важно, чтобы все планы были увязаны между собой, не противоречили друг другу, не рождали невыполнимый объем работы.
В центре внимания сегодня годовой план школы, форма которого может быть различной. Но независимо от формы к годовому плану предъявляются определенные требования. Годовой план – это управленческое решение, все положения которого связаны между собой, а содержание соответствует целям и задачам. Как к любому решению, так и к годовому плану предъявляются требования
· Конкретности;
· Выполнимости;
· Проверяемости исполнения;
· Наличия сроков исполнения и ответственных лиц
Годовой план образовательного учреждения – важнейший документ, определяющий успешность деятельности организации в течение года. Акцент на часто встречающихся недостатках учебных планов позволит эти недостатки избежать:
· Цель деятельности на год не связана с программой развития, с результатами прошлого года, безлика (за ней не просматривается конкретное образовательное учреждение);
· Цель носит глобальный характер, сформулирована таким образом, что определить ее выполнение невозможно (например, «обеспечение гармоничного развития личности ребенка);
· Задачи деятельности не раскрывают пути достижения указанной цели, не соответствуют основным аналитическим выводам о работе ОУ в прошлом году, не решают выявленных проблем;
· Задачи носят надуманный характер;
· В задачах отсутствует содержательная емкость и логическая стройность.
Глубокий анализ, ясные цели, четкий план, пристальный контроль сами по себе не являются залогом успешности ОО. Делает хорошую школу команда. А в этой команде основа – учителя. Сделаете их своими единомышленниками, разбудите в них творческое начало, научите их и научитесь у них – и многие цели будут реализованы, задачи решены. В противном случае наши административные знания и умения вряд ли найдут себе применение.
Использованные ресурсы
1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. - С-Пб, Каро, 2007
2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. - С-Пб, Каро, 2008
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., Центр «Педагогический поиск», 2000
4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.
5. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php
6. Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения Научно-методические материалы ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов С-ПБ АППО кафедра философии образования /под общей редакцией К.В.Романова, Н.Н.Тебеньковой. – СПб.:СПбАППО, 2012
7. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. а. М.М.Поташника. — М., 1992.
8. http://lib.nspu.ru/umk/3436520f3949bc60/t4/ch1.html