Особенности учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
Ханукова Ирина Ивановна
Как заинтересовать ученика учением? Дети предшкольного возраста обычно хотят стать учениками, учиться в школе. Но проходит не так много времени, и мотивация ребенка к учению снижается. Как сохранить у школьника желание учиться, энтузиазм в освоении нового, интерес к исследованию разных явлений в мире, к самостоятельному поиску закономерностей и правил в разных учебных предметах? Решить эти проблемы можно, если то, что изучается в школе, тесно связано с возрастными особенностями обучающегося, с его реальной жизнью, вопросами, интересами, с ним самим.
Вальдорфская школа решает задачи всестороннего развития личности ребенка посредством соединения процессов обучения и воспитания во взаимосвязи активного наблюдения, переживания и познания явлений окружающего мира, художественного подхода к преподаванию школьных предметов, развивая в человеке все составляющие его существа (телесное, душевное и духовное).
Основа вальдорфской педагогики, ее фундамент – антропософская антропология, разработанная основателем антропософии и вальдорфской педагогики Рудольфом Штайнером (1861-1925).С антропософской точки зрения принято рассматривать существо человека в триединстве: тело, душа и дух (8, с.28).
Если рассматривать развитие ребенка от грудного возраста до достижения взрослости в двадцать один год, то можно различить три больших периода. Первый период: грудной и маленький ребенок, еще полностью погруженный в атмосферу родительского дома и окруженный материнскими заботами; второй период, когда он делает шаг в мир, и здесь школа, наряду с родительским домом, играет в мире ребенка важную роль; третий период — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
Говоря о продолжительности этих периодов, можно указать на три (примерно) семилетия. Внутри этих семилетий можно, конечно, констатировать смещение в индивидуальном развитии, а также различия в развитии мальчиков и девочек.
С биологической точки зрения можно обозначить те же периоды следующим образом:
1. период от рождения до смены зубов (от 0 до примерно 7 лет);
2. период от смены зубов до пубертета (примерно от 7 до 14 лет);
3. период от пубертета до совершеннолетия (примерно от 14 лет до 21 года).
Таким образом, вальдорфская педагогика осуществляет антропософский, духовнонаучный подход к познанию мира и человека (6, с. 29).
Рудольф Штайнер указал в своих педагогических докладах на то, что следует обращать внимание на соответствие физически-телесного и душевно-духовного развития ребенка, на его возрастные особенности, связанные с ними задачи воспитания (4, 7-8).
Главными воспитателями для ребенка возраста первого семилетия (от 0 до школы) являются родители (и воспитатели детского сада). Ребенок приобретает свой опыт жизни через подражание этим главным для него, любимым и близким людям, осваивая активно волевым импульсом, прежде всего телесно, проявления воли, чувств, мышления человека, развивая собственные силы фантазии (2, с. 37). Ребенок ощущает себя частью этого мира. Р. Штайнер находит такое описание-девиз восприятия ребенком в первом семилетии внешнего мира: «Мир добр».
Задача развивающегося человека в первом семилетии прежде всего заключается в формировании и освоении собственного физического тела. Завершение этого этапа проявляется появлением «собственных» зубов, сменяющих молочные, «вытягиванием» – некоторым скачком роста на седьмом году жизни, а в душевной сфере – проявлением некоторой скуки и желанием чего-то нового. Как правило, здоровый ребенок около семи лет испытывает естественное желание учиться в школе – это характерная возрастная особенность, описанная в психологии, т.к. ведущей от 7 до 11,5 лет является учебная деятельность.
Школьное время жизни ребенка захватывает все второе и примерно половину третьего семилетия.
Содержание учебных программ вальдорфской школы опирается на возрастные особенности и потребности детей – это один из основополагающих принципов педагогики, созданной Р. Штайнером. Программа (содержание образования) вытекает из условий развития ребенка в определенном возрасте, согласно им учитель осуществляет выбор материала для занятий и способ работы с ним (3, с.19, 21-22).
