Исследование психоэмоционального состояния у девушек
с различным уровнем физической подготовленности
Райц Марина Юрьевна
Современный образ жизни городского населения несёт на себе не только положительные, но и отрицательные последствия урбанизации. Одним из них является резкое уменьшение двигательной активности (гипокинезия), что сильно влияет как на физическое состояние человека, так и на его физическое и психическое здоровье.
При воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды организм готовится к той или иной весьма активной физической деятельности - бегству, битве, активной жестикуляции и т.д. Но у современного человека эти эмоции чаще всего не заканчиваются физической деятельностью, так как культурный человек вынужден сдерживать свои эмоции и они остаются внутри. В организме кипит вегетативная и гуморальная буря, в избытке циркулируют в крови, не использованные вещества, что может привести к различным неприятным последствиям, таким как психоэмоциональное напряжение, тревога, стресс, и как следствие психосоматическим расстройствам.
Чтобы снять это напряжение надо вызвать энергетические расходы другим путем, который сможет помочь освободиться от накопившейся энергии и пустить её на пользу здоровью личности.
К сожалению, в настоящее время занятия физической культурой всё больше и больше вытесняются из жизни молодежи в связи с постоянно увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека.
Изменение социальных и экономических условий жизни в нашем обществе, резкое снижение двигательной активности приводит к увеличению количества факторов, которые воздействуют на организм человека. Они приводят к возникновению отрицательных эмоциональных состояний, развитию психоэмоционального напряжения (ПЭН) и стрессовым состояниям. При этом наблюдается ухудшение физического и психического здоровья человека. Эти факты делают актуальным изучение психоэмоционального состояния (ПЭС) у студенток, так как в молодом возрасте у лиц женского пола эти факторы часто встречаются и организм реагирует на них бурными изменениями состояния. Низкий уровень физической активности усиливает изменения ПЭС.
Эмоциональные состояния характеризуются длительностью, которая может измеряться часами и днями, обладают меньшей интенсивностью, чем эмоциональные реакции. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных до состояния эйфории (Грановская Р.М., 1988).
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть(страсть считается высшим проявлением чувств), настроение(которое также называют "хроническим" эмоциональным состоянием).
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и её благоприятному для здоровья осуществлению (Петровский А.В., 2006).
Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определённый раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы, вреда актуально или потенциально. Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени, как функция уровня стресса, которому подвергся человек (Ханин Ю.Л., 1983).
Термин личностная тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных свойств и склонности человека испытывать это состояние.
Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Особенностью проявления тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности (Ханин Ю.Л., 1983).
Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям (Рейковский Я., 1979).
Стресс в современной жизни возникает при постоянном столкновении с напряжёнными ситуациями, дефицитом времени, нервными перегрузками, конфликтами.
Любой человек обладает собственной формой поведения в стрессовом состоянии. То есть, имеет место индивидуальный "сценарий стрессового поведения", выражающийся в форме и частоте проявления стрессовых реакций.
В изучении проблемы эмоционального стресса и при разработке профилактических антистрессовых мероприятий следует исходить из того, что не всякое эмоциональное напряжение причиняет вред здоровью.
Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на поведение, и деятельность (дистресс), вплоть до полной её дезорганизации. Стресс, который переживает человек, зависит не только от силы воли и длительности воздействия, но и от чувствительности данного индивида к влиянию неблагоприятных условий, от способности противостоять им, то есть от стрессоустойчивости.
Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики
не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей — мотивов, отношений личности, особенности психических процессов. Степень эмоционального стресса следует оценивать на основе комплексного и одновременного изучения психических и физиологических компонентов. Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию), одновременно повышает устойчивость и к другим повреждающим факторам риска. Многочисленные данные науки и практики убедительно свидетельствуют о возможностях тренировки эмоций, которые повышают стрессоустойчивость, препятствуют развитию чрезмерных по силе и продолжительности эмоциональных реакций, предупреждают нарушения нервно-психической сферы у здоровых людей в специфических областях деятельности (к которым относится и большой спорт), где нередко возникают стрессовые ситуации, способные травмировать психику, а через неё и многие другие системы организма (Карпова О. П., 2001).
