Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Ильина Лариса Николаевна

ГБОУ школа № 118

 

В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой. Обучающиеся школы, не имея стойкого иммунитета к этой словесной инфекции, заражены ею уже в первом классе.

 Почему наши дети так часто матерятся? Кого они копируют? Как с этим бороться?

            Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности или в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

            Так, дети 2 - 5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

            В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того "как надо". При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.

            В период с 8 до 12 лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых, чувствуя себя увереннее и думая, что так можно заставить себя уважать и бояться.

            К 12-14 годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Но к этому возрасту мат уже перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Многие ребята осознают, что не могут эффективно адаптироваться к социальным требованиям. Причины своих проблем в первую очередь они ищут в себе (низкая самооценка), в кругу общения (стремление самоутвердиться), часто – в материальной области, но не в образе жизни.

            В настоящее время система воспитания в обществе и отношение взрослых к подрастающему поколению мало учитывают особенности их личностного становления, приводя к конфликту с ребятами, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. Стремясь его преодолеть, многие дети прибегают к агрессивным формам поведения, а проблема агрессивности молодежи вызывает сегодня глубокое беспокойство.

             Известно, что агрессивные действия различны по форме и причиняемому вреду. Различают физический, косвенный и вербальный виды агрессии. Хотелось бы остановиться именно на проявлении подростками вербальной агрессии, представляющей собой выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань), отрицательных эмоций, например: недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти и оскорбления. Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых и язвительных слов как раз является не чем иным, как проявлением вербальной агрессии. Такие слова порой воспринимаются более болезненно, чем агрессивные действия, они глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали грубо, грязно (не важно, по поводу или без повода), начинает сильно колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. Если представить, что человек нередко попадает в такие ситуации, то возникает определенная цепочка: обида – стресс – нервные расстройства – конкретные заболевания.

            Михайлин Вадим Юрьевич, доктор философских наук, кандидат филологических наук теоретически доказал, что русский мат идентичен индоевропейским словесным формулам заклинаниям, используемых в древних тайных, мужских союзах. Члены военных мужских обществ, молодые воины, проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний - матерным языком. Посвящение молодежи в воинов заключалось в усвоении юношами типичных волчьих черт, волчьего поведения, волчьего языка, матерного языка. Зная историю происхождения мата мы должны понимать, что МАТ- пробуждает звериный дух, разрушает душевно-духовную суть современного человека. Он утверждал, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается. Неэффективность процессов мышления, отраженная в нецензурных выражениях, свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения.

            Сквернословие наносит вред здоровью не только окружающих, но и самому матерщиннику.

Доказательством тому служит и исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П. П. Горяева о  влиянии мата на здоровье человека. С помощью созданного им прибора, переводящего слова в электромагнитные колебания, ученый доказал, что эти колебания влияют на молекулы наследственности. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только подорвать здоровье, вызвать болезнь, но и в конце концов убить человека. Ненормативная лексика пагубно воздействует на генетический код матерщинника, фиксируется в нем и определяет плохую наследственность.

            В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России они существуют.

            Расхожей стала философия, что без мата жить невозможно. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от раздражения, выпустить пар. По утверждению известного психофизиолога и врача Л.Китаева-Смыка, мат действительно снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Однако, по результатам его исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он не уверен в своей состоятельности, чувствует свою неполноценность, т.е. пытается таким образом самоутвердиться.

            Многолетние наблюдения И.Б. Белявского, доктора биологических наук, показали, что у сквернословов очень быстро появляются возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. У людей, не употребляющих «крепких» словечек, общее состояние организма, как правило, на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

            Опираясь на результаты исследований П.П. Горяева; руководителя научного центра экологического выживания и безопасности Г.С. Чеурина; работы   врача - психофизеолога Л. Китаева-Сныка; И. Б. Белявского; уникальные исследования японского учёного Масару Эмото,  были выделены характеристики отрицательного влияния мата на жизнедеятельность человека.

 

Характеристики отрицательного влияния мата:

  • снижает уровень интеллекта
  • негативно влияет на окружающих
  • заразителен
  • разрушает биополе человека
  • от него трудно отучиться
  • разрушает сознание, мироощущение
  • обедняет речь, обедняет словарь и мышление
  • ведет к деградации человека
  • порождает вседозволенность в поступках
  • делает психику бесчувственной, лишенной совести и стыда
  • повышает агрессию, делает человека злым, неуправляемым
  • приводит к гормональным расстройствам
  • искажает структуру ДНК
  • приводит к мутации
  • приводит к бесплодию

 

- Ну, гад, сейчас ты у меня получишь!

