Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Эмоции и чувства у дошкольников

Комягина Марина Михайловна,
магистр педагогики ГБОУ гимназия №24
имени И.А. Крылова ОДОД, 
воспитатель

 

Эмоции и деятельность, развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот - отрицательные - негативного, для их устранения.

 «Советская детская психология выдвигает положение о том, что уже в дошкольном возрасте начинает реально складываться личность ребенка. Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития  отношений ребенка со взрослыми». [3, с.62-63]

Младенческий возраст.

Ведущий тип деятельности - непосредственно-эмоциональное общение с взрослым.

 «Факты, полученные в исследованиях советских и прогрессивных зарубежных авторов, показывают, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и потребность ребенка в активной психической жизни: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве с помощью взрослого, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, что формирует его сенсорный опыт». [3, с.39]

При этом «у новорожденного имеются лишь безусловнорефлекторные эмоциональные реакции (страх, возмущение, успокоение).

В дальнейшем на основе этих врожденных безусловных эмоциональных реакций образуются новые, условные; например, положительные эмоциональные реакции, которые первоначально вызывались удовлетворением органических потребностей (в пище, в тепле, в удобном положении), впоследствии начинают вызываться видом и голосом матери, постоянно удовлетворяющей эти потребности ребенка.

По мере обогащения опыта ребенка и усложнения его деятельности, а также его взаимоотношений с окружающими людьми у него формируются новые потребности и интересы. Это является важным условием развития и обогащения детских чувств. Интересы его распространяются на все более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем и чувства его становятся сложнее и содержательнее.

К концу второго - в начале третьего месяца жизни у ребенка появляется «комплекс оживления», положительная эмоциональная реакция на взрослого человека. Возникновение этой реакции обусловлено тем, что взрослый заботится о ребенке, удовлетворяет его потребности, ласкает его.

К концу первого года жизни ребенок может испытывать удовольствие от ярко окрашенных предметов, от музыкальных звуков, от игрушек, с которыми можно производить различные действия.

Особенно важное значение имеет развитие у ребенка чувства эмоционального расположения, симпатии к близким людям». [1, с.141-147]

 «Л. С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным отношением. Он указывал, что младенца в этом смысле можно назвать максимально социальным существом: вся жизнь его организована таким образом, что во всякой ситуации зримо и незримо присутствует другой человек.

Социальные реакции ребенка развиваются на протяжении всего младенческого возраста. Ребенок в состоянии бодрствования всегда готов вступить в общение со взрослым.

Таким образом, в процессе общения со взрослым, с одной стороны, возникают и постепенно развиваются потребности ребенка (среди них важное значение имеет потребность в общении - эмоциональный голод), с другой - возникают возможности их удовлетворения». [3, с.39]

Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Мухамедрахимов Р.Ж. выделяет 4 типа «привязанности матери и младенца: безопасная привязанность, небезопасная привязанность избегающего типа, небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа и небезопасная привязанность дезорганизованного типа». [2, с.21] Они выведены в лабораторной процедуре «незнакомая ситуация», при которой мать выходила из комнаты на некоторое время, а потом возвращалась обратно.

1. Младенцы с безопасной привязанностью (66%) чувствовали себя в присутствии матери достаточно безопасно, чтобы активно исследовать комнату и играть игрушками. Когда мать уходила они расстраивались. При возвращении матери младенцы радовались, приближались к ней и искали близкого контакта.

2. Небезопасная привязанность избегающего типа (20%) - отсутствует проявление горя при уходе матери; при ее возвращении избегают контакта и взаимодействия, некоторые игнорируют мать.

3. Небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа (12%) - при уходе матери значительно расстраиваются, но при ее возвращении сопротивляются контакту и взаимодействию, хотя ведут себя как будто хотят контакта.

4. Небезопасная привязанность дезорганизованного типа (2%) - аномальные, противоречивые реакции или проявление страха матери.

Тип привязанности зависит от предыдущего опыта взаимодействия матери и младенца. При чувствительном отношении матери к ребенку привязанность чаще всего бывает безопасного типа. В стрессовой ситуации такой младенец с целью уменьшения неприятного чувства опасности ориентируется на мать или двигается в ее направлении. Однако в некоторых случаях, при негативном опыте предыдущих отношений, ребенок в стрессовых ситуациях может проявлять небезопасную привязанность.

Вторая половина младенческого возраста характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса одного года.

Раннее детство.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии (эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей).

Эмоции и развитие ребенка очень тесно связаны. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот - отрицательные - негативного, для их устранения.

«Важным поощрением является мышечное чувство, которое возникает при ходьбе от работающих мышц ног, рук, спины и всего тела. Можно сказать, что чувство овладения собственным телом служит своего рода самовознаграждением для ребенка. На втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния». [3, с.41-42]

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 - 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия ребенка: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

К трем годам ребенок проявляет зачатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Причем, если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

«При этом, характер взаимоотношений со сверстниками в большой мере зависит от характера взаимоотношений взрослого с ребенком. Если взрослый обеспечивает эмоционально приемлемые способы, отношений с ребенком, то ребенок, чувствуя его расположение, активно вступает в общение и со сверстниками. Ребенок любит весь мир, он готов сопереживать неудачам других, радоваться их радостям, готов вступать в общение с расположенными к этому сверстниками.

В противном случае социальная активность ребенка затухает. Эмоционально для него «все плохие». Он уже не хочет играть с детьми, отчуждается от них, замыкается в себе или фрустрирует.

На фоне прямой зависимости ребенка от старшего, преимущественно при отношениях под знаком «плюс», и происходит усвоение первичных правил. В развернутой форме этот процесс начинается в раннем возрасте, когда ребенок становится способным усваивать элементарный набор социальных норм. Эти нормы запоминаются, усваиваются и становятся руководством к поведению во всех ситуациях обыденной жизни.

