Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с родителями

 

Сычева Эвелина Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа 559 Санкт-Петербура

                                                                                                                                                              

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы понять друг друга?

В наше сложное время, когда взрослые постоянно заняты своими проблемами, появилось много несчастных детей. Чтобы помочь нашим ученикам стать хорошими, нужными, любимыми, нужно протянуть руку помощи их родителям, поддержать в трудной ситуации, дать правильный совет.

В своей практике я использую различные формы работы с родителями:

1.     родительские собрания;

2.     индивидуальные беседы;

3.     посещение семей;

4.     совместные праздники;

5.     проведение конкурсов, экскурсий, прогулок и др.

Вся работа планируется членами родительского комитета.

Ещё одной формой общения с родителями являются открытые уроки для пап и мам, на которых я знакомлю их не только с методикой работы, но и показываю как мы работаем над проектами, развиваем УУД.

После таких уроков можно услышать следующие ответы родителей: «Уроки оказались полезны для нас», «Увидели, для чего нужны проекты», «Увидели, как трудно учителю работать» и т. д.

Родительские собрания никогда не превращаю в формальное информирование об успеваемости.

Подготовка к собранию начинается с выбора актуальных тем для обсуждения. На первом заседании родительского комитета из 12 предложенных тем выбирается 5. После этого составляется план работы, распределяются ответственные, обсуждается, кого надо пригласить из специалистов.

Собрания в нашем классе проводятся в форме бесед, родительского ринга, круглого стола. Чтобы родители активно включались в обсуждение проблемы, класс разбивается на группы. Во главе каждой группы – член родительского комитета.

За 2-3 недели до проведения собрания каждый родитель получает приглашение и вопрос, по которому можно высказать свои мысли.

Перед собранием часто проводим анкетирование среди учащихся, оформляем выставки поделок, книг, рисунков.

В работе с родителями стараюсь придерживаться «золотого правила»: не выносить на обсуждение собрания неполадки в семье. А вот в индивидуальной беседе анализирую причины затруднений и раскрываю пути их преодоления, вселяю надежду на успех.

Очень нравится проводить совместные праздники, готовить с детьми концерты для родителей, представлять результаты проектов. В результате такого общения ученики становятся дружелюбнее, учатся работать в коллективе.

Ниже я хочу привести пример беседы «Как помочь ребёнку учиться»,  «Развитие речи первоклассника».

 

Как помочь ребёнку учиться?

Вопросы значения и организации домашней учебной работы освещаются во многих трудах методистов. Они установили, что домашняя учебная работа помогает развивать и укреплять познавательные и волевые силы и способности учащихся, содействует выработке у детей индивидуального стиля работы, способствует воспитанию у них таких ценных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность за порученное дело перед учителем, родителями, товарищами и самим собой.

Научить ребят самостоятельно работать совершенно необходимо. Пока ребёнку 7-8 лет, он без помощи взрослых мало что умеет, многое забывает.

Навыки самостоятельной работы приобретаются учащимися постепенно в процессе практики. Поэтому в выполнении домашних заданий ребёнку должны помочь родители.

При подготовке уроков у младших школьников должно быть определённое место, создана спокойная обстановка, чтобы ничего не отвлекало. Взрослым следует приготовиться отвечать на их вопросы, но при этом давать возможность самостоятельно читать, думать, проверять выполненное. А не требовать от него «ты был в школе, слушал учителя, делай сам». Зачастую малыш прослушивает то, что говорит учитель, так как у детей разные психологические особенности восприятия. Каждому взрослому нужно поставить себя на место ребёнка и понять, как ему трудно всё сразу преодолеть, особенно тому, кто не был подготовлен к школе.

Ошибки, допускаемые детьми и родителями при подготовке домашних заданий:

1.     Взрослые ограничиваются вопросом: «Ты сделал уроки?»

2.     Дети выполняют упражнение и не обращают внимания на правила.

3.     Дети учат стихотворения, не используя рациональные приёмы запоминания.

4.      Взрослые чрезмерно контролируют школьника или стремятся сделать всё за него.

5.     Родители забывают хвалить ребёнка за удачно выполненные задания.