- Сам козлина, не буду больше с тобой играть!

(Из диалога двух малышей)

            Ребенок начал ругаться матом! Что делать? А так как ребёнка нужно воспитывать с раннего детства, то и на речь своего малыша нужно обращать внимание, ещё тогда, когда он совсем мал.

            Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Все мы стремимся прививать детям хорошее воспитание, учим их уважать взрослых, не обижать маленьких. Однако иногда в нашу продуманную, устоявшуюся систему воспитания вдруг врываются своеобразные «звоночки», и вся она рушится на наших глазах.

            Малыш, еще вчера только научившийся складывать слова в предложения, говорить свои первые «мама» и «папа», вдруг начинает залихватски ругаться матом, виртуозно вкручивая бранные словечки в свою речь. Не позволяйте вашим родительским рукам опуститься,  решайте проблему последовательно и четко, выработайте у ребенка своеобразный фильтр, который убережет его от употребления ненормативной лексики!

            Итак, шаг первый. Выявите источник негативной информации. Мы все люди разных профессий, и для некоторой профессиональной среды, например, для водителей транспорта, моряков, представителей рабочих профессий, да и вообще чисто мужских коллективов ненормативная лексика, скорее, норма в общении, чем отступление от правил. Возможно, в вашей семье есть человек, который употребляет бранные слова в повседневной жизни. Поговорите с ним, настойчиво убеждая в необходимости прекратить их употребление при ребенке.

            Однако иногда источником бранных слов выступает детское дошкольное учреждение, школа. В этом случае предупредить влияние на вашего ребенка будет сложнее, возможно, нужно будет поговорить с воспитателями, учителями, поскольку они вхожи в ситуацию и смогут принять должные меры. Однако бывает, что эти меры не дают должных результатов, и ваш малыш снова и снова приносит из школы или садика новые бранные слова. Ни в коем случае не отчаивайтесь! Не отсекая «источник», можно добиться положительного результата и отучить любимое чадо от использования ненормативной лексики!

            Шаг второй. Как же нам поступать, когда ребенок вдруг выдает нам бранную тираду. Первый напрашивающийся ответ – поругать. И многие родители постоянно используют методику «кнута», услышав от ребенка ненормативную тираду. Однако,   это действие будет не совсем верным с позиции психики ребенка. Восприятие ребенка таково, что он, преподнося нам ту или иную новую для него информацию, внимательно наблюдает за нашей реакцией. Такая позиция необходима малышу, чтобы понять смысл данной информации, своеобразное познание мира через своих родителей и других, авторитетных для него людей. И чем активнее наша реакция на воспроизведенные ребенком слова и фразы, тем чаще малыш будет стремиться ее получить.

 

            В данном случае наиболее приемлема для родителя следующая позиция: пропускать бранные слова мимо ушей, не выражая своего мнения о предмете, то есть ни положительного, ни отрицательного. Этим простым способом мы постепенно вызываем у нашего ребенка потерю интереса к новому объекту в его речи. Родители своими грамотными действиями могут вполне скорректировать речь своего ребенка, особенно на ранних этапах развития речевого аппарата.

            Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическими. Они не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку что, то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка. И в итоге ребенок идет на улицу, где возможно из-за обиды на родителей или чего-то подобного и начинает набираться «плохого».

            Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова.   Подрастающее поколение нужно воспитывать, прививать им основы толерантного, терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, на собственном примере, ведь мы для них образец поведения. В китайской пословице сказано «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»

            Наберитесь терпения, возможно период отвыкания вашего малыша от бранных слов будет длительным, но при соблюдении последовательной стратегии вы, несомненно, преуспеете!

 

 

 

 Используемые источники:

1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта, 2003.

2. Владимир Анисимов. Обойдемся без выражений!. Сквернословие как проявление вербальной агрессии  Журнал «Здоровье детей» №01/2009

4. Михайлин В. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. - М.: НЛО, 2005, с. 331-360.

3. Интернет ресурсы

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»