Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ловицкий Владимир Дмитриевич,

кандидат биологических наук, Отличник Здравоохранения,

руководитель РЭП,

ГБОУ лицея № 623 имени И.П. Павлова

Выборгского района Санкт - Петербурга

 

Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников

 

С сентября 2010 г. ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова Выборгского района Санкт – Петербурга  работает в режиме районной опытно - экспериментальной площадки по теме «Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников».

В 2011 г. лицей № 623 стал победителем конкурса образовательных учреждений,  внедряющих инновационные образовательные программы. (Программа «Разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных образовательных программ школьника»).

Санотипический мониторинг (Sanos (греч.) – здоровье)  – динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащегося и оценка адаптационных возможностей его организма.

Саногенетический мониторинг ставит задачу оценить функциональный резерв основных адаптационных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной  и опорно-двигательной.

Для проведения мониторинга используются приборы:

САКР – спироартерио-кардиоритмограф. С его помощью регистрируются: электрокардиограмма, частота сердечных сокращений, артериальное давление, фазы дыхания.

УПМД – устройство экспресс-оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам. С его помощью проводятся 3 теста: 1) реакция на перестройку двигательной установки, 2) реакция на снятие зрительного контроля , 3)измерение латентного периода  двигательной реакции.

ЛКС - лазерный корреляционный спектрометр для биологических жидкостей. С его помощью исследуются рото - глоточные смывы для оценки состояния обмена веществ.

ЛКС

САКР

УПМД

ТОДП

ТОДП - топограф оптический деформации позвоночника. Как показывает статистика, примерно 40-80% детей имеют нарушения осанки. Достоинствами оптического топографа, в отличие от рентгеновского метода, являются: абсолютная безвредность, большая пропускная способность, полная автоматизация обработки снимков, высокая корреляция с данными рентгена, информативность и наглядность. Наглядность подтверждают клинические примеры топографического обследования.

За  период 2010 г. -  2012 г. на базе лицея было проведено с согласия родителей три обследования санотипического профиля учащихся:

1) октябрь 2010 г., 2) май  2011 г., 3) ноябрь 2011 г.

В мониторинге (ноябрь 2010 г.) приняли участие  100 учащихся 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В, 3В классов.

Исследовались:

1) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,

2) нарушения в системе дыхания,

3) нарушения психомоторной активности,

4) нарушение осанки.

Оценивались 9 показателей:

1)антропометрия,

2)сердце,

3)сердечный ритм,

4)периферическое кровообращение,

5)регуляция артериального давления,

6)система дыхания,

7) психомоторная функция,

8)обмен веществ,

9)осанка.

Результаты последнего обследования:

Оценка показателей производилась по 3-балльной системе:

1 – «отлично»

2 – « в норме»

3 – «имеются функциональные отклонения»

79 учащимся, имеющих отклонения в одной из функциональных систем, даны адресные рекомендации, разработанные врачами. Рекомендации содержали комплекс физических упражнений утренней зарядки в течение 3 месяцев. Разработаны методические рекомендации «Комплекс индивидуальных корректирующих мероприятий на основе саногенетического мониторинга».

В мониторинге (ноябрь 2011 г.) приняли участие  107 учащихся 2Б, 2В,3А, 3Б, 3В, 4В классов.

Исследовались:

1) нарушение осанки,

2) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,

3) нарушения в системе дыхания,

4) нарушения психомоторной активности.

Групповые коррекционные занятия по формированию осанки учащихся проводятся в зале «Центра адаптивной физической культуры». Разработаны методические рекомендации к занятиям «Лечебно – физкультурно - оздоровительные комплексы на гимнастических мячах - фитболах». 

Степень нарушения осанки контролируется в ходе каждого мониторинга. Для   учащихся (10 человек),  у  которых  функциональные отклонения  нарушения осанки неоднократно оценивались в 3 балла, введены специальные коррекционные занятия в спортивном зале. Разработаны методические рекомендации «Профилактика и коррекция нарушения осанки у школьников».

С  учащимися (7 человек), у которых  функциональные  нарушения системы дыхания  неоднократно оценивались в 3 балла, проводятся еженедельные занятия по её коррекции с помощью методики БОС (биологической обратной связи).

В 2012 г. разработаны методические рекомендации для учителей «Организация внеурочной деятельности, направленной на самосохранение здоровья учащихся», где представлены методики «здоровьесбережения».

Расширяются возможности спортивно - оздоровительной деятельности лицея. Введены в эксплуатацию стадион, площадка для уличных тренажёров. Уличные тренажёры «OPENSPORT – Classic»  используются для  упражнений, корректирующих отклонения в одной из функциональных систем. Разработаны методические рекомендации  «Тренировка на уличных тренажёрах».

Большое внимание уделяется оздоровительной направленности оборудования учебных кабинетов начальной школы. В здоровьесберегающую  экологию учебной комнаты существенный вклад внесли приборы для очистки и ионизации воздуха, в классах имеется в баллонах экологически чистая питьевая вода «Полюстрово».

С целью гармонического интеллектуального развития учащихся начальной школы были приобретены детский конструктор, настольные игры, шахматы и шашки. Ребёнок, обучающийся таким играм, привыкает думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость.  Созданию положительных эмоций, развитию мелкой моторики, развитию умственных способностей способствуют  настольные  игры: футбол и хоккей. Несомненную пользу принесёт и развивающий детский  конструктор ENGINO. У ученика формируется образное мышление, создается правильное пространственное представление. Он учится контролировать свои движения, планировать действия. У него разрабатывается моторика, улучшается глазомер.

Работа, направленная на укрепление здоровья учащихся лицея, несомненно, должна создать условия, обеспечивающие формирование здоровьесберегающего фундамента развивающегося организма.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»