Задача второго семилетия – развитие сферы чувств (освоение собственных органов чувств, развитие активной творческой фантазии, позволяющей буквально «увидеть» – ярко, образно представить то, о чем рассказывает учитель, позже – умение наблюдать и точно описывать свои наблюдения). До двенадцатого года жизни, когда в человеке пробуждается способность к абстрактному мышлению (с 1 по 5 класс включительно), естественным для ребенка является восприятие учебного материала прежде всего органами чувств – чувственное переживание, образное представление. Главное впечатление, которое должен получать в процессе познания человек во втором семилетии: «Мир прекрасен».
Задача второго семилетия состоит в том, что образование должно помочь ребенку сформировать «душевные органы» подобно тому, как природа помогала ребенку сформировать телесные органы в первое семилетие. Формообразующие и жизненные силы, которые строили телесную конституцию ребенка, к семи годам освобождаются от этой работы. Роль образования как раз состоит в том, чтобы помочь человеку преобразовать эти силы, метаморфизировать их в силу учения.
«В возрасте от 7 до 9,5-10 лет (1-3 классы) ребенок себя переживает как целостное существо в душевном отношении, и три его душевные силы (воля, чувства, мышление) больше проявляют себя как движение (процессы), нежели как «органы». На втором этапе – возраст от 10 до 12 лет (4-6 классы) – воля, чувства, мышление заявляют о себе уже в личностной конкретике. Наконец, на третьем этапе – 13-15 лет (7-8 классы) – внешне зримая земная личность подростка является синтезирующим итогом развития второго семилетия» (7, 169-170). После 14 лет, в третьем семилетии, приходит время активно использовать в учебном процессе силы суждения (мышления). Девиз третьего семилетия: «Мир истинен».
Учебное расписание в вальдорфской школы строится в соответствии с естественными биологическими (телесными) дневными ритмами: в утренние часы предпочтение отдается интеллектуальному напряжению (преподавание эпохами), на середину школьного дня приходятся уроки предметов, требующих ритмического повторения (уроки упражнений: иностранные языки, русский язык, математика и др.), заканчивается день предметами, требующими волевых усилий (ремесленные и художественные технологии, физкультура). Выстроенный таким образом школьный день соответствует естественным ритмам жизнедеятельности ребенка и помогает ему оставаться здоровым и заинтересованным в учебе.
Все второе семилетие и даже еще один год ученика вальдорфской школы сопровождает классный учитель, ведущий большую часть учебных предметов с 1 по 7-8 класс и осуществляющий воспитательную работу в классе и работу с родителями учеников. Отношения первоклассника к своему первому учителю устанавливаются из чувства здоровой потребности в новом авторитете. Учитель становится для ребенка (после родителей) главным человеком, на которогоученик ориентируется, авторитет которого безоговорочно принимает. Учитель поддерживает отношения с семьей ученика все восемь лет, в большинстве случаев становясь по-настоящему близким человеком для ближайшего окружения ребенка. Это важно, поскольку от взаимодействия семьи и школы, от единства системы требований взрослых к ребенку зависит успешность ученика в учебном процессе. Таким образом, учебный процесс в вальдорфской школе ведет ученика по пути познания через развитие воли, чувств, живого мышления, благодаря которому знания можно не только воспринять, но и применить в жизни, к возможности найти и решить свою жизненную задачу, найти применение своим силам, способностям, идеям в постоянно меняющемся мире.
Р. Штайнер считал, что фигура классного учителя стоит в центре всего жизненного ритма школы. Восемь лет – большой срок. За это время и для учеников, и для учителя происходит ряд существенных личностных изменений. Каждый день на протяжении восьми лет учитель не только прорабатывает со своими учениками школьные предметы, но и помогает им разобраться в разнообразнейших жизненных ситуациях.
Задача учителя, – не затрагивая собственного «Я» ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином (2, с.115-116).