6.     Если школьник не усвоил тему на уроке, родители начинают объяснять по-своему.

7.     Часто работа детей сводится к «борьбе за качество», которую ведут родители, а на уроке важен темп.

Хорошо помогают в подготовке домашних заданий  элементы игры. Подготовка к русскому языку – мы исследователи-лингвисты; учим стихотворение – мы артисты театра; решаем примеры – космонавты при подготовке к полёту и т. д.

Родителям надо забыть фразу «Ты должен» и предоставить детям право хорошо работать.

Подготовка к чтению

Ребёнок должен прочитать текст, трудные слова плавно по слогам, наиболее лёгкие слова – целыми словами, уметь пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы в конце текста.

Часто родители спрашивают: «Сколько раз читать?» Это зависит от понимания ребёнком текста. Я считаю, что ребёнку лучше, после выполнения задания, почитать другой рассказ, желательно по той же тематике. Детям надоедает читать одно и то же по несколько раз, пропадает интерес к чтению.

В 1 классе большое внимание уделяется чёткому проговариванию слов, выразительному чтению восклицательных и вопросительных предложений, умению останавливаться и делать паузы на знаках препинания. Особенно следует следить, чтобы не было искажения слов по собственному домыслу.

Подготовка к русскому языку

Выполнение заданий по русскому языку значительно сложнее. Ученикам поможет памятка «Как подготовиться к уроку русского языка»:

1.     Найди в учебнике нужную страницу.

2.     Прочитай правило, примеры.

3.     Выучи правило.

4.     Устно подбери примеры на это правило.

5.     Открой тетрадь с классной работой.

6.     Внимательно прочитай всё записанное в классе.

7.     Вспомни, что говорил учитель.

8.     Попробуй рассказать выученное правило с примерами.

9.     Посмотри упражнение, заданное на дом.

10.Выполни его устно.

11.Пропиши буквы записанные учителем.

12.Выполни упражнение.

13.Прочитай всё, что написал. Нет ошибок?

14.Выполни все задания к упражнению. Докажи, что всё выполнено верно.

15.Повтори правило.

16.Вот теперь ты готов к уроку.

17. УМНИЦА!

Подготовка к математике

Первый совет родителям: держите тесную связь с учителем, учитесь объяснять просто и доступно. Учитель не всегда может заметить непонимание ребёнка, а при индивидуальной подготовке вы быстрее выявите, что ребёнок не понял.

При решении задач в первую очередь усваивается условие ( при помощи рисунка, схемы или чертежа), главный вопрос задачи, а уже от него ведётся всё рассуждение.

При решении примеров большую помощь окажет учебник, где есть объяснение (почти на каждой странице).

 

 

Развитие речи первоклассника

В успешном усвоении программы первоклассником важнейшим условием является развитие устной речи.

Речь – это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, средство общения.

Первые речевые акты ребёнка (1-2 года) вызываются возникшей потребностью общения с родителями, которая остаётся главным стимулом развития речи детей и в школьном возрасте.

Дошкольник черпает языковые средства в речи окружающих людей, которую он слышит. Поэтому важно, чтобы ребёнок имел правильную и богатую речевую среду. В школе такую среду создаёт речь учителя, тексты книг, которые читает ученик.

Пассивное восприятие чужой речи само по себе не развивает, необходима высокая речевая активность, создание условий познавательной, игровой деятельности. Это могут быть рассказы детей о случаях из их жизни, об их наблюдениях, пересказ прочитанного.

У учителя времени на каждого ученика очень мало. Поэтому родители помогают ребёнку овладевать речевой культурой, при этом самим её тоже нужно совершенствовать, стараться искоренять из речи сорные слова. Сильнейшим средством развития речи является чтение, оно обогащает словарный запас детей. По данным обследований первоклассник понимает и использует от 3 до 7 тыс. слов.

Основными видами упражнений для овладения связной речью являются полные, сжатые и выборочные пересказы.

Мне хочется обратить ваше внимание на то, чтобы вы помогали детям правильно строить предложения, следить за тем, чтобы ответы детей на ваши вопросы были полными, чёткими и конкретными.

Удачи и успехов!

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»