Ловицкий Владимир Дмитриевич,
кандидат биологических наук, Отличник Здравоохранения,
руководитель РЭП,
ГБОУ лицея № 623 имени И.П. Павлова
Выборгского района Санкт - Петербурга
Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников
С сентября 2010 г. ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова Выборгского района Санкт – Петербурга работает в режиме районной опытно - экспериментальной площадки по теме «Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников».
В 2011 г. лицей № 623 стал победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. (Программа «Разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных образовательных программ школьника»).
Санотипический мониторинг (Sanos (греч.) – здоровье) – динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащегося и оценка адаптационных возможностей его организма.
Саногенетический мониторинг ставит задачу оценить функциональный резерв основных адаптационных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной.
Для проведения мониторинга используются приборы:
САКР – спироартерио-кардиоритмограф. С его помощью регистрируются: электрокардиограмма, частота сердечных сокращений, артериальное давление, фазы дыхания.
УПМД – устройство экспресс-оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам. С его помощью проводятся 3 теста: 1) реакция на перестройку двигательной установки, 2) реакция на снятие зрительного контроля , 3)измерение латентного периода двигательной реакции.
ЛКС - лазерный корреляционный спектрометр для биологических жидкостей. С его помощью исследуются рото - глоточные смывы для оценки состояния обмена веществ.
|
|
|
ЛКС |
САКР |
УПМД |
ТОДП |
ТОДП - топограф оптический деформации позвоночника. Как показывает статистика, примерно 40-80% детей имеют нарушения осанки. Достоинствами оптического топографа, в отличие от рентгеновского метода, являются: абсолютная безвредность, большая пропускная способность, полная автоматизация обработки снимков, высокая корреляция с данными рентгена, информативность и наглядность. Наглядность подтверждают клинические примеры топографического обследования. |
За период 2010 г. - 2012 г. на базе лицея было проведено с согласия родителей три обследования санотипического профиля учащихся:
1) октябрь 2010 г., 2) май 2011 г., 3) ноябрь 2011 г.
В мониторинге (ноябрь 2010 г.) приняли участие 100 учащихся 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В, 3В классов.
Исследовались:
1) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,
2) нарушения в системе дыхания,
3) нарушения психомоторной активности,
4) нарушение осанки.
Оценивались 9 показателей:
1)антропометрия,
2)сердце,
3)сердечный ритм,
4)периферическое кровообращение,
5)регуляция артериального давления,
6)система дыхания,
7) психомоторная функция,
8)обмен веществ,
9)осанка.
|
Результаты последнего обследования: Оценка показателей производилась по 3-балльной системе: 1 – «отлично» 2 – « в норме» 3 – «имеются функциональные отклонения» |
79 учащимся, имеющих отклонения в одной из функциональных систем, даны адресные рекомендации, разработанные врачами. Рекомендации содержали комплекс физических упражнений утренней зарядки в течение 3 месяцев. Разработаны методические рекомендации «Комплекс индивидуальных корректирующих мероприятий на основе саногенетического мониторинга».
В мониторинге (ноябрь 2011 г.) приняли участие 107 учащихся 2Б, 2В,3А, 3Б, 3В, 4В классов.
Исследовались:
1) нарушение осанки,
2) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,
3) нарушения в системе дыхания,
4) нарушения психомоторной активности.
Групповые коррекционные занятия по формированию осанки учащихся проводятся в зале «Центра адаптивной физической культуры». Разработаны методические рекомендации к занятиям «Лечебно – физкультурно - оздоровительные комплексы на гимнастических мячах - фитболах».
Степень нарушения осанки контролируется в ходе каждого мониторинга. Для учащихся (10 человек), у которых функциональные отклонения нарушения осанки неоднократно оценивались в 3 балла, введены специальные коррекционные занятия в спортивном зале. Разработаны методические рекомендации «Профилактика и коррекция нарушения осанки у школьников».
С учащимися (7 человек), у которых функциональные нарушения системы дыхания неоднократно оценивались в 3 балла, проводятся еженедельные занятия по её коррекции с помощью методики БОС (биологической обратной связи).
В 2012 г. разработаны методические рекомендации для учителей «Организация внеурочной деятельности, направленной на самосохранение здоровья учащихся», где представлены методики «здоровьесбережения».
Расширяются возможности спортивно - оздоровительной деятельности лицея. Введены в эксплуатацию стадион, площадка для уличных тренажёров. Уличные тренажёры «OPENSPORT – Classic» используются для упражнений, корректирующих отклонения в одной из функциональных систем. Разработаны методические рекомендации «Тренировка на уличных тренажёрах».
Большое внимание уделяется оздоровительной направленности оборудования учебных кабинетов начальной школы. В здоровьесберегающую экологию учебной комнаты существенный вклад внесли приборы для очистки и ионизации воздуха, в классах имеется в баллонах экологически чистая питьевая вода «Полюстрово».
С целью гармонического интеллектуального развития учащихся начальной школы были приобретены детский конструктор, настольные игры, шахматы и шашки. Ребёнок, обучающийся таким играм, привыкает думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Созданию положительных эмоций, развитию мелкой моторики, развитию умственных способностей способствуют настольные игры: футбол и хоккей. Несомненную пользу принесёт и развивающий детский конструктор ENGINO. У ученика формируется образное мышление, создается правильное пространственное представление. Он учится контролировать свои движения, планировать действия. У него разрабатывается моторика, улучшается глазомер.
Работа, направленная на укрепление здоровья учащихся лицея, несомненно, должна создать условия, обеспечивающие формирование здоровьесберегающего фундамента развивающегося организма.