Когда ребенок начинает выполнять правила пользования предметами, он психологически входит в мир постоянных вещей. Нарушение способов употребления рассматривается как нарушение правил поведения. Эти правила взрослый и в вербальной, и в реальной жизненной ситуации представляет всегда однозначно - он является истинным носителем правил, образцом поведения с предметом. Именно поэтому правило на фоне эмоционального одобрения со стороны взрослого интериоризируется и становится сущностью, определяющей поведение ребенка.

Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях   с ребенком,   который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве. Кризис трехлеток - объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному   удовлетворению   своих потребностей, а взрослый сохраняет   старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех   людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Кризис трех лет - явление преходящее, но связанные с ним новообразования - отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми - важный шаг в психическом развитии ребенка».[3, с.47-49]

Страхи. У детей от 1 до 3 лет большой диапазон страхов. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Дошкольное детство.

Ведущая деятельность - игра. Игра имеет важное значение для эмоционального развития детей. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Игра помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями. Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

«В данном возрасте развитие чувств играет огромную роль в общем ходе формирования личности ребенка. Дошкольник характеризуется большой эмоциональной отзывчивостью, он очень эмоционально реагирует на различные радостные и печальные события, легко проникается чувствами и настроениями окружающих его людей. Выражение чувств носит у дошкольника очень непосредственный характер, они бурно обнаруживаются в его словах, движениях, мимике и т. д.

Основной способ заставить дошкольника действовать в определенном направлении, обратить его внимание на тот или иной предмет - это сделать этот предмет эмоционально привлекательным, возбуждающим положительные чувства.

Особо важное значение для маленького ребенка имеет эмоциональный контакт с воспитателем, установление теплых, ласковых отношений между ними. Воспитатель, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых к нему требований, подчинения нравственным нормам поведения и т. д.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Удивление перед неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Наконец, и это самое важное, моральное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольника моральные чувства.

Если у преддошкольника мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащем воспитании они достигают уже более высокой ступени развития.

Моральные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди». [1, с.148]

«В дошкольном возрасте возникают первые эстетические инстанции и появляется новый тип поведения, который называется личностным поведением.

Советская психология связывает фактическое складывание личности с появляющимся и развивающимся в дошкольном возрасте соподчинением мотивов. Деятельность дошкольника начинает побуждаться не отдельными, не связанными друг с другом мотивами, а их иерархической системой, где постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, ситуационные побуждения. Соподчинение мотивов связано с сознательным преодолением аффективно отрицательного отношения, с волевым усилием, которое осуществляется ради эмоционально привлекательной цели. При возникновении нравственного конфликта колебания у младших дошкольников чаще всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущего к близкой, легко достижимой цели. Чем старше становятся дети, тем легче они справляются с выполнением нужного действия, вопреки привлекательной, но отвлекающей от него цели. Число аффективных действий уменьшается. Все более и более значимыми становятся мотивы общественного содержания». [3, с.63-65]

 «На четвертом-пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникает чувство удовольствия, радости при выполнении своих обязанностей и огорчения, неудовольствия при нарушении установленных требований. Эти чувства вызываются в первую очередь оценкой взрослым поступков ребенка. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и с трудом распространяются на более широкий круг людей, с которыми дети непосредственно не общаются». [1, с.149]

«Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которую дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они научаются оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки. Так развивается самооценка». [3, с.65]

«Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых в процессе выполнения тех нравственных требований, которые предъявляются к ребенку в семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий и поступков и только позднее до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.

Так, у младших и отчасти средних дошкольников чувство стыда и неловкости возникает лишь в процессе совершения не­благовидного поступка, а во многих случаях уже после того, как он совершен. У старших же такого рода чувства иногда возни­кают при одной мысли о неправильном действии и помогают им вовремя воздержаться от такого рода поступков.

Развитие чувств у ребенка связано с изменениями их физиологических основ. Если в начале дошкольного возраста многие эмоциональные реакции протекают под подавляющим влиянием подкорковых центров, то в дальнейшем существенное значение в их протекании приобретает кора головного мозга. Возрастающая роль второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности ребенка придает его эмоциональным переживаниям более сознательный характер.

Примитивные эмоции, часто наблюдающиеся у младших дошкольников с характерной для них неустойчивостью, неудержимостью, сменяются более сложными чувствами. Последние характеризуются большей осмысленностью и сдержанностью в про­явлении. Ребенка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удается произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.

Так, сильное эмоциональное впечатление, которое производят на дошкольника сцены из трудовой деятельности окружающих людей, побуждает детей воспроизводить эти сцены в своих играх, в рисовании, в лепке, вызывает у них стремление быть такими же ловкими, умелыми, смелыми, как взрослые труженики.

В дошкольном возрасте чувства становятся многообразнее, чем в раннем детстве. При правильном воспитании у детей развивается чувство симпатии к окружающим взрослым и положи­тельное отношение к их труду, чувство дружбы по отношению к сверстникам. Появляется сочувствие чужому горю и отрицательное отношение к дурным людям и к дурным поступкам. Развивается чувство справедливости и отрицательное отношение ко лжи. Ребенок начинает чувствовать красоту в родной природе и в произведениях искусства, правдиво и красочно отображающих окружающую действительность». [1, c.149-150]

 

Литература:

  1. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медицинско-педагогических комиссиях М., «Просвещение», 1985.

  2. Кошелев А.Р. Эмоциональное развитие дошкольника М., «Просвещение», 1985.

  3. Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития,  журнал «Дефектология», №3, 1988.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»