Доказано, что стрессоустойчивость возрастает с увеличением уровня мотивации (Тутушкина М.К., 1998). Если человек может справляться со стрессом, его жизнь связана с меньшими трудностями, психологическими и медицинскими проблемами. Неспособность противостоять стрессам приводит к нервным, соматическим, психическим заболеваниям.
Настроение – эмоциональный фон в данный момент времени, это внутреннее душевное, направление мыслей, чувств и склонность что-либо делать (Ильин Е.П., 2001).
Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Если человек владеет приёмами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше.
Под термином "психоэмоциональное напряжение" понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворённостью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворённости и т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье и т.п.
Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН, при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него факторов у населения, необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны, основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога, уровень удовлетворённости), и, с другой стороны, источников ПЭН (Мухина В.С., Хвостов А.А., 1999).
В 20 лет значительно нарастает оптимистический настрой и сила переживаний, преобладают положительные эмоции. Настроения и эмоции становятся более устойчивыми, при этом усиливается ориентация на собственный опыт. Также стандартизируются и шаблонизируются личностные установки.
В юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я. Юность также характеризуется страстной тягой к передвижению, выражаемой в "генерализованном существовании в движении" - "нестись сломя голову" – или в реальном движении, например: энергичная работа, спортивные соревнования, танцы; также много торопливости, оговорок, описок, сокращений (Мухина В.С., Хвостов А.А., 1999).
Главная особенность этого периода – осознание собственно индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания может возникнуть внутренняя напряжённость. Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. Также существуют различия в склонности к переживанию базовых эмоций (самооценка печали, тревоги, вины). У женщин любого возраста эмоция страха выражена значительно больше, чем у мужчин (Шон Берн, 2001).
В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и
эмоциональная нестабильность женщин. Лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола по эмоциональной возбудимости. Также женщины уделяют значительно большее внимание эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям. Считается, что они более эмпатичны.
К особенностям эмоциональной сферы девушек 19-21 года относятся:
- увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;
- возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;
- возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;
- появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;
- увеличение способности понимания эмоций других людей;
- переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности.
Учебная (студенческая) жизнь сопровождается высокой умственной и нервной перегрузками. В период сессии она увеличивается до 15-16 часов в день. Это дополняется хроническими недосыпаниями, нарушениями ритма труда, питания, гиподинамией. Все эти факторы могут приводить к развитию психоэмоционального напряжения (ПЭН), соматических изменений: ухудшению самочувствия и снижению активности, появлению раздражительности, утомляемости, снижению настроения, возникновению стрессовых состояний.
Под термином ПЭН понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворённостью основных жизненных потребностей. На развитие ПЭН влияют условия жизни, личностные особенности, образ жизни, отражающийся на здоровье, в частности, уровень физической активности.
В связи с этим, стоит важная проблема выявить лица с хроническим ПЭН для оказания психологической помощи с целью улучшить психологическую адаптацию к сложным и стрессогенным условиям жизни. В молодежной (студенческой) среде эта задача становится еще более актуальной, особенно по отношению к студенткам - будущим воспитателям, мамам (Копина О.С, Суслова Е.А., Заикин Е.В., 1995).
Эмоциональное напряжение тесно связано с так называемым синдромом «эмоционального выгорания». В работах Х.Дж. Фрейденберга, А. Пайнс, К. Кондо показано влияние личностного, ролевого, организационного факторов в возникновении и развитии «эмоционального выгорания» в деятельности представителей профессий "человек - человек", в том числе и у педагогов (Поникарова В.Н. , 2005).
Высказывается мнение, что эмоциональное напряжение свойственно и студенткам. Отмечается большое влияние на эмоциональное напряжение студенток структуры и организации обучения в вузе, их жизненных устремлений (Дж. Гринберг, Л.С. Таубс, Л.Х. Коэн, А.О. Сырица и др.) (Поникарова В.Н. , 2005).