Система классного учительства в школе возможна благодаря еще одному существенному принципу вальдорфской педагогики – преподаванию ряда предметов эпохами (блоками, модулями). Эпоха, на которой изучается методом погружения один учебный предмет (например, арифметика, письмо в начальной школе или физика, геометрия в средних классах) длится обычно три-четыре недели и в учебном дне занимает всегда одно и то же время – два первых часа (так называемый главный, или основной, урок). Принцип преподавания эпохами оправдывает себя при изучении целого ряда предметов. Он является ведущим при изучении технологии, искусства в старших классах (художественные эпохи занимают послеобеденное время в расписании старшеклассников). Этот способ обучения позволяет сконцентрироваться на определенной теме до тех пор, пока упорным трудом поставленная цель не будет достигнута, а затем перейти к другой. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его, приучает погружаться в учебный процесс, самостоятельно исследовать, находить закономерности, доводить начатое до конца, не рассеивая внимание (2, с.55). Преподавание эпохами существенно облегчает подготовку классного учителя к урокам: разработав основные темы предмета в подготовке к учебному году, учитель со своими учениками в течение эпохи глубже погружен в один учебный предмет, отслеживает прохождение учебного материала каждым учеником, при необходимости может корректировать программу (расширить или сократить изучение какой-либо темы) в зависимости от восприятия материала классом (3, с.35).
Один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики – художественный подход к преподаванию учебных предметов (8, с.108). Это касается не только собственно художественного творчества детей – в вальдорфской школе дети многое делают своими руками, стараясь создать нечто красивое, гармоничное и в то же время полезное и нужное: осваивают рукодельные и ремесленные технологии, самые разнообразные техники живописи и рисования, занимаются пением, игрой на флейте и других музыкальных инструментах, эвритмией (искусство движения, связанное с речью и музыкой), литературным творчеством и театром. Художественный, образный подход к преподаванию разных учебных предметов помогает ученикам создать яркие описания исторических событий на основе рассказанного учителем или самостоятельно прочитанного, зарисовать и описать проведенные физические или химические опыты, найти свой индивидуальный стиль в оформлении тетради эпохи – своеобразной учебной книги, созданной каждым учащимся в процессе изучения определенного предмета (1, с.31-32).
В возрасте около 12 лет в человеке просыпается способность к абстрактному мышлению, в это время в учебный план (6 класс) вводятся предметы естественнонаучного цикла (где речь идет о феноменах, их причинах и следствиях), которые постепенно обретают все большую значимость. Разработанный Р. Штайнером в 1919 году учебный план для первой вальдорфской школы в г. Штутгарте предусматривает точную очередность введения отдельных предметов, которая до сих пор соблюдается в вальдорфских школах и подтверждается интересом и возрастающей любознательностью учащихся.
Обучение, построенное на феноменологическом подходе, главным принципом которого является «не информация, а стремление к истине», предлагает сначала наблюдать какое-либо явление (действие с предметом), а лишь затем описывать, зарисовывать его. Далее следует осмысление, нахождение закономерностей и формулирование закона (правила).
Важнейший принцип обучения – «не вширь, а вглубь» – предполагает концентрацию на узловых примерах и понятиях, что очень экономично. При этом познавательные способности детей активизируются – ведь знания даются не в готовом виде, а добываются самостоятельно. Диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, индивидуальная работа – обучение, построенное таким образом носит проблемный характер и способствует развитию самостоятельного научного мышления.
В вальдорфской школе обычно не поощряется соревнование, где награждаются те, кто считаются "лучшими" и "самыми" успешными в учебе, где человек оценивается по критерию "успеваемость", а к тем, кто движется в своем собственном темпе, проявляется открытая нетерпимость. Задачей Педагогической коллегии учителей, которая является и основным управляющим органом школы, является создание атмосферы социальности, толерантности, открытости, сотрудничества, уважения к каждому участнику учебного процесса.
