Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Никишова Ольга Анатольевна, учитель психологии, педагог-психолог,

ГБОУ СОШ № 603

 

Пояснительная записка

Актуальность программы.Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что  подлежит одобрению, а что осуждению общественным  мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей?  Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? Приближают ли педагоги социальную катастрофу, стремясь  создать слой молодежи с ярко выраженным индивидуалистическим  сознанием! Или эти опасения вызваны искаженными, несовременными, идеологически деформированными ценностными ориентациями самих учителей?

Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентаций и возрождением забытых ценностей. В то же время, период окончания школы характеризуется для школьников активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становления его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности. Кроме того, подрастающее поколение несет в  себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества. Поэтому для старшеклассников может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека.

Основные цели курса:

1.     С позиции актуальности для самих старшеклассников: осмысление ценностей и смыслов перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2.     С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Основные задачи курса:

1.     Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.

2.     Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

3.     Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

4.     Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Формы проведения занятий:

-       Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.

-       Создание эвристических ситуаций.

-       Демонстрация и проведение психологических исследований с их последующим обсуждением.

-       Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.

-       Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.

Содержание программы.

1.     Смыслы и ценности в жизни человека. Мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Частное и общее: от проблемы смысла труда к проблеме смысла жизни. Жизнь ради идеи, жизнь ради людей, жизнь ради себя. Ценности, ценностные отношения и ориентации. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Как поживаешь» (индивидуальные приоритеты различных жизненных ценностей).

2.     Многообразие ценностей. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Ценности религиозного и нерелигиозного человека. Ценности людей с разным уровнем образования и разным образовательным запросом. «Мужские» и «женские» профессиональные ценности. Ценностные ориентации представителей различных профессиональных групп (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предпринимательская, конвенциальная). Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Методика Холланда.

3.     Внешний мир и ценности человека. Социокультурная образовательная среда и ценности человека. Социокультурный кризис и ценностные ориентации. Факторы социализации человека и его ценности. Зависимость ценностных ориентаций от макрофакторов социализации, мезофакторов социализации, микрофакторов социализации. Средства массовой информации и ценностные ориентации. Диагностико – развивающие процедуры и самостоятельная работа. Проективная педагогическая методика «Карта города», «Мэр города». Работа с литературой, газетами и журналами.

4.     Предпроектная работа. Знакомство с алгоритмом проектирования, планирование дальнейших  действий.

5.     Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть?» Жизненная карьера и профессиональная карьера. Профессия и профессиональная карьера, профессиональная востребованность человека,  профессиональная компетенция человека как ценность. Человеческие и профессиональные качества как ценность.  Карьера как самостоятельная ценность. Увлеченность карьерой. Вертикальная и горизонтальная карьера. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Кем?», «За и против-1».

6.     Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?». Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремление к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. «Черная психология». Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером.   Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Каким?», «За и против-2».

7.     Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере.  «Зачем человек делает карьеру?». Финансовая свобода как профессиональная ценность. Элитарные ориентации современников. Имидж успешного профессионала. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Жизненный успех как перемещение по социальным уровням и как творческая самореализация. «Неочевидные» профессиональные ценности. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Активизирующая методика «Зачем?», «За и против-3».

8.     Предпроектная и проектная работа. Определение темы проектной работы, работа с алгоритмом проектирования, анализ информационных источников и ресурсов обеспечения, планирование дальнейших действий. Защита предпроектной работы.

Тематическое планирование  занятий элективного курса

«Ценности и смыслы профессиональной карьеры».

Название темы

Количество часов

Формы контроля

1

Смыслы и ценности в жизни человека.

2

Психологическая диагностика

2

Активизирующая методика «Как поживаешь».

2

Психологическая диагностика

3

Многообразие ценностей.

2

Психологическая диагностика

4

Методика Холланда.

2

Психологическая диагностика

5

Внешний мир и ценности человека.

2

Психологическая диагностика

6

Проективная педагогическая методика «Карта города». Самостоятельная работа с газетами и журналами.

2

Психологическая диагностика

7

Предпроектная работа.

4

Психологическая диагностика

8

Ценности и смыслы профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?».

2

Психологическая диагностика

9

 Активизирующая методика «Кем?»

 «За и против -1».

2

Психологическая диагностика

10

Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?».

2

Психологическая диагностика

11

 Активизирующая методика

«Каким?», «За и против -2».

2

Психологическая диагностика

 

12

Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере.  «Зачем человек делает карьеру?»

2

Психологическая диагностика

13

Активизирующая методика «Зачем?»

 «За и против -3»

2

Психологическая диагностика

14

Предпроектная и проектная работа.

6

Психологическая диагностика

 

 

 

Список литературы.

1. Берд П. Продай себя. – Минск: Амалфея, 1996.

2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерспект, 1992.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М.: Смысл, 1999.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.

5. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. Минск: В.М. Скахун, 1995.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону: Феникс, 1996.

7.     Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Филология, 1998.

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.

9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. – М.: Политиздат, 1991.

10. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД,1995.

11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997.

12. Пряжников Н.С. Психология элитарности.  М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,2000.

13. Пряжников Н.С.Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997.

14. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998.

15. Служебная карьера. Под ред. Е.В.Охотского. – М.: «Экономика», 1998.

16. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

17. Хилл Н. Думай и богатей. Пер. с англ. – М.: Начала – Пресс, 1992.

18. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.

19.  Якокка Л. Карьера менеджера. – Тольятти: Довгань, 1995.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»