Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

в образовательной среде

Аммосова Анна Николаевна,

педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIIIвида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. [1]

Если говорить об учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также сопутствующими заболеваниями по линии психиатрии, то отмечаются трудности не только в усвоении социального опыта, но и в его понимании, и тем более в его воспроизведении.

Детям с УО сложнее дается усвоение школьных норм