Традиционные формы контроля знаний и умений (контрольные работы, диктанты) широко применяются и в вальдорфских школах, более того, являются обязательными, но их роль в учебном процессе иная: балльные отметки (которые появляются только с 8 класса) не служат основой оценки учащегося, но являются для учителя знаком реального продвижения ученика в обучении. Оценивающий момент такого контроля снимается, т.е. оценивание и контроль разводятся: характеризующие аспекты преобладают над оценивающими. Прообразом такой формы оценивания могут служить формы коммуникации, которые распространены в искусстве при обсуждении художественных работ (картин, спектаклей, фильмов, работы актера над ролью). Учитель способствует росту способности ученика самому оценить свою работу в процессе обсуждения, комментирования в форме вопроса и диалога. В конце каждого учебного года классный учитель/руководитель и учителя-предметники пишут итоговую характеристику каждого ученика, в которой отражаются как достижения, так и неудачи учащегося. Характеристика предназначена для родителей ученика и является официальным документом.
Р. Штайнер неоднократно говорил, что школа воспитывает человека не для настоящего и его потребностей; воспитание строится на мыслях и гипотезах прошлого, но нацелено на то, чтобы создать основу новых мыслей, в которых современная молодежь сможет почувствовать себя зрелой. Педагогика нацелена на будущее. В 18 лет молодые люди покидают школу, обладая способностью понимать и объяснять современные теории и гипотезы, чтобы быть открытыми для собственных идей и мыслей, соответствующих духу времени.
«Ядро учебно-воспитательного процесса составляет живое, заинтересованное отношение педагога и педагогического коллектива к детям. Эта «продуктивная связь между учителем и учениками, соответствующая развитию ребенка» (Р. Штайнер), является подлинным источником, в котором коренится живая педагогика, и условием успешной реализации целей и задач школы. Все устройство, весь уклад жизни должны способствовать этой продуктивной связи, сохранению ее жизненности на протяжении многих лет и препятствовать тому, чтобы педагогический процесс становился рутиной. Если учителям будет интересно работать в школе, то детям будет интересно в ней учиться. Школа, ставящая перед собой цели, выходящие за рамки формального образования, не должна терять «педагогического вдохновения», огня, составляющего субстанцию школьной жизни» (5, с. 5-6).
Подводя итог сказанному, можно выделить общепедагогические и методические принципы и идеи, на которых построена вальдорфская педагогика:
1. Принцип педоцентризма(в отборе содержания и методов образования школа ориентируется в первую очередь на ребенка: на актуальное состояние детей и ближайшие перспективы их развития; у ребенка поддерживается и развивается вовлеченность в образовательный процесс, главная цель – ребенок учится с интересом, он хочет ходить в школу).
2. Принцип разносторонности образования (идея по возможности гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности; в частности, это означает наличие относительно большого удельного веса в учебном плане предметов эстетического и практически-прикладного циклов.
3. Идея развития на основе гетевского понимания органического метаморфоза (процесс развития ребенка идет, во-первых, не линейно, а ступенчато; во-вторых, в этом процессе происходят существенные превращения одних качеств в другие). С этим принципом тесно связан следующий.
4. Принцип возрастосообразности (требует постоянной соотнесенности отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития).
5. Идея педагогики переживания (также тесно связана с первым принципом – в соединении познавательной и эмоционально-волевой проработки детьми осваиваемого материала; традиционная центральная опора на понятие сменяется ведущей ролью образа – в начальной школе и далее – содержательного феномена; также делает необходимым художественный подход в обучении, в том числе и по предметам когнитивного цикла. Идея «переживания в обучении» – одна из основополагающих в плане реализации принципа единства обучения и воспитания).
6. Принцип жизненной, практической направленности обучения (теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями).
7. Принцип общечеловеческого подхода в образовании,неконфессиональности, светскости.
8. Идея свободы (конечная цель школьной педагогики – мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности).
9. Идея педагогики как творческого процесса. Каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать образовательный процесс исходя из индивидуальной педагогической ситуации класса и ребенка, а также возможностей и опыта. (5, с.21-22).
Школа – это пространство жизни, в котором происходит формирование личности, прежде всего ее ценностных ориентиров. В современном мире особенно это важно для подростков. Поэтому школа стремится сделать все, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребенок (молодой человек) в школе чувствовал себя включенным в разнообразную деятельность. Вальдорфскую школу невозможно представить без праздников, фестивалей, выставок, кафе, рождественских ярмарок, театральных постановок, поэтических вечеров и других форм организации школьной жизни, в которых ребенок (а потом подросток, старшеклассник) имеет возможность найти себе место, проявить свою самостоятельность, инициативу, социальность, применить в жизни свои знания, умения, способности и интересы.