По-прежнему полезной реакцией на стресс остается мышечное действие. Но поскольку из нашей жизни неотвратимо уходит физический труд, а физической культурой и спортом занимаются немногие, то человек оказывается в состоянии нескомпенсированного стресса.
По данным исследований, на 55 % здоровье человека зависит от его образа жизни и только на 8-10 % - от организации медицинской помощи (Долгопятов Г.Я., 1991).
Изучение психоэмоционального состояния студенток с различным уровнем физической подготовленности было осуществлено с помощью опросника "Ваше самочувствие" (экспресс диагностика психоэмоционального напряжения), опросника Айзенка, шкалы реактивной и личностной тревожности, анкеты "САН" (самочувствие, активность, настроение), позволяющей провести самооценку состояния.
В обследовании приняли участие студентки четвёртых-пятых курсов Высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Всего обследовано 30 человек. В первую вошли студентки НГУ им. П.Ф. Лесгафта тренерского факультета и заочного факультета (фигурное катание) – 10 человек. Во вторую группу вошли студентки НГУ им. П.Ф.Лесгафта тренерского факультета и заочного факультета (конькобежный спорт) – 10 человек. В третью группу вошли студентки 4-5 курса РГПУ им. А.И.Герцена психолого-педагогического факультета – 10 человек. Возраст обследуемых находится в диапазоне 20-22 года.
Различие между группами определено по уровню физической подготовленности при помощи проведенного тестирования общей физической подготовки.
Таблица 1
Результаты психологического обследования студенток.
Показатели |
НГУФКСиЗ Фигурное катание (1) |
НГУФКСиЗ Конькобежный спорт (2) |
РГПУ Психолого-педагогический факультет (3) |
||||||
|
М |
σ |
m |
M |
σ |
m |
M |
σ |
m |
СОЗ |
4,20 |
0,60 |
0,13 |
4,25 |
0,64 |
0,14 |
3,55** |
0,51 |
0,11 |
ПСС |
1,19 |
0,52 |
0,11 |
1,16 |
0,55 |
0,12 |
1,42 |
0,40 |
0,09 |
УЖ |
2,20 |
4,60 |
1,05 |
2,45 |
4,81 |
1,07 |
2,35** |
4,18 |
0,93 |
УУЖ |
48,30 |
5,45 |
1,20 |
48,60 |
5,58 |
1,24 |
48,20** |
4,89 |
1,09 |
УОЖП |
41,90 |
5,42 |
1,18 |
42,10 |
5,20 |
1,16 |
37,60** |
7,16 |
1,60 |
РТ |
38,10 |
6,40 |
1,45 |
36,95 |
6,69 |
1,49 |
46,55** |
5,89 |
1,31 |
ЛТ |
36,15 |
6,25 |
1,41 |
35,10 |
6,21 |
1,38 |
45,15** |
7,00 |
1,56 |
Экстраверсия/ интроверсия |
7,50 |
2,30 |
0,50 |
7,70 |
2,34 |
0,52 |
7,15 |
2,03 |
0,45 |
Нейротизм |
8,32 |
4,18 |
0,92 |
8,60 |
4,22 |
0,94 |
12,70** |
2,87 |
0,64 |
Самочувствие |
5,40 |
0,67 |
0,16 |
5,62 |
0,69 |
0,15 |
4,47** |
0,81 |
0,18 |
Активность |
5,18 |
0,46 |
0,12 |
5,38 |
0,48 |
0,10 |
4,43** |
0,81 |
0,18 |
Настроение |
5,67 |
0,52 |
0,14 |
5,54 |
0,53 |
0,11 |
4,78** |
0,98 |
0,21 |
УФП |
4,40 |
0,50 |
0,14 |
4,55 |
0,51 |
0,11 |
1,20** |
0,41 |
0,09 |
Условные обозначения: * - а % = 5; р > 0.05;
** - а % = 1; р > 0.01.
Список сокращений:
1. СОЗ - состояние здоровья.
2. ПСС - психосоциальный стресс.
3. УЖ - удовлетворённость жизнью в целом.
4. УУЖ - удовлетворённость условиями жизни.
