Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

С.В. Хапсалис

ПМС- Центр Приморского района,

Санкт- Петербург

 ОСОБЕННОСТИ  ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

Сфера взаимоотношений ребёнка с родителями на протяжении всего периода взросления ребёнка остаётся значимой и оказывает влияние на формирование его личности, особенно интенсивное это   влияние в подростковом  возрасте. Нарушения взаимоотношений родителей и детей, неспособность семьи справиться с трудностями и противоречиями ставит подростка в  трудное положение, обуславливая дезориентацию  в социальной действительности.Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем. Наряду с этим поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка.

Семья - объект большого числа социологиче­ских, социально-психологичес­ких исследований. Это объясняется  большим количеством проблем, связанных с  семьёй. Важность изучения восприятия  подростками  отношений с другими людьми, в особенности  с родителями,  признаётся учёными различных направлений.  Хоментаускас Г.Т пишет: « …Посмотреть  на семью глазами ребёнка - это значит реконструировать, воссоздать субъективное видение и чувствование ребёнка…» [9].

Целью  исследования являлось изучение восприятия подростками внутрисемейных отношений.

Объектом исследованияявилисьподростки в возрасте 14-17 лет, проживающие в полных и неполных семьях. Всего обследовано  82 подростка в возрасте 14-17 лет (60 подростков  из полных семей, 22 подростка  из неполных), 35 мальчиков и 47 девочек.

Предметом  исследования явилисьхарактер воспитательных воздействий родителей; характеристики эмоционального реагирования детей (ситуативная и личностная тревожность); параметры семейного поведения (семейная сплочённость и адаптация);  система отношений подростка; межличностные отношения и характер коммуникаций в семье.

Выбор диагностических средств исследования определялся целями и задачами исследования с учётом особенностей возраста обследуемых.  Для обследования подростков использовались следующие методики: «Подростки о родителях» (ПоР) Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е.(1983,2001); интегративный тест тревожности (компьютерный вариант) Бизюк А.П.,  Вассермана Л.И., Иовлева Б.В. (2006); шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS-3) Олсона Д. X., Портнера Дж.,  Лави И.;  тест«Незаконченные предложения» Сакса и Леви(сокращённый вариант).

В результате  выявлены  следующие особенности восприятия подростками внутрисемейных отношений:

Подростки   из полных и неполных семей  характеризуют свои отношения с  родителями как дисгармоничные и амбивалентные.

Выявлены следующие различия между подростками из полных и неполных семей:

1.Подростки  из полных  семей  отмечают со  стороны обоих родителей сочетание позитивного интереса и непоследовательности, преобладание автономности над директивностью. Причём  позитивное отношение  матери   подростки    связывают  с   формальным  отношением матери к воспитанию, отсутствием интереса к   их проблемам, ослаблением контроля, непоследовательностью  требований. Отношение к ним отца  меняется в зависимости от того, насколько поведение подростка соответствует ожиданиям отца.  То есть,   если  поведение подростка соответствует ожиданиям отца, то со стороны отца  он наблюдает  позитивный интерес и внимание,  но если поведение  подростка не  соответствует ожиданиям отца, то  со стороны отца присутствует эмоциональное  отчуждение и равнодушие.

В полных семьях    выявлены  следующие различия  между девочками и мальчикамив восприятии стилей  воспитательного воздействия  матери.

У мальчиков в большей мере выражена враждебность со стороны матери,  имеет место безразличие и негативные высказывания в адрес подростка, им мало интересуются, избегают общения с ним. Со стороны  матери в отношении девочек присутствует опека с одной стороны  и  ослабление контроля  в сочетании с    непоследовательностью требований  с  другой,  что способствует  развитию инфантильности у девочек.

Девочки из полных семей в отношении отцаотмечают позитивное принятие в сочетании с резкой  сменой воспитательного воздействия и непоследовательностью требований.  Мальчики отмечают со стороны отцапозитивный интерес, враждебность и автономность.

Во всех  полных семьях мальчиков семейная сплочённость   выше. Но  мальчики  из полных семей, в отличие от девочек из полных семей,  стремятся  быстрее  добиться самостоятельности  и освободиться от излишней родительской опеки,    и считают сплочённость (дистанцию между членами семьи) чрезмерной. Адаптация   мальчиков     в  полных семьях   затруднена из-за   излишнего контроля  со стороны  матери и непредсказуемости родительских реакций на поведение подростка  со стороны обоих родителей. Девочки из полных семей считают такую сплочённость адаптивной.

Самооценкамальчиков из полных семей ниже, чем у девочек из полных семей.  Формированию адекватной самооценки у девочек из полных семей способствует позитивное отношение и последовательный стиль воспитания со стороны матери.  

2.Подростки  из  неполных  семейсо стороны отца   отмечают  непоследовательность и отстраненность от воспитания. Дисгармония в отношениях с  отцом или  его   отсутствие  могут  привести к нарушению адаптации подростка в социальной среде.

