Мои "сложные" дети
Солнцева Ольга Ивановна
Из опыта работы.В социальном приюте я работаю 11 лет.Как правило,к нам поступают дети уже со сложившимся негативным жизненным опытом.Сложные жизненные ситуации могут быть по самым разным причинам.Моя задача-помочь ребенкуразобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Помочь воспитаннику социализироваться. Для социальной адаптации ребенку необходимо участие не только в смоделированных,а в реальных социальных контактах.Дети моей группы,как правило,посещают коррекционные классы.Их отличает замедленный темп психического развития,ряд негативных особенностей:низкий уровень интеллектуального развития,бедная эмоцианальная сфера и воображения;несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.
Основной идеей в период адаптации детей в группе-дать понять воспитаннику,что он нужен,в нем
заинтересованы,у него все получится.Моим "сложным" не хватает любви в семьях,а их надо просто любить.Я их позитивно ориентирую,не сравниваю с другими,отмечаю каждый,даже незначительный успех.То есть применяю "философию успеха,"Мои дети приходят на определенный период-ставлю цель-чему смогу научить их за этот период времени.Как скорректировать их поведение. Как правило,все дети начинают общаться,закрепляют культурно-гигиенические навыки. Чувствуя мою заинтересованность в них,откликаются на поставленные задачи более ровным поведением.Начинают активно принимать участие в мероприятиях. Группа моя разновозрастная. Организую детский коллектив,не забывая о личности каждого.Создаю условия для внеурочной деятельности и досуга.Ставлю цель-любить детей,принимая их такими какие они есть. Развивать,исходя из возможностей данного ребенка, не из моего желания. Сохранять здоровье детей,в том числе,включая эмоцианальную сферу их личности,корректируя отклонения в поведении подростков.Я работаю по специально разработанной программе "Учусь жить самостоятельно". Занятия по ней направлены на социализвцию детей. Своих целей я достигаю при помощи педагогического такта и мягкой методики педагогической коррекции.Я четко отдаю себе отчет,что попадая в поле высокого альтернативного напряжения,когда воспитатель встречается с ситуацией педагогически запущенных детей,их осложненного поведения в силу самых разных причин и обстоятельств. Я понимаю,что должна как можно скорее восполнить это социальные пустоты. В свою очередь ребенок,не обладая основными социальными формами поведения и не умея производить физические и психологические усилия,проявляет упорное сопротивление любому воздействию взрослого. Чтобы не произошло взаимного раздражения,пользуюсь универсальной мягкой методикой "Я-сообщение".(Пр."Моя любимая группа",) Или методика "предваряющая инструкция". Суть:в какой-то момент как будто не замечаешь низкой культуры манер и привычек,а помогаешь выполнить такие действия,которые,якобы хотел исполнить сам ребенок. Хорошо работает личный пример педагога,взяла за правило помнить:"Обряди в одежды достойнства того,кто ведет себя недостойно,и через эту внешнюю оболочку пробивайся к душе.