5. УОЖП - удовлетворённость основных жизненных потребностей.
6. РТ - реактивная тревожность.
7. ЛТ - личностная тревожность.
8. УФП - уровень физической подготовленности.
9. ПЭН - психоэмоциональное напряжение.
10. ПЭС - психоэмоциональное состояние.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, выявили различия ПЭС студенток трёх групп, различающихся по уровню физической подготовленности.
У студенток НГУ им. П.Ф.Лесгафта выявлены: хороший уровень здоровья, низкий уровень ПСС, средняя степень удовлетворённости жизнью в целом, условиями жизни, высокий уровень удовлетворения основных жизненных потребностей. Кроме того, у лиц данных групп выявлен оптимальный уровень реактивной и личностной тревожности, высокая эмоциональная устойчивость и высокие показатели, характеризующие физическое самочувствие, активность и настроение.
Лица данных групп довольны своим положением в обществе, удовлетворены отношениями с противоположным полом, друзьями, возможностями проведения досуга, занятиями спортом, развлечениями.
У студенток РГПУ им. А.И.Герцена по всем перечисленным показателям выявлены значения, свидетельствующие о наличии у лиц этой группы признаков ПЭН: сниженный уровень здоровья, самочувствия, активности, настроения, повышенный уровень реактивной тревожности. Кроме того, отмечены эмоциональная неустойчивость и личностная тревожность, средний уровень удовлетворённости жизненных потребностей и жизнью в целом.
Таким образом, уровень физической подготовленности определяет ПЭС студенток. Кроме того, оно обусловлено такими личностными свойствами, как уровень эмоциональной устойчивости, уровень личностной тревожности и удовлетворённости условиями жизни и жизнью в целом.
Использованный в исследовании комплекс методов позволяет изучить и оценить ПЭС, выявить лиц с высоким уровнем ПЭН, нуждающихся в психологической помощи и использовании приёмов саморегуляции состояния и управления стрессом.
Исследование можно продолжить после проведения психокоррекционной и физкультурно-оздоровительной программы, направленной на снижение ПЭН, оптимизацию физического и психического самочувствия. Эта программа может включать:
1) Комплекс физических упражнений, направленных на повышение общего тонуса организма и улучшение эмоционального состояния (Космолинский Ф.П., 1993);
2) Методы мышечной релаксации (Ауэрбах С., Греммлинг С., 2002);
3) Комплекс дыхательных упражнений;
4) Аутотренинг (Гиссен Л.Д., 1990)
5) Рациональный режим труда и отдыха.
Этот перечень при необходимости может быть дополнен другими методами и средствами.
Применение данного комплекса позволит выявить динамику ПЭС студенток. Возможно развитие данного направления исследования с целью сравнения ПЭС у лиц различных возрастных, половых и профессиональных групп.
Литература
- Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B.C. Мухина, А.А.Хвостов. - М.: изд. центр. Академии, 1999. - 624 с.
- Гиссен, Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.
- Грановская, P.M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 560 с.
- Греммлинг, С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом / С. Греммлинг, С. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2002. - 235 с.
- Долгопятов, Г.Я. Укрепляйте нервы / Г.Я Долгопятов. - М.: Советский спорт, 1991. - 40 с.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Литер, 2001. - 752 с.
- Карпова, О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. - Харьков, 2001. - Режим доступа: http//www.psychiatry.ua/articles/paper033.htm.
8. Копина, О.С. Экспресс диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников / О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С. 119-126.
9. Поникарова, В.Н. Психолого-педагогические условия снижения эмоционального напряжения у студентов - будущих дефектологов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: защищена 24.04.07 / Поникарова В.Н. - Череповец, 2005. - 212 c.
10. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - M.: [б.и.], 2001. - 54 с.
11.Тутушкина, М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина. - СПб.: [б.и.], 1998. - 336 с.
12.Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте / Ю.Л. Ханин // Междунар. сб. 8 научн. статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 208-211.
13. Шон Берн. Тендерная психология / Берн Шон. - СПб.: "Прайм-Еврознак". Издательскийдом "Нева", - 2001. - 318 с.