С.В. Хапсалис
ПМС- Центр Приморского района,
Санкт- Петербург
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сфера взаимоотношений ребёнка с родителями на протяжении всего периода взросления ребёнка остаётся значимой и оказывает влияние на формирование его личности, особенно интенсивное это влияние в подростковом возрасте. Нарушения взаимоотношений родителей и детей, неспособность семьи справиться с трудностями и противоречиями ставит подростка в трудное положение, обуславливая дезориентацию в социальной действительности.Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем. Наряду с этим поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка.
Семья - объект большого числа социологических, социально-психологических исследований. Это объясняется большим количеством проблем, связанных с семьёй. Важность изучения восприятия подростками отношений с другими людьми, в особенности с родителями, признаётся учёными различных направлений. Хоментаускас Г.Т пишет: « …Посмотреть на семью глазами ребёнка - это значит реконструировать, воссоздать субъективное видение и чувствование ребёнка…» [9].
Целью исследования являлось изучение восприятия подростками внутрисемейных отношений.
Объектом исследованияявилисьподростки в возрасте 14-17 лет, проживающие в полных и неполных семьях. Всего обследовано 82 подростка в возрасте 14-17 лет (60 подростков из полных семей, 22 подростка из неполных), 35 мальчиков и 47 девочек.
Предметом исследования явилисьхарактер воспитательных воздействий родителей; характеристики эмоционального реагирования детей (ситуативная и личностная тревожность); параметры семейного поведения (семейная сплочённость и адаптация); система отношений подростка; межличностные отношения и характер коммуникаций в семье.
Выбор диагностических средств исследования определялся целями и задачами исследования с учётом особенностей возраста обследуемых. Для обследования подростков использовались следующие методики: «Подростки о родителях» (ПоР) Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е.(1983,2001); интегративный тест тревожности (компьютерный вариант) Бизюк А.П., Вассермана Л.И., Иовлева Б.В. (2006); шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS-3) Олсона Д. X., Портнера Дж., Лави И.; тест«Незаконченные предложения» Сакса и Леви(сокращённый вариант).
В результате выявлены следующие особенности восприятия подростками внутрисемейных отношений:
Подростки из полных и неполных семей характеризуют свои отношения с родителями как дисгармоничные и амбивалентные.
Выявлены следующие различия между подростками из полных и неполных семей:
1.Подростки из полных семей отмечают со стороны обоих родителей сочетание позитивного интереса и непоследовательности, преобладание автономности над директивностью. Причём позитивное отношение матери подростки связывают с формальным отношением матери к воспитанию, отсутствием интереса к их проблемам, ослаблением контроля, непоследовательностью требований. Отношение к ним отца меняется в зависимости от того, насколько поведение подростка соответствует ожиданиям отца. То есть, если поведение подростка соответствует ожиданиям отца, то со стороны отца он наблюдает позитивный интерес и внимание, но если поведение подростка не соответствует ожиданиям отца, то со стороны отца присутствует эмоциональное отчуждение и равнодушие.
В полных семьях выявлены следующие различия между девочками и мальчикамив восприятии стилей воспитательного воздействия матери.
У мальчиков в большей мере выражена враждебность со стороны матери, имеет место безразличие и негативные высказывания в адрес подростка, им мало интересуются, избегают общения с ним. Со стороны матери в отношении девочек присутствует опека с одной стороны и ослабление контроля в сочетании с непоследовательностью требований с другой, что способствует развитию инфантильности у девочек.
Девочки из полных семей в отношении отцаотмечают позитивное принятие в сочетании с резкой сменой воспитательного воздействия и непоследовательностью требований. Мальчики отмечают со стороны отцапозитивный интерес, враждебность и автономность.
Во всех полных семьях мальчиков семейная сплочённость выше. Но мальчики из полных семей, в отличие от девочек из полных семей, стремятся быстрее добиться самостоятельности и освободиться от излишней родительской опеки, и считают сплочённость (дистанцию между членами семьи) чрезмерной. Адаптация мальчиков в полных семьях затруднена из-за излишнего контроля со стороны матери и непредсказуемости родительских реакций на поведение подростка со стороны обоих родителей. Девочки из полных семей считают такую сплочённость адаптивной.
Самооценкамальчиков из полных семей ниже, чем у девочек из полных семей. Формированию адекватной самооценки у девочек из полных семей способствует позитивное отношение и последовательный стиль воспитания со стороны матери.
2.Подростки из неполных семейсо стороны отца отмечают непоследовательность и отстраненность от воспитания. Дисгармония в отношениях с отцом или его отсутствие могут привести к нарушению адаптации подростка в социальной среде.
