Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Автор Л.К. Соловьева
педагог-психолог
ГОУ Центр психолого-медико-социального
сопровождения  Приморского района
 г. Санкт-Петербурга

Современному школьнику необходимо научиться правильно ориентироваться в окружающем пространстве, которое постоянно и стремительно меняется. Это необходимо для понимания, нахождения смысла во всем происходящем вокруг, в среде, которая его окружает. Сегодня от выпускника школы требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, творческий подход к решению жизненных вопросов и проблем. Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом усиливает потребность в творческих, образованных и активных людях. Эта необходимость обуславливается особенностями адаптации в меняющейся действительности, в результате которой формируется необходимая система отношений, возникают нужные способы взаимодействия с миром и с самим собой, раскрываются жизненные потенциалы человека. Нарастающее отставание темпа адаптациогенеза человека от скорости социальных, технических и природных преобразований приводит к ослаблению психологической системы самосохранения и саморазвития личности.

Личностный адаптационный потенциал включает в себя взаимосвязанные психофизиологические и социально-психологические характеристики, такие как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения, ориентация на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. Чем более выражены перечисленные характеристики, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым человек может приспособиться. Адаптационному потенциалу отводится важная роль в психическом и социальном развитии современного школьника. Показатели адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам. В адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависят от активности личности.

Адаптационный ресурс личности развивается в течение всей жизни, однако в школьные годы происходит формирование механизмов психологических защит, адаптационных способностей личности. От особенностей протекания этого процесса существенно зависит успешность самосохранения и саморазвития школьника.

Успешность адаптации школьника к обучению в средней школе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе необходимо:

– учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития;

– уровень познавательной деятельности, особенностей учебной мотивации, с которыми ребенок перешел в 5 класс;

– анализ причин неуспешного адаптационного периода и возможные пути коррекции трудностей адаптации школьника;

– гендерную специфику адаптации к обучению в школе.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение учебной мотивации, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Рубеж 3-5 классов, по свидетельству многих психологов и педагогов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка, которое во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы.

Переход из начальной школы в среднюю считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу относится новая личностная позиция по отношению к школе. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу подросткового возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышается неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит, развиваются психосоматические заболевания. При этом в начальной школе, девочки в целом лучше учатся, чем мальчики и меньше болеют, проявляют больший интерес к общественным делам и поручениям, чем мальчики. В пятых классах наоборот, девочки демонстрируют стабильные результаты учебной деятельности, а мальчики начинают проявлять интерес к учебной деятельности, меньше болеют, чем девочки и проявляют личностную заинтересованность к жизни класса. Важно отметить, что при переходе в среднюю школу, происходит смена статуса учащегося: с позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, что также проявляется по-разному у мальчиков и девочек. Большинство детей переживают этот период как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогом.

Целью нашегоисследования было изучение личностных и адаптационных особенностей школьников при переходе в 5 класс, в зависимости от половой принадлежности. Одной из поставленных нами задач было выявление различий по личностным особенностям, характеристикам самооценки, мотивационным предпочтениям и анамнестическим данным в трех группах испытуемых: во всей выборке детей, отдельно у мальчиков и девочек в течение двух лет обучения (4 и 5 классах). В исследовании приняли участие68 человек: из них 36 мальчиков и 32 девочки.

Изначально, мы предположили, что при переходе из младшей в среднюю школу у обучающихся изменяется адаптационный ресурс в зависимости от половой дифференциации, а также существуют специфические взаимосвязи между особенностями адаптации и половой принадлежностью.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать следующие выводы. Чем более эмоционально чувствителен ученик, тем чаще, под влиянием стресса, возникают у него психосоматические заболевания. Успеваемость у мальчиков напрямую зависит от самооценки своего характера и ума: чем выше самооценка – тем выше и результат учебной деятельности.Мальчики, которым нравится доминировать, приказывать, критиковать других людей, для которых важно самоутверждение и самостоятельность, имеют более высокий балл по успеваемости.Чем сильнее мальчики ощущают себя умными, тем добрее и смелее они себя проявляют, а у девочек этого не определяется.У девочек оценка собственного физического здоровья напрямую зависит от высокой самооценки ума, а у мальчиков этого не наблюдается. Девочки, пропустившие по болезни небольшое количество уроков, оценивают себя «хорошими ученицами» и проявляют себя более уравновешенными, спокойными, умеющими держать себя в руках, а мальчикам это не свойственно.У девочек успеваемость напрямую зависит от физического здоровья, напряженности, высокой самооценки характера и интеллектуальных способностей. Девочки, отличающиеся утонченностью, образностью мышления, художественным восприятием мира, обладающие богатым воображением, имеют более высокий балл по итоговой аттестации. Девочки в 5 классе с высокой самооценкой ума, не стремятся получить награду за успешную учебу, но для них особенно важным является одобрение со стороны учителя и родителей, а также стремление к высоким оценкам связано с желанием избежать наказания за низкие оценки по успеваемости. А мальчики в 5 классе, в отличие от девочек, совсем не стремятся получить награду за хорошую учебу.

