Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мотивационный компонент обучения
Егорова Ирина Александровна
 
Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко, но, несмотря это данную проблему нельзя считать полностью  решенной. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы.  Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
 
 В современной школе в связи с введением стандартов второго поколения ФГОС НОО достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что с каждым годом объем изучаемой информации современными школьниками только возрастает. В связи с этим появляется проблема в поиске средств и способов, которые бы поспособствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств следует рассматривать формирование у учеников адекватной учебной мотивации.
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в третьих – интерес к самим знаниям.
Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
  • недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
  • неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
  • малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
  • слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
  • содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем - закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).
Если проследить общую динамику мотивов учения от I к IV классу, то выявляется следующее. В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношения портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.
Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во вторых - третьих классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения к концу начальной школы не наступает.
 
В связи с этим для быстрой и эффективной работы учителя в классе предлагаем использовать следующие методики для выявления акцентуаций мотивационной направленности.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов
Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся.В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.
  1. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
    5.Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе,   школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они  не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
 

 
АНКЕТА
 
1. Тебе нравится в школе?       
 а)  да
 б)   не очень
 в)  нет
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а)   нет
б)    не знаю
в)    хотел бы
2.  Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а)    иду с радостью
б)   бывает по-разному
в)   чаще хочется остаться дома

 
7.  Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?
а)   часто
б)   редко
в)    не рассказываю
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
а)   пошел бы в школу
б)   не знаю
в)   остался бы дома

 
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а)   мне нравится наш учитель
б)   точно не знаю
в)   хотел бы

 
4.  Тебе нравится, когда вам отменяют какие-нибудъ уроки?
а)   не нравится
б)   бывает по-разному
в)   нравится

 
9.  У тебя в классе много друзей?
а)   много
б)    мало
в)  нет друзей
5.  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а)   не хотел бы
б)   не знаю
в)   хотел бы
Тебе нравятся твои одноклассники?
а)  нравятся
б)  не очень
в)  не нравятся
 
МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (М.В. МАТЮХИНОЙ В МОДИФИКАЦИИ Н.Ц. БАДМАЕВОЙ)
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
  1. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  2. Хочу получать хорошие отметки.
  3. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  4. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  5. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  6. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  7. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  8. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  9. Не хочу получать плохие отметки.
  10. Люблю узнавать новое.
  11. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  12. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  13. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  14. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  15. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  16. Люблю решать задачи разными способами.
  17. Люблю все новое и необычное.
  18. Хочу учиться только на «4» и «5».
  19. Хочу добиться в будущем больших успехов.
 
Ключ к тесту
 
Мотивы:
  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.
 
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Методика «Неоконченныепредложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется в 3-4 классах с каждым учащимся индивидуально.
 Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
В школе я люблю…
Мои любимые уроки это…
Я знаю, что в школе нужно…
В четвертом классе я научился(-лась)…
Я знаю, в пятом классе будет…
В школе я…

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»