Применение ИКТ при проведении учебных занятий в ГОУ НПО и СПО
Руководитель курса по «методике формирования
базовых информационных компетенций»
Крылова Анна Алексеевна
Выполнила преподаватель
СПБ ГБ ПОУ ЭК
Дедуль Татьяна Борисовна
Содержание
Описание проекта. Актуальность проекта «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в системе начального профессионального образования». |
3-7 |
Часть 1. Теоретические обоснования использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в системе начального профессионального образования. |
8-10 |
Часть 2. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в системе начального профессионального образования |
11 |
Заключение
|
12-13 |
Список литературы
|
13 |
Научить человека жить в информационном мире
– важнейшая задача современной школы
А.П.Семенов.
Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету— мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа – и Интернет-ресурсов.
По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от педагога очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Общаясь с ребятами на уроках, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между преподавателем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно–педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Огромную роль в изучении предмета играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся. Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ученика к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами. Для развития творчества необходимо создать ряд условий:
- Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей;
- Организация занятий, при которых обучающимся приходится использовать свои жизненные наблюдения;
- Самостоятельная работа учащихся;
- В развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.
За несколько лет преподавания я поняла, что одна из серьезнейших проблем сегодняшнего образования - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. На уроках учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей. Долголетний опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.
Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к предмету?
Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение информационных и коммуникационных технологий при изучении различных тем. Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей, является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, предполагает развитие у учащихся интереса к самостоятельному прочтению тех или иных произведений, чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе лингвистических кружков. Решению выявленной проблемы может способствовать проект «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в системе начального профессионального образования» в рамках которого, предлагается модель, позволяющая сделать реальные шаги для повышения интереса учащихся к урокам.
В основе моего проекта лежит использование информационно- коммуникационных технологий на уроках в системе начального профессионального образования. Результат нацелен на интересы учащихся в лучшем усвоении программного материала.
Цель проекта: разработать и апробировать занятия с применением ИКТ с целью использования их на уроках.
Предполагаемые результаты:
- усвоение учебного материала не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
- повышение интереса учащихся к изучению предмета;
- самостоятельное создание материала для уроков как преподавателем, так и учащимися;
- создание цикла занятий с целью использования их в работе
- обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;
- повышение творческого начала в образовании.
Задачи:
- установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психологической, педагогической, методической литературе;
- разработать методическую модель использования ИКТ на уроках в учреждениях НПО;
- проверить эффективность разработанной методики с целью экспериментального подтверждения результативности её применения;
- повышение интереса учащихся к изучению предмета, познавательной активности.
Ресурсы:
- Раздаточный методический материал и наглядные пособия;
- Учебно-методическая литература ;
- Психолого-педагогическая литература по выявленной проблеме;
- Обобщенный пакет материалов по инновационным технологиям;
Теоретические обоснования использования ИКТ на уроках в системе начального профессионального образования.
Преподавателю следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого все возможные методы и средства. Одним из наиболее важных из них является проведение уроков с применением ИКТ.
ИКТ дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в процессе обучения способствует:
1) осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
2) повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний;
3) развитию личности учащегося;
4) подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
ИКТ позволяют оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всей учебной группы одновременной.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий позволило подойти к вопросу обучения с качественно новой стороны. В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным источником знаний об окружающем мире, что ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая деятельность. На своих уроках я использую ИКТ с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора учащихся.
Использование ИКТ, действительно, позволяет выйти на новый уровень образования, а также значительно расширить свой кругозор, повысить профессиональную подготовку.
Привлечение новых информационных технологий к обучению – это не новомодное излишество. Это стремление к созданию всех возможных, в том числе и нестандартных, условий для более успешного освоения учениками программного материала. Уроки с применением ИКТ не заменяют учителя, а наоборот, делают общение с учениками более содержательным, индивидуальным и деятельным. Создание данных уроков требует умения пользоваться компьютером и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.
Основные методы и приемы использования информационных технологий на уроках.
Создание презентации.
С помощью программы PowerPoint создаётся презентация для объяснения новой темы, что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу - сделать уроки интересными и познавательными.
Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся освоят навыки:
- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения материала в презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.
Учащиеся получат опыт:
- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;
- создания презентации в программе MS Power Point.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа результата. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.
Выполняя “творческое оформление” темы, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии.
В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Однако, приступая к созданию презентации, необходимо представлять:
- цели, которые вы хотите достичь в результате показа данной презентации;
- задачи вам предстоит решать в ходе вашего выступления;
- аудитория, перед которой вам предстоит выступать;
- мотивация вашей аудитории к тому, чтобы вас слушать;
Использование ИКТ на уроках в системе начального профессионального образования.
Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует учащихся, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ученик чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), презентации, тесты;
- видеофильмы;
- работа с ресурсами Интернет.
Заключение.
Таким образом, я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочное время дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение ИКТ позволяет :
- ·наполнить уроки новым содержанием;
- ·развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- ·формировать элементы информационной культуры;
- ·прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- · поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- ·идти в ногу со временем.
Уроки становятся яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео - сопровождений. Всё это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны», - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.
Список литературы
1.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1998
2.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2012
3.Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2007. №5.
4.Булгакова И.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании.// Педагогика и жизнь. 2009.
5.Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
6.Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе.// Информатика и образование.2011.№7
7.Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. – М.: Изд. ИНТ, 2009