Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация работы с родителями

Тягур Светлана Ивановна,,
учитель начальных классов ГБОУ школа 471
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

«Немало можно добиться строгостью,
многого – любовью, но больше всего – знанием дела
и справедливостью, невзирая на лица»

                                                                                  Иоганн Гёте

      Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться -  значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьезным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой человек со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться. Причем, независимо от того, сколько у тебя детей.

      Для успешной работы классного руководителя с учениками  необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.

      Ориентировочно можно выделить следующие типы семей:

1. Социально здоровые, благополучные в воспитательном отношении.

2. Социально здоровые, но неблагополучные в воспитательном отношении.

3. Социально нездоровые и неблагополучные в воспитательном отношении.

4. Социально нездоровые, негативные в воспитательном отношении, которые при всем их внешнем благополучии представляют собой наиболее трудный объект для педагогического воздействия.

      В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

      Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, часто встречающейся неуверенности взрослых, их пренебрежительном, порой, отношении к детям и к своим воспитательным обязанностям, непонимании детской души, что отражается на развитии детей и их благополучии. Поэтому необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать еще тем, что в педагогически образованных родителях нуждается, прежде всего, сам ребенок. Таким образом, когда мы говорим о воспитании родителей, речь идет оправах ребенка.

      Что необходимо сделать родителям и педагогам, чтобы добиться желаемого результата:

·        Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям с уважением и пониманием относиться друг к другу;

·        Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать, и развивать ее;

·        В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

·        Педагогам воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;

·        Родителям внушать доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса и школы;

·        Родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать систему взаимоотношений не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и склонности, а также трудности, которые проявляются в семье и школе;

·        Проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувствами и эмоциями;

·        Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

      А.С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь, строить везде: в школе, в детском саду, в учреждении, в семье – и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.

      Всем нам ясно одно: сегодня в семье идет переориентация на новые ценности, дети включаются в жестокие рыночные отношения. А школа по старинке продолжает защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия.  Она всегда передавала поколениями духовные истины, которыми жило, и будет жить человечество.

      Родители, которые входят в родительский комитет строят работу на добровольном и искреннем желании сделать что-то хорошее для своих  детей и класс.

      Задачи такого объединения родителей: углубить взаимодействие детей и родителей; закрепление связей между семьей и классом; развитие семейного творчества и усиление роли семьи в воспитательном процессе.

      Работа строится по нескольким направлениям:

·        Организация праздника.

·        Участие в смотрах-конкурсах, предметных неделях.

·        Выпуск педагогических бюллетеней, газет.

·        Помощь в уборке класса, уборке территории.

      Работа начинается со знакомства с семейными традициями. Каждая семья выпускает газету: «Вот мы какие», где в шутливой форме, в стихах или прозе описывается семейные увлечения, традиции. В течение года учителя, родители, ученики встречаются на классных часах, вечерах, экскурсиях, участвуют в трудовых акциях, туристических походах.

      В подготовке, оформлении, составлении сценария участие принимают и родители, и дети.

      Настоящий праздник в классе – «Осенние поделки»». Еще задолго до него дети мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель таких мероприятий – повысить самооценку детей и родителей, разбудить «спящие таланты», просто подружить всех между собой, постараться сплотить взрослых и детей в единый коллектив.

      Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и учителем, отвечают на вопросы, выполняют задание.

      С этой целью используется такая форма работы, как «день открытых дверей» класса.

      Посещение родителями уроков полезно как для них самих, так и для педагогов. Присутствуя в классе, родители ощущают личную причастность к обучению своих детей и принимают на себя определенную ответственность за успех учебной деятельности.

      Родители знакомятся с новыми тенденциями воспитания детей. Они получают дополнительную информацию о своем ребенке, его друзьях, работе учителя. Кроме того родители учащегося могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке находящихся в классе родителей, в свою очередь, получает дополнительные возможности для работы с отдельными детьми; может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком; насколько умело могут помочь ему в обучении.

      Классный руководитель нацеливает родителей на то, чтобы из всех впечатлений они сумели бы выделить главное, обратили внимание на то, как трудятся на уроках не только их дети, но и другие учащиеся, послушать и сравнить, как отвечает их ребенок и другой учащийся.  Заканчивается «День открытых дверей» либо индивидуальной беседой с родителями учителей, школьных специалистов, либо откровенным разговором на родительском собрании.

      Цель психолого-педагогического просвещения и образования – помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

      Родительская учеба становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания,  помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки воспитания.

      Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:

·        Улучшение взаимоотношений с ребенком, установление взаимопонимания и дружеского контакта;

·        Постоянное обдумывание проблемы о значении и месте ребенка в жизни родителей: чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

·        Осознание родителями значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

·        Оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем;

·        Проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает основное влияние на развитие личности ребенка.

Родительское собрание – одна из ведущих групповых форм работы с родителями. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания– это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания– это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания– это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

      Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.

      Родительские собрания дают возможность учителю создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем. На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определенный период, доводятся результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.

      На родительских собраниях каждый может свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания,  поделиться опытом семейного воспитания.

      Родительское собрание – это форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями.

      Чтобы привлечь на собрании как можно больше число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям, затем напоминается о предстоящем собрании по телефону.

      Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии: родителям задаются открытые вопросы, демонстрируя тем самым уважение к любой точке зрения.

      Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.

      Помогут привлечь родителей на собрание нетрадиционные формы их проведения:

·        Деловые игры.

·        Встречи за круглым столом.

·        Педагогические рецепты.

·        Педагогический практикум.

·        Тренинг для родителей.

·        Семейная гостиная.

·        Творческие встречи педагогов и родителей.

      Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие,  так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество.

      Итоги работы традиционно оформляются в виде папок с материалами мероприятий, альбомов с фотографиями. Это позволяет спустя некоторое время сравнить результаты, либо просто вспомнить о совместно пережитых радостных моментах жизни.

 

Список используемой литературы.

1.     Александрова Е.А.Как сделать общение с родителями живым и предметным. – жур.  «Директор школы», № 8, 2005, с. 81–85.

2.     Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). / Под ред. С.А.Цабыбина. – Волгоград, 2007.

3.      «Система работы с родителями» /Авторы-составители Леликова Г.А. , Попова Г.П. – Волгоград: Учитель, 2007.

4.     Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

5.     Все о младшем школьнике: Книга для родителей. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2004.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»