 Отношения с матерью  у мальчиков более конфликтные, чем у девочек из неполных семей. Матери  в отношении  сыновей более строги и агрессивны, подозрительны и критичны. Директивность матерей проявляется в чрезмерном контроле, большом количестве ограничений и запретов, подавлении самостоятельности.Такой стиль воспитательного воздействия матери  может привести к чрезмерной зависимости мальчика от матери или наоборот,  вызвать реакцию протеста в различных формах её проявления.

 У  девочек наблюдается противоположная картина – преобладание  автономности над позитивным интересом, то есть имеет место  удовлетворение любых желаний дочери, потакание её желаниям с одной стороны, ослабление контроля и отсутствие поощрений и наказаний, с другой. Девочки воспринимают такой стиль воспитательного воздействия как  адаптивный.

  Девочки из неполных   семей  оценивают свою семью  как более  сплочённую. 

Для  всех девочек  из полных и неполных семей  характерна    большая   эмоциональная  зависимость от матери в отличие от мальчиков.

Восприятие мальчиками воспитательного воздействия матери как непоследовательного  и враждебного, отсутствие влияния воспитательного воздействия отца, снижает самооценку мальчиков, лишает  его социальной стабильности, усиливает его страхи  и опасения за своё будущее.

3.Анализ   личностной тревожности  показы­вает, что уровень тревожности у всех  девочек несколько выше, чем у мальчи­ков.Более высокая личностная тревожность девочек может быть  связана с личностными характеристиками девочек, их чрезмерной обидчивостью и ранимостью,  страхами быть непривлекательной  в глазах не только родителей, но и других окружающих.

Низкая тревожность мальчиков, по сравнению  с девочками  в данном исследовании позволяет предположить, что мальчики испытывают трудности с идентификацией, так как в исследованиях восприятия стилей воспитательного воздействия  отца  в отношении мальчиков выявлены   непоследовательность, отстранённость от воспитания, амбивалентность позиций. Это  дезорганизует подростка - мальчика  и мешает идентификации его с родителем (отцом). 

 Таким образом,  выявляемая в настоящем исследовании амбивалентность отношений родителей к подросткам различается в зависимости  от пола родителей  и от пола подростка. В восприятии  матерей мальчиками из неполных семей отмечается большая  директивность и враждебность. С девочками матери  менее строги, но с их стороны в отношении девочек  имеет место гиперопёка и чрезмерная привязанность. Данные выводы подтверждает Захаров А.И.[2, с.180 ]. Он отмечает, что «...мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаще конфликтны с сыновьями. В семьях мальчиков большую  строгость  матерей можно расценивать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего мужа…В семьях девочек отмечается противоположная тенденция – уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными…». 

 С другой стороны  такое отношение матери  к мальчикам может также  быть связано с материнской неуверенностью в воспитании мальчика - подростка или же не желанием матери лишиться любви мальчика.

Подтверждение также  получили   выводы,   что существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплочённости семьи, девочки склонны считать свои семьи более сплочёнными.

Недостаточное участие отца в воспитании подростков также нашло отражение   в результатах  исследования.

Подростки  обеих полов воспринимают стиль отца как непоследовательный  и отстранённый, что ещё раз подтверждает  проблему отцовства.

Результаты данного исследования ещё раз подтвердили, что проблема взаимоотношений родителей и детей это не только проблема одной  семьи, это проблема социальная и постоянно актуальная. Система льгот в связи с рождением ребёнка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, и в редких случаях – отцам. Поэтому многие отцы считают, что проблема воспитания детей - женская проблема и самоустраняются от воспитания, считая, что от их участия в воспитании нечего не зависит.

 В целом проведённое исследование показало амбивалентность, непоследовательность и дисгармоничность  воспитательных воздействий со стороны обоих  родителей, а также выявило различие в восприятии подростками внутрисемейных отношений в зависимости от пола родителей и пола самого ребёнка.

 Полученная информация  позволила  получить  представление об  особенностях восприятия подростком внутрисемейных отношений, выявить основные нарушения  взаимоотношений  подростков и родителей и определить  основные направления  психологической помощи родителям.

Нарушения семейных отношений могут быть использованы  в качестве основных критериев  при  разработке  программы психологической помощи родителям подростков.

Родители, зная,  как их воспринимают подростки, могут оказывать  помощь   себе и  своему ребёнку на его трудном пути к взрослости. Это   будет способствовать психическому оздоровлению ребёнка, улучшению  взаимопонимания в семье, снятию напряжённости между родителями и детьми. 

 

Список  литературы

  1. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика  «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Методическое пособие. – СПб.: « ФАРМиндекс», 2001. – 68с.
  2. Захаров А.И. Неврозы детей и психотерапия, – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.
  3. Кон И.С. Психология ранней  юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  4. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение, как феномен детско-родительских отношений. /Вопросы психологии. – 2001, №1. – С.19-26.
  5. Психология родительства: Учебное пособие. Высшее профессиональное образование. / Под ред. Овчаровой  Р.В. – М.: Академия, 2005.  – С.311-323.
  6. Практикум по возрастной психологии. / Под ред.  Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2006. – 688с.
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: Питер, 2000. – 656с.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология  взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московский психолого-социальный  институт «Флинта»; 1999. – 672с.
  9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989. – 160с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»