Консультация для родителей
по теме: «Воспитание трудолюбивых»
Воспитателя группы продленного дня ГБСКОУ № 609 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Людмилы Михайловны Трушкиной
г. Санкт-Петербург
Беседа для родителей
«Воспитание трудолюбивых».
Отношение школьников к труду во многом зависит от того, какое значение придают этому родители.
Без семейной трудовой подготовки, которая является важной ступенью в системе трудового воспитания трудящихся, многие стороны формирования трудолюбивой личности будут осложнены.
Трудолюбие – это и привычка к трудовому усилию, чувство ответственности за порученное дело, умение преодолевать тяжесть и непривлекательность любого труда, вкладывать в работу энергию, творчество, мастерство.
Трудолюбие – вершина трудового развития. Без этого качества человек не может быть по – настоящему счастлив.
Можно ли, например, воспитать у них любовь к чистке картофеля, к уборке ванн и туалетов?
Приучая детей к непривлекательным видам домашнего труда, главное внимание надо обращать на то, что выполнение этих дел вызвано их необходимостью для семьи, для близких.
Ребята должны чувствовать ответственность за их долю в домашнем труде.
Все родители хотят видеть детей трудолюбивыми, но не все умеют этого добиться: поучениями, нотациями его не сформируешь. Прежде всего ребёнку надо овладеть трудовыми умениями, навыками, привычками. Формируются они на основе знаний, но вырабатываются в процессе работы. Можно теоретически знать, как надо ремонтировать пылесос, но умение появится только тогда, когда подросток починит его и два, и пять, и десять раз.
Если умение выполнять стало автоматическим, то это говорит о навыке. Навыки играют большую роль в жизни человека и составляют более 90% всех его действий. Без навыка не может появиться и трудовая привычка. Психологи называют её устойчивой формой действия, которая в определённых условиях становится потребностью.
Учащиеся VII– VIIIклассов должны самостоятельно убирать комнаты, квартиру, двор, чистить одежду, обувь, стирать и гладить бельё, покупать продукты, накрывать на стол, ремонтировать вещи домашнего обихода, бытовую технику.
Каждая семья обязана привить детям привычки санитарно-гигиенические, трудовые, нравственные, культурного поведения и общения. Это долг и обязанность родителей.
Вырабатывать у детей навыки и привычки следует поэтапно. Начинать нужно с разъяснения, почему и как надо вести себя за столом, мыть пол, пылесосить.
Иногда следует показать, как стирать майку, как собирать мясорубку. Дети должны слышать слова: «Делай, как я. Смотри, как делаю я. Теперь делай сам». Самостоятельные действия не всегда получаются сразу. Нужно многократно повторить действия, чтобы умение получилось и закрепилось. Многое зависит от взрослых: от их терпения, доброжелательности. Если у ребёнка ничего не получается, предложите ему отдохнуть и вновь приняться за работу. Важно, чтобы он сам повторил действие 3-4 раза. Поэтому для обучения следует выбирать такое время, когда не надо никуда спешить.
Иногда родители возмущаются: «Игорь, неужели в 12 лет ты не знаешь, что постель за собой надо убирать?» - «Знаю». – «Знаешь, а не убираешь!» - «Забыл». Этот пример говорит, что подросток знает, что надо делать, но не приучен выполнять требуемое. Трудолюбие ещё не сформировано: для него одного умения мало. Нужны навыки и привычки к труду. А чтобы их сформировать, нужен ещё один этап – этап приучения.
Приучение детей к труду – процесс длительный и не бесконфликтный.
Поэтому применение наказаний возможно, так как нельзя допускать непослушания, лености, вседозволенности. Среди мер наказания могут быть замечания, выговор, предложение переделать плохо выполненную работу, временное исключение ласки по отношению к провинившемуся, лишение прав на удовольствие (сходить в кино, смотреть телевизор). Все эти меры применяются с учётом возраста провинившегося, стиля отношений в семье, степени виновности.
В процессе приучения без замечаний не обойтись, Они могут быть в виде молчаливого упрёка – глазами, жестами, голосом. «Моя мама никогда нас не ругала, - помню я. Но если провинишься, то строго посмотрит и покачает головой».
Замечания не должны превращаться в нотации. Тогда они теряют свою силу, так как дети раздражаются, а иногда и обижаются за это на родителей. Предложение переделать плохую работу – один из действенных приёмов приучения, а значит и воспитания трудолюбия, но при условии, что необходимость переделки очевидна для ребёнка.
Сын вымыл пол, мама вышла, посмотрела, но промолчала. «Не нравится?» – с вызовом спросил сын. «Оцени свою работу сам, » - спокойно ответила мама. «Тройку – то можно поставить», - не сдавался сын. «Даже при грубых ошибках?» - показывая на грязные полосы, спросила мать. «Я их сейчас уберу», - с готовностью ответил мальчик. «Вымой пол снова, прошу тебя, так, как я тебя учила. Показать?» - «Я помню». Мальчик принялся за работу. Сочетание требовательности с уважением к детям, проявление такта – одно из важных условий процесса приучения. Главное в нём – добиться активности детей, их самостоятельности. Поэтому не надо жалеть времени на то, чтобы приучить их к труду.
Нельзя надеяться, что дети, получив обязанности, автоматически станут трудолюбивыми. Основное зависит от родителей. Нужно помнить, что сначала разъясняем детям понятие «обязанность»,
учим детей её выполнять, т.е. формируем привычку к трудовому усилию, без чего трудолюбия быть не может.
Иногда родители сомневаются в необходимости обучения детей труду. Они считают, что трудовые умения появятся у тех детей, отцы и матери которых трудолюбивые, заботливые люди. Однако дети с иждивенческой психологией вырастают и в трудовых семьях. К сожалению, встречаются семьи, когда родители - уважаемые труженики, а дети – бездельники, а иногда и тунеядцы. Черты характера по наследству не передаются, они формируются в течение жизни. Положительный пример родителей - великий воспитатель, но надеяться только на его силу нельзя.
Для воспитания трудолюбия надо систематически формировать у детей определённый круг трудовых умений, навыков и привычек.
Ян Амос Коменский писал: «Так как жизнь придётся проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни».
В.А.Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим человеком только тогда, когда поймёшь, что значит трудно».
Используемая литература:
В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» («Как соединить в поступках ребёнка «надо», «трудно» и «хорошо»). Москва, «Педагогика», 1990.
А.С.Макаренко «Воспитание гражданина» («Труд как средство воспитания»). Москва, Просвещение, 1988.
юбивых