Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Подготовка обучающихся к профессиональной адаптации - основная задача образовательной деятельности  лицея

 

Агрэ Марк Павлович,

 

директор Государственного образовательного учреждения начального

 

профессионального образования Профессионального лицея

 

железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга

 

      Одна из основных задач, стоящая сегодня перед учреждениями  начального профессионального образования – это  обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации в процессе последующего исполнения профессиональных функций.

Однако в ходе решения этой задачи возникает противоречие между запросами развития экономики, технологий, федерального и территориальных рынков труда с одной стороны, и образовательными потребностями граждан – с другой. Это выражается в стремлении молодежи получить «элитное» профессиональное образование, овладеть  профессиями, на которые существует жестокая конкуренция, в то время как множество рабочих специальностей, в частности профессии железнодорожного транспорта, оказываются невостребованными, что вызывает определенную напряженность в сфере общественного разделения труда.

      Устранение противоречия между потребностями рынка труда и образовательными потребностями граждан связано с необходимостью формирования у молодых людей качеств, способствующих наиболее эффективному их вхождению в профессиональную среду, т.е. осуществлять  подготовку к профессиональной адаптации.

      Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

      Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга осуществляет подготовку квалифицированных рабочих  по профессиям «Машинист тепловоза», «Машинист электровоза», «Машинист электропоезда», «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Оператор по обработке перевозочных документов» для Октябрьской железной дороги  Филиала ОАО «РЖД».

Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются не только неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, но и ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Поэтому юноши, пришедшие на обучение в лицей, должны знать об ответственности, условиях профессиональной деятельности, оценить свои возможности. И основной задачей, стоящей перед ИПК лицея, является подготовка квалифицированного рабочего, четко и своевременно исполняющего свои должностные обязанности для обеспечения безопасности пассажиров.

      Адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности  делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями.

      Решение этой проблемы осуществляется с первых дней учебной деятельности, когда обучающиеся лицея участвуют в совместных мероприятиях, организуемых лицеем и Октябрьской железной дорогой. Ежегодно, 1 сентября, на территории Музея железнодорожного  транспорта, проводится торжественное посвящение обучающихся в железнодорожники. Перед ребятами выступают начальники подразделений Октябрьской железной дороги, руководители кадровых служб, бывшие выпускники Лицея, работающие в депо и в Управлениях дирекций. Обучающихся знакомят с историей Октябрьской железной дороги и железнодорожного транспорта, с традициями и перспективами развития отрасли. В течение всего периода обучения организуются встречи с ветеранами–железнодорожниками, проводятся тематические экскурсии, просмотры кинофильмов. Лучшим обучающимся вручаются памятные значки, вымпелы.

      Формирование полной адекватности ожиданий и реальности – длительный процесс. У подавляющего большинства обучающихся их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встречались в реальной жизни. В связи с этим в своей профессиональной адаптации они сталкиваются с большими препятствиями.

      Организация производственного обучения и практики в цехах депо Октябрьской железной дороги способствуют  формированию у обучающихся правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности. Во время практического обучения за каждым учащимся закрепляется наставник - опытный работник предприятия, осуществляющий постоянный контроль  процесса обучения на рабочем месте. Выполняя  работы согласно графику перемещения по рабочим места, к концу обучения учащийся овладевает всеми работами, предусмотренными перечнем и получает навыки выполнения основных операций  ремонта оборудования, выполняемых в депо. 

      Результат такой формы обучения – победа в конкурсах профессионального мастерства в 2008 и 2009 году, проводимых Октябрьской железной дорогой по профессии «Помощник машиниста локомотива».

      Однако соединение представления с реальностью даже в идеальном случае носит кризисный характер.

Частично устранить это препятствие помогает распределение на практику обучающихся с учетом их места проживания и дальнейшее трудоустройство. За время обучения на предприятии учащийся вливается в  коллектив, впитывает атмосферу трудовой деятельности, узнает традиции. В результате, более 90% выпускников продолжают свою трудовую деятельность на местах прохождения практики.