Отношения с матерью у мальчиков более конфликтные, чем у девочек из неполных семей. Матери в отношении сыновей более строги и агрессивны, подозрительны и критичны. Директивность матерей проявляется в чрезмерном контроле, большом количестве ограничений и запретов, подавлении самостоятельности.Такой стиль воспитательного воздействия матери может привести к чрезмерной зависимости мальчика от матери или наоборот, вызвать реакцию протеста в различных формах её проявления.
У девочек наблюдается противоположная картина – преобладание автономности над позитивным интересом, то есть имеет место удовлетворение любых желаний дочери, потакание её желаниям с одной стороны, ослабление контроля и отсутствие поощрений и наказаний, с другой. Девочки воспринимают такой стиль воспитательного воздействия как адаптивный.
Девочки из неполных семей оценивают свою семью как более сплочённую.
Для всех девочек из полных и неполных семей характерна большая эмоциональная зависимость от матери в отличие от мальчиков.
Восприятие мальчиками воспитательного воздействия матери как непоследовательного и враждебного, отсутствие влияния воспитательного воздействия отца, снижает самооценку мальчиков, лишает его социальной стабильности, усиливает его страхи и опасения за своё будущее.
3.Анализ личностной тревожности показывает, что уровень тревожности у всех девочек несколько выше, чем у мальчиков.Более высокая личностная тревожность девочек может быть связана с личностными характеристиками девочек, их чрезмерной обидчивостью и ранимостью, страхами быть непривлекательной в глазах не только родителей, но и других окружающих.
Низкая тревожность мальчиков, по сравнению с девочками в данном исследовании позволяет предположить, что мальчики испытывают трудности с идентификацией, так как в исследованиях восприятия стилей воспитательного воздействия отца в отношении мальчиков выявлены непоследовательность, отстранённость от воспитания, амбивалентность позиций. Это дезорганизует подростка - мальчика и мешает идентификации его с родителем (отцом).
Таким образом, выявляемая в настоящем исследовании амбивалентность отношений родителей к подросткам различается в зависимости от пола родителей и от пола подростка. В восприятии матерей мальчиками из неполных семей отмечается большая директивность и враждебность. С девочками матери менее строги, но с их стороны в отношении девочек имеет место гиперопёка и чрезмерная привязанность. Данные выводы подтверждает Захаров А.И.[2, с.180 ]. Он отмечает, что «...мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаще конфликтны с сыновьями. В семьях мальчиков большую строгость матерей можно расценивать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего мужа…В семьях девочек отмечается противоположная тенденция – уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными…».
С другой стороны такое отношение матери к мальчикам может также быть связано с материнской неуверенностью в воспитании мальчика - подростка или же не желанием матери лишиться любви мальчика.
Подтверждение также получили выводы, что существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплочённости семьи, девочки склонны считать свои семьи более сплочёнными.
Недостаточное участие отца в воспитании подростков также нашло отражение в результатах исследования.
Подростки обеих полов воспринимают стиль отца как непоследовательный и отстранённый, что ещё раз подтверждает проблему отцовства.
Результаты данного исследования ещё раз подтвердили, что проблема взаимоотношений родителей и детей это не только проблема одной семьи, это проблема социальная и постоянно актуальная. Система льгот в связи с рождением ребёнка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, и в редких случаях – отцам. Поэтому многие отцы считают, что проблема воспитания детей - женская проблема и самоустраняются от воспитания, считая, что от их участия в воспитании нечего не зависит.
В целом проведённое исследование показало амбивалентность, непоследовательность и дисгармоничность воспитательных воздействий со стороны обоих родителей, а также выявило различие в восприятии подростками внутрисемейных отношений в зависимости от пола родителей и пола самого ребёнка.
Полученная информация позволила получить представление об особенностях восприятия подростком внутрисемейных отношений, выявить основные нарушения взаимоотношений подростков и родителей и определить основные направления психологической помощи родителям.
Нарушения семейных отношений могут быть использованы в качестве основных критериев при разработке программы психологической помощи родителям подростков.
Родители, зная, как их воспринимают подростки, могут оказывать помощь себе и своему ребёнку на его трудном пути к взрослости. Это будет способствовать психическому оздоровлению ребёнка, улучшению взаимопонимания в семье, снятию напряжённости между родителями и детьми.
Список литературы
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Методическое пособие. – СПб.: « ФАРМиндекс», 2001. – 68с.
- Захаров А.И. Неврозы детей и психотерапия, – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
- Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение, как феномен детско-родительских отношений. /Вопросы психологии. – 2001, №1. – С.19-26.
- Психология родительства: Учебное пособие. Высшее профессиональное образование. / Под ред. Овчаровой Р.В. – М.: Академия, 2005. – С.311-323.
- Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2006. – 688с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: Питер, 2000. – 656с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московский психолого-социальный институт «Флинта»; 1999. – 672с.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989. – 160с.