Организация работы с родителями
Тягур Светлана Ивановна,,
учитель начальных классов ГБОУ школа 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Немало можно добиться строгостью,
многого – любовью, но больше всего – знанием дела
и справедливостью, невзирая на лица»
Иоганн Гёте
Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться - значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьезным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой человек со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться. Причем, независимо от того, сколько у тебя детей.
Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.
Ориентировочно можно выделить следующие типы семей:
1. Социально здоровые, благополучные в воспитательном отношении.
2. Социально здоровые, но неблагополучные в воспитательном отношении.
3. Социально нездоровые и неблагополучные в воспитательном отношении.
4. Социально нездоровые, негативные в воспитательном отношении, которые при всем их внешнем благополучии представляют собой наиболее трудный объект для педагогического воздействия.
В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, часто встречающейся неуверенности взрослых, их пренебрежительном, порой, отношении к детям и к своим воспитательным обязанностям, непонимании детской души, что отражается на развитии детей и их благополучии. Поэтому необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать еще тем, что в педагогически образованных родителях нуждается, прежде всего, сам ребенок. Таким образом, когда мы говорим о воспитании родителей, речь идет оправах ребенка.
Что необходимо сделать родителям и педагогам, чтобы добиться желаемого результата:
· Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям с уважением и пониманием относиться друг к другу;
· Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать, и развивать ее;
· В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
· Педагогам воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
· Родителям внушать доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса и школы;
· Родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать систему взаимоотношений не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и склонности, а также трудности, которые проявляются в семье и школе;
· Проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувствами и эмоциями;
· Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
А.С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь, строить везде: в школе, в детском саду, в учреждении, в семье – и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.
Всем нам ясно одно: сегодня в семье идет переориентация на новые ценности, дети включаются в жестокие рыночные отношения. А школа по старинке продолжает защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениями духовные истины, которыми жило, и будет жить человечество.
Родители, которые входят в родительский комитет строят работу на добровольном и искреннем желании сделать что-то хорошее для своих детей и класс.
Задачи такого объединения родителей: углубить взаимодействие детей и родителей; закрепление связей между семьей и классом; развитие семейного творчества и усиление роли семьи в воспитательном процессе.
Работа строится по нескольким направлениям:
· Организация праздника.
· Участие в смотрах-конкурсах, предметных неделях.
· Выпуск педагогических бюллетеней, газет.
· Помощь в уборке класса, уборке территории.
Работа начинается со знакомства с семейными традициями. Каждая семья выпускает газету: «Вот мы какие», где в шутливой форме, в стихах или прозе описывается семейные увлечения, традиции. В течение года учителя, родители, ученики встречаются на классных часах, вечерах, экскурсиях, участвуют в трудовых акциях, туристических походах.
В подготовке, оформлении, составлении сценария участие принимают и родители, и дети.
Настоящий праздник в классе – «Осенние поделки»». Еще задолго до него дети мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель таких мероприятий – повысить самооценку детей и родителей, разбудить «спящие таланты», просто подружить всех между собой, постараться сплотить взрослых и детей в единый коллектив.
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и учителем, отвечают на вопросы, выполняют задание.
С этой целью используется такая форма работы, как «день открытых дверей» класса.
Посещение родителями уроков полезно как для них самих, так и для педагогов. Присутствуя в классе, родители ощущают личную причастность к обучению своих детей и принимают на себя определенную ответственность за успех учебной деятельности.
Родители знакомятся с новыми тенденциями воспитания детей. Они получают дополнительную информацию о своем ребенке, его друзьях, работе учителя. Кроме того родители учащегося могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке находящихся в классе родителей, в свою очередь, получает дополнительные возможности для работы с отдельными детьми; может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком; насколько умело могут помочь ему в обучении.
Классный руководитель нацеливает родителей на то, чтобы из всех впечатлений они сумели бы выделить главное, обратили внимание на то, как трудятся на уроках не только их дети, но и другие учащиеся, послушать и сравнить, как отвечает их ребенок и другой учащийся. Заканчивается «День открытых дверей» либо индивидуальной беседой с родителями учителей, школьных специалистов, либо откровенным разговором на родительском собрании.
Цель психолого-педагогического просвещения и образования – помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Родительская учеба становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки воспитания.
Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
· Улучшение взаимоотношений с ребенком, установление взаимопонимания и дружеского контакта;
· Постоянное обдумывание проблемы о значении и месте ребенка в жизни родителей: чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
· Осознание родителями значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
· Оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем;
· Проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает основное влияние на развитие личности ребенка.
Родительское собрание – одна из ведущих групповых форм работы с родителями. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания– это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.
Тематические родительские собрания– это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания– это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.
Родительские собрания дают возможность учителю создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем. На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определенный период, доводятся результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.
На родительских собраниях каждый может свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания.
Родительское собрание – это форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями.
Чтобы привлечь на собрании как можно больше число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям, затем напоминается о предстоящем собрании по телефону.
Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии: родителям задаются открытые вопросы, демонстрируя тем самым уважение к любой точке зрения.
Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.
Помогут привлечь родителей на собрание нетрадиционные формы их проведения:
· Деловые игры.
· Встречи за круглым столом.
· Педагогические рецепты.
· Педагогический практикум.
· Тренинг для родителей.
· Семейная гостиная.
· Творческие встречи педагогов и родителей.
Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.
Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие, так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество.
Итоги работы традиционно оформляются в виде папок с материалами мероприятий, альбомов с фотографиями. Это позволяет спустя некоторое время сравнить результаты, либо просто вспомнить о совместно пережитых радостных моментах жизни.
Список используемой литературы.
1. Александрова Е.А.Как сделать общение с родителями живым и предметным. – жур. «Директор школы», № 8, 2005, с. 81–85.
2. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). / Под ред. С.А.Цабыбина. – Волгоград, 2007.
3. «Система работы с родителями» /Авторы-составители Леликова Г.А. , Попова Г.П. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
5. Все о младшем школьнике: Книга для родителей. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2004.