      Как бы человек не готовился к будущей профессии, до определённого момента он ещё обучающийся, а в следующий момент он уже квалифицированный рабочий. У него меняется всё: и способы бытия, и приёмы деятельности, и характер общения.

Поэтому задача, стоящая перед преподавателями, мастерами производственного обучения, наставниками на предприятии – формирование  у обучающихся  не только адекватного образа профессии  и профессиональной деятельности, но и подготовка их в соответствии с этим образом: привитие вкуса и любви к своей профессии, развитие стремления совершенствоваться в профессии, наращивать свой профессионализм и др.

Таким образом, подготовка обучающихся к профессиональной адаптации представляет собой процесс усвоения каждым обучающимся определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в социальной и трудовой сферах жизнедеятельности, позволяющих  функционировать в качестве полноправного члена общества.      

      К моменту поступления в Лицей достаточно большая часть обучающихся не идентифицирует себя с будущей профессией. В этих условиях само учреждение НПО неизбежно воспринимается как отражение производства. И создание современной учебно-материальной базы лицея - фактор, определяющий позитивное восприятие самого учреждения начального профессионального образования и формирование системы межличностных отношений обучающихся.

      Одним из наиболее значимых социальных факторов подготовки обучающихся к профессиональной адаптации выступает качество общего и профессионального образования в лицее. Опыт показывает, что успешно адаптирующиеся к новым условиям характеризуются повышенной познавательной активностью, готовностью учиться и переучиваться. Наконец, самую важную роль в успешности подготовки обучающихся к профессиональной адаптации играет само предприятие - потребитель образовательных услуг. Без заинтересованности предприятия в молодых специалистах, без его участия в процессе подготовки рабочих кадров, деятельность образовательного учреждения в области подготовки обучающихся к профессиональной адаптации не будет иметь смысла.

      Социальное партнерство с ОАО «РЖД» помогает  полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда, производя, при необходимости, требуемые коррективы «на входе» образовательного процесса и снижая, таким образом, риск дезадаптационных проявлений: упрощается доступ к информации о региональном рынке труда; обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки в лицее; упрощается процедура корректировки существующих и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся; расширяются возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений; инициируются новые совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений и т.п.

Так, вопросы обучения с учетом корпоративных стандартов ОАО «РЖД» оговорены в Договоре о целевой подготовке рабочих с начальным профессиональным образованием, заключаемом на 3 года между Лицеем и Октябрьской железной дорогой. Причем они выделены в отдельный раздел «Содержание дополнительной составляющей подготовки», которое определяется заказчиком.

Лицей работает в сети INTERNET ОАО «РЖД», через которую реализуются Стандарты образования основных массовых профессий ОАО «РЖД», что позволяет готовить кадры с учетом требований заказчика – ОАО «РЖД».

В Лицее осуществляется тестирование обучающихся с использованием сети СПД Октябрьской железной дороги по лицензии VIPNET с использованием контрольно-оценочных средств, предлагаемым штатным работникам ОАО «РЖД». Такая система подготовки способствует быстрой профессиональной адаптации выпускников к требованиям предприятия, и, следовательно, закрепляемости выпускников на предприятиях Октябрьской железной дороги.  Результат – 38% выпускников Лицея железнодорожного транспорта – сотрудники моторвагонной дирекции Октябрьской железной дороги.

      Таким образом, подготовка обучающихся лицея к профессиональной адаптации осуществляется с использованием целого комплекса форм, средств и методов работы, в структуре которых наиболее важное место занимают: проведение экскурсионных занятий, в том числе  в рамках реализации учебной дисциплины «Введение в специальность»;   привлечение опытных специалистов - производственников для проведения обзорных лекций и воспитательных мероприятий;  проведение на предприятии «Урока на производстве»; создание учебно-производственной базы на предприятии; проведение совместных культурно – массовых мероприятий; прохождение переподготовки на предприятии преподавателями специальных и общеобразовательных дисциплин; проведение встреч руководства предприятия с обучающимися; организация производственной практики – самой действенной формы подготовки обучающихся к профессиональной адаптации.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»