Из всего вышесказанного ясно, что вальдорфская школа объединяет вокруг себя людей, для которых высокой ценностью является целостное развитие ребенка как личности и человека. Хорошо, если молодой человек может выйти в жизнь не только способным к самостоятельной и ответственной жизни в современном обществе, но и здоровым, полным сил, творческих идей, желанием продолжать учиться и трудиться. Школа должна поддерживать тот интерес к миру, учению, любознательности и открытости, который дети приносят с собой в школу. У вальдорфской школы как сообщества учителей, учеников и их родителей есть все возможности достигнуть этих целей.
Библиография:
1. Вальдорфская педагогика: Антология/ Сост. А.А. Пинский и др.; Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2003
2. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе/ Пер. с нем. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992
3. Краних М.Э. Антропологические основы вальдорфской педагогики/ Пер. с нем. Е. Колюховой/ Под общ.ред. В. Загвоздкина. – Киев, Генеза, 2008
4. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. / Пер. с нем.: Радская Э.М. - Калуга, Духовное познание, 1998
5. Образовательные программы российских вальдорфских школ / Сост.:Л,Н. Банзелюк, Ю.П. Васильев, О.В. Герасимова, В.К. Загвоздкин, Е.В. Ивашкина, О.В. Каплина, М.В. Клишина, У.А. Коноваленко, Т.В. Осиповская, В.А. Пегов, А.А. Пинский, М.А. Пинская, В.Б. Поярков, Т.А. Рокитянская, Е.Ю. Сергеева, Г.В. Случ, М.И. Случ, М.Ю. Смирнова, Е.Л. Строганова. – М.: Народное образование, 2009
6. Пегов В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трех семилетий. Обзор научных исследований: Монография. – Смоленск: СГАФКСТ, 2013
7. Пегов В. Между свободой и зависимостями: К пониманию и воспитанию современных подростков: Монография. – Смоленск, 2010
8. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. Четырнадцать докладов для учителей, прочитанные в Базеле с 20 апреля по 11 мая 1920 года с ответами на вопросы/ Пер. с нем. Д.В. Виноградова – Калуга, Духовное познание, 2014
Аннотация
В статье описаны основополагающие принципы вальдорфской педагогики, созданной Рудольфом Штайнером (1861-1925), на которых строится и современная вальдорфская школа, вне зависимости от ее географического положения. Школа – это пространство жизни, в котором происходит формирование личности, прежде всего ее ценностных ориентиров. Учебный процесс, осуществляемый учителями в вальдорфской школе, ведет ученика по пути познания через развитие воли, чувств, живого мышления, благодаря которому знания можно не только получить, но и применить в жизни, к возможности в будущем найти и решить свою жизненную задачу, найти применение своим силам, способностям, идеям в постоянно меняющемся мире.
Ключевые слова
Вальдорфская педагогика; Рудольф Штайнер; антропософский духовнонаучный взгляд на развитие человека; возрастные особенности; семилетние периоды развития; образование и воспитание; классный учитель; художественный и феноменологический подход в преподавании; развитие воли, чувств, мышления; формирование личности.
SPECIAL ASPECTS OF WALDORF EDUCATION
Irina Khanukova
Annotation
The article describes the basic principles of Waldorf pedagogic, created by Rudolf Steiner (1861-1925), on which all modern Waldorf schools are built. School is a space for life, where a personality of a human being with its personal values is being formed. Teaching in Waldorf school helps a child to develop his will, senses and vivid way of thinking , which gives him a chance to find and solve his own life task and successfully use his forces, abilities and knowledge in our constantly changing world.
Key Words:
Waldorf pedagogic, Rudolf Steiner, antroposophic approach to the development of a human being,
age peculiarities, seven-years periods of development, education and personal development, artistic and phenomenological approach in teaching, development of will, senses and mind, formation of a personality.