Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семейная профилактика девиантного поведения среди подростков.
Что могут предпринять родители?

Тетенина Анастасия Сергеевна
Проблема девиантного поведения среди подростков достаточно остро стоит на протяжении последних лет, с целью более полного понимания данного феномена проводятся различные психологические исследования в этой области. Длительное время профилактика и коррекция девиантного поведения занимает одно из значимых направлений работы психолого-педагогической службы сопровождения  в образовательных учреждениях. Кроме того, современные формы проявления девиаций  часто приводят к реальной угрозе жизни и здоровью подростков. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о необходимости реализации комплексной и систематической профилактики отклоняющегося поведения среди подрастающего поколения.
В академической литературе под девиантным поведением М.И. Аникеев и О.Л. Кочетков понимают поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. При этом А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют отклоняющееся поведение, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Б. Беттельгейм - австрийский психотерапевт, считает, что первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. В своих исследованиях М. Раттер и Джуль Бержери с соавторами определели несколько групп факторов, которые связаны с формированием девиантного поведения среди подростков: разногласие между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; психические нарушения, алкоголизм, наркомания и криминальное поведение родителей; низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия; неблагоприятные особенности школьной среды. Согласно вышеуказанному, существенное влияние на формирование девиаций оказывает именно семья, в которой воспитывается подросток.
Учитывая приведенную информацию, важно уделить особое внимание возможности профилактики отклоняющегося поведения именно со стороны семьи. Что же могут сделать родители, чтобы предупредить проявление девиаций у своего ребенка?
В первую очередь необходимо понимать, что профилактику важно начинать как можно раньше, не в начале подросткового возраста, а еще в дошкольном периоде. Когда ребенок еще полон доверия к своим родителям, когда слово взрослых имеет существенное влияние на поведение ребенка, когда личность находится в начале пути становления. В этом периоде родителям важно стать для ребенка авторитетом и сформировать у него чувство доверия и уважения к себе. Необходимо заранее готовить эту базу, чтобы в подростковом возрасте дети были уверены в том, к кому следует идти за советом и чьим словам можно верить, на чье мнение следует полагаться. Если между родителями и подростком сформированы крепкие доверительные отношения, построенные на взаимоуважении, то понимать друг друга и помогать друг другу в пубертатном периоде обеим сторонам будет значительно легче.
Кроме того, важен личный пример родителей и семьи в целом. Имеет положительное воздействие на формирование личности подростка наличие семейных ценностей и традиций, которые соблюдаются и поддерживаются родителями. Полезно иметь определенные правила проведения досуга в семье, которые соблюдаются всеми. К примеру, когда все члены семьи в выходной день выключают телефоны или убирают их, и все вместе играют в настольные игры, смотрят и обсуждают фильм или книгу, не отвлекаясь на современные гаджеты.
По мере взросления и приближения подросткового возраста темы для обсуждения должны усложняться, становиться более открытыми. Важно давать возможность ребенку говорить свободно о любой тревожащей его проблеме, он должен быть уверен, что может обсудить с родителем любую тему. В диалоге с подростком необходимо больше слушать, дать ему самому проанализировать ту или иную ситуацию, задавать наводящие вопросы, открыто объяснять собственную точку зрения. Родителю необходимо стараться употреблять как можно меньше оценок тех или иных мыслей ребенка, помогать ему самому принять верное решение.
Еще одним немаловажным способом профилактики девиантного поведения является грамотная организация досуга несовершеннолетнего. Важно предоставить ребенку такие альтернативные варианты его деятельности, которые будут иметь существенное преимущество перед девиациями и тем более аддикциями. Альтернативными формами активности признаны такие, как познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, профессиональная или благотворительная деятельность. Например, вся семья может быть активно вовлечена в волонтерское движение, которое сейчас широко распространено.
Воспитание детей, социально зрелой личности, человека, одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок, каждая личность неповторима и требует индивидуального подхода, каждая семейная ситуация уникальна. Тем не менее, именно человек владеет самым широким многообразием методов воспитания, способов межличностного взаимодействия и волен самостоятельно принимать решения. Конечно, существуют врожденные личностные особенности, разумеется, социум в целом оказывает влияние на подростка, однако именно семья имеет наибольшее количество и разнообразие способов воздействия на формирующуюся личность, а главное – именно благодаря семье успех в профилактике девиантного поведения среди подростков возрастает.   

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»