Важно обратить внимание на тот факт, что чем умнее себя оценивают учащиеся, тем сильнее они выбирают ведущим учебный мотив учебы «чтобы не наказали». Это характерно как для мальчиков, так и для девочек. Важно отметить, что чем стабильнее и выше результаты обучения, чем выше средняя оценка за успеваемость, тем счастливее чувствуют себя как мальчики, так и девочки.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что процесс адаптации мальчиков и девочек при переходе из начальной школы в среднюю имеет существенные различия, обусловленные половой дифференциацией.

При анализе результатов используемых нами методик, выявилось, что для повышения успеваемости у мальчиков, необходимо повышать их самооценку, в частности самооценку ума и характера. Также на успеваемость мальчиков в 5 классе влияют их личностные особенности, такие как общительность, эмоциональность и доминантность. Таким образом, при работе с мальчиками в 5 классе необходимо учитывать то, что у эмоционально устойчивого мальчика оценки по успеваемости выше, чем у мальчика с повышенной возбудимостью; общительному и уверенному в себе, умеющему постоять за себя, смелому мальчику легче достигать высоких результатов в учебе. Также, для мальчиков очень важна похвала и одобрение учителя, так как у мальчиков ведущим мотивом к хорошей учебе выявился мотив «порадовать учителя».

При работе с девочками важно учитывать и корректировать самооценку, так как самооценка у девочек прямо связана с состоянием здоровья, а значит и с количеством пропущенных уроков по болезни. В свою очередь большое количество пропущенных уроков ведет к низким оценкам по успеваемости. Особенно важно повышать самооценку ума у девочек, так как девочки, высоко оценивающие уровень своего интеллекта, не стремятся хорошо учиться только ради получения какой-либо награды. Также важно учитывать, что для девочек в 5 классе очень важно одобрение и поддержка близких людей, девочки очень эмоционально реагируют на неудачи, поэтому необходимо обеспечить девочкам эмоциональную поддержку со стороны значимых взрослых.

Следует также отметить и общие особенности для учащихся 5 класса. Как у мальчиков, так и у девочек в 5 классе повышается уровень тревожности связанный с низким баллом по успеваемости. Это характерно для детей, стремящихся хорошо учиться только для того, чтобы их не наказали, поэтому очень важно не связывать оценки за успеваемость ребенка с системой наказаний и поощрений. Важно, чтобы ребенок понимал, что разные учителя могут по-разному оценивать результаты его работы и его самого как личность. Здесь многое зависит от родителей: нельзя, чтобы завышенные требования родителей «отравляли» ребенку жизнь.

Важно учитывать и обращать внимание на физическое, соматическое самочувствие ребенка и его эмоциональное состояние, ведь уравновешенный эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе ребенок, независимо от половой принадлежности, реже болеет, чувствует себя счастливым и успешным.

Данное исследование носит исключительно практико-ориетированный характер и по его результатам были сформулированы рекомендации для педагогов начальной и средней школы родителей учащихся.

 

Список литературы:

1.    Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., Академия, 1998.

2.    Антипов В.В., Сосновский Б.А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности (Под. Ред. Сосновского Б.А.) М., 1994.

3.    Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989

4.    Каган В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.

5.    Капустина А.Н., Романов В.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной адаптации у выпускников средней школы // Психология: итоги и перспективы/ Под ред. Крылова А.А. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

6.    Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., Изд-во РГПУ, 2001.

7.    Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности СПб, Медицинская пресса, 2002.

8.    Anderson J., Bugelski B.R., Words and things and imades // American psychologist – 25., 2000.

9.    Maslow A. The Further Reaches of Human Nature. NewYork, 1971.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»