Как можно заинтересовать ребёнка учёбой
Барсова Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы-интерната № 68
Мгновенный результат – примета нашей эпохи. Этот мгновенный результат – очень недолговечное достижение, случайная победа. На наших глазах вспыхивают и тут же гаснут эстрадные звёзды, спортивные кумиры взлетают на пьедестал и так же быстро его покидают, участники телешоу раз – и становятся миллионерами.
Главное – успех кажется результатом везения, умения обаять окружающих, а не плодом труда, упорства, терпения.
Когда «сложный ребёнок» становится более самостоятельным и уверенным в себе? Когда он может гордиться собой? Взрослый человек может предвидеть результат труда. Ребёнок живёт настоящим. Если мы верим в то, что не всё в нашей жизни – результат везения, то мы должны убедить ребёнка в том, что для достижения результата нужны время, упорный труд.
Нужно дать понять ребёнку, что добиться успеха в жизни непросто, нужны смелость и упорство. Прилагать усилия – значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее. Когда ребёнок очень старается и достигает желаемого – он уверен в себе, он самостоятелен.
Домашнее задание – одна из самых частых тем, которые возникают на консультациях детских и семейных психологов. Как правило, родители не справляются с детьми, а те не хотят учиться, упрямы, ленивы, несобранны. Как утверждают психологи, выполнение домашнего задания – проблема почти во всех семьях. Но эта проблема может быть и поводом задуматься о том, как мы награждаем его и наказываем, как общаемся с ребёнком, какие ценности хотим ему передать.
Очевидно, что дети нуждаются в том, чтобы мы видели их, хвалили, подпитывали их веру в собственные силы. Если в ответ их лишают компьютера, заставляют переписывать по десять раз одно и то же, то это никак их не мотивирует, не помогает постичь смысл учения. Ребёнку важно знать, что с любой школьной трудностью можно справиться.
Представляется, что родители не являются «карающей инстанцией», они «товарищи по несчастью», проживающие с ребёнком одиннадцать школьных лет. Им важно, чтобы ребёнок получал образование в современном смысле этого слова, им нужно позаботиться о том, чтобы разнообразить, углубить его интересы.
Но неинтересно учиться не только тем, кого не поддержали родители, но и детям, которых школа не смогла заинтересовать, что называется, отбила охоту к учёбе, демотивировала.
Мы пропускаем мелочи: он наконец выучил таблицу умножения – подумаешь, достижение; стал писать грамотней – так ведь и должно быть.
Значит, можно избежать конфликтов, если выполнение домашнего задания – ежевечерний кошмар. Когда ребёнок подрастает, мы учим его анализировать, почему его усилия не увенчались успехом. И это означает, что в ответ на историю о своих неудачах он не услышит: «Так я и знал!».
Постоянно слыша упрёки, ребёнок перестаёт стараться. Он не может представить себя достигшим успеха и понимает только, что родители недовольны, работа – это наказание, а он ни к чему не способен. Если таким образом с нами на работе разговаривает начальник, мы считаем, что он жесток и несправедлив. Так же воспринимают наши слова и дети. Поэтому, перед тем как садиться с ними за уроки, нужно прийти в себя и успокоиться, одолеть своё раздражение.
Родители не должны дублировать учителей, у них совсем другая роль – сохранить в ребёнке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. Поэтому важно дать ребёнку время увлечься той деятельностью, в которой он будет черпать вдохновение. Это то, чего зачастую не может сделать школа, но могут заботливые родители.
В школе часто приклеивают к детям ярлыки: ленивый, бестолковый. Но если присмотреться, оказывается, что этот «середняк» умеет починить любой компьютер, любит читать или виртуозно что-то мастерит. Вопрос в том, как заставить эти таланты служить делу школьного обучения. Школа ориентируется на два типа мышления, которые выражены у каждого человека в разной степени – вербальный и математический, в то время как, например, у учеников начальной школы наиболее активны телесный или музыкально-ритмический тип мышления. Если во время выполнения домашнего задания ребёнок вертится, стучит карандашом по столу – его тип мышления не задействован. Можно позволить ребёнку спеть, изобразить что-то в лицах, вылепить какую-нибудь букву из пластилина.
Верная установка для выполнения домашнего задания, по мнению психологов такова: я постараюсь и сделаю всё, что в моих силах. Мне помогут, и завтра я смогу сделать лучше.