Никишова Ольга Анатольевна, учитель психологии, педагог-психолог,
ГБОУ СОШ № 603
Пояснительная записка
Актуальность программы.Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? Приближают ли педагоги социальную катастрофу, стремясь создать слой молодежи с ярко выраженным индивидуалистическим сознанием! Или эти опасения вызваны искаженными, несовременными, идеологически деформированными ценностными ориентациями самих учителей?
Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентаций и возрождением забытых ценностей. В то же время, период окончания школы характеризуется для школьников активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становления его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности. Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества. Поэтому для старшеклассников может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека.
Основные цели курса:
1. С позиции актуальности для самих старшеклассников: осмысление ценностей и смыслов перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.
2. С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
Основные задачи курса:
1. Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.
2. Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.
3. Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.
4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.
Формы проведения занятий:
- Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.
- Создание эвристических ситуаций.
- Демонстрация и проведение психологических исследований с их последующим обсуждением.
- Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.
- Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.
Содержание программы.
1. Смыслы и ценности в жизни человека. Мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Частное и общее: от проблемы смысла труда к проблеме смысла жизни. Жизнь ради идеи, жизнь ради людей, жизнь ради себя. Ценности, ценностные отношения и ориентации. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Как поживаешь» (индивидуальные приоритеты различных жизненных ценностей).
2. Многообразие ценностей. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Ценности религиозного и нерелигиозного человека. Ценности людей с разным уровнем образования и разным образовательным запросом. «Мужские» и «женские» профессиональные ценности. Ценностные ориентации представителей различных профессиональных групп (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предпринимательская, конвенциальная). Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Методика Холланда.
3. Внешний мир и ценности человека. Социокультурная образовательная среда и ценности человека. Социокультурный кризис и ценностные ориентации. Факторы социализации человека и его ценности. Зависимость ценностных ориентаций от макрофакторов социализации, мезофакторов социализации, микрофакторов социализации. Средства массовой информации и ценностные ориентации. Диагностико – развивающие процедуры и самостоятельная работа. Проективная педагогическая методика «Карта города», «Мэр города». Работа с литературой, газетами и журналами.
4. Предпроектная работа. Знакомство с алгоритмом проектирования, планирование дальнейших действий.
5. Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть?» Жизненная карьера и профессиональная карьера. Профессия и профессиональная карьера, профессиональная востребованность человека, профессиональная компетенция человека как ценность. Человеческие и профессиональные качества как ценность. Карьера как самостоятельная ценность. Увлеченность карьерой. Вертикальная и горизонтальная карьера. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Кем?», «За и против-1».
6. Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?». Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремление к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. «Черная психология». Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Каким?», «За и против-2».
7. Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. «Зачем человек делает карьеру?». Финансовая свобода как профессиональная ценность. Элитарные ориентации современников. Имидж успешного профессионала. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Жизненный успех как перемещение по социальным уровням и как творческая самореализация. «Неочевидные» профессиональные ценности. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Зачем?», «За и против-3».
8. Предпроектная и проектная работа. Определение темы проектной работы, работа с алгоритмом проектирования, анализ информационных источников и ресурсов обеспечения, планирование дальнейших действий. Защита предпроектной работы.
Тематическое планирование занятий элективного курса
«Ценности и смыслы профессиональной карьеры».
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля |
1 |
Смыслы и ценности в жизни человека. |
2 |
Психологическая диагностика |
2 |
Активизирующая методика «Как поживаешь». |
2 |
Психологическая диагностика |
3 |
Многообразие ценностей. |
2 |
Психологическая диагностика |
4 |
Методика Холланда. |
2 |
Психологическая диагностика |
5 |
Внешний мир и ценности человека. |
2 |
Психологическая диагностика |
6 |
Проективная педагогическая методика «Карта города». Самостоятельная работа с газетами и журналами. |
2 |
Психологическая диагностика |
7 |
Предпроектная работа. |
4 |
Психологическая диагностика |
8 |
Ценности и смыслы профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?». |
2 |
Психологическая диагностика |
9 |
Активизирующая методика «Кем?» «За и против -1». |
2 |
Психологическая диагностика |
10 |
Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?». |
2 |
Психологическая диагностика |
11 |
Активизирующая методика «Каким?», «За и против -2». |
2 |
Психологическая диагностика
|
12 |
Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. «Зачем человек делает карьеру?» |
2 |
Психологическая диагностика |
13 |
Активизирующая методика «Зачем?» «За и против -3» |
2 |
Психологическая диагностика |
14 |
Предпроектная и проектная работа. |
6 |
Психологическая диагностика |
Список литературы.
1. Берд П. Продай себя. – Минск: Амалфея, 1996.
2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерспект, 1992.
3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М.: Смысл, 1999.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.
5. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. Минск: В.М. Скахун, 1995.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону: Феникс, 1996.
7. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Филология, 1998.
8. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. – М.: Политиздат, 1991.
10. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД,1995.
11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997.
12. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,2000.
13. Пряжников Н.С.Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997.
14. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998.
15. Служебная карьера. Под ред. Е.В.Охотского. – М.: «Экономика», 1998.
16. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.
17. Хилл Н. Думай и богатей. Пер. с англ. – М.: Начала – Пресс, 1992.
18. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.
19. Якокка Л. Карьера менеджера. – Тольятти: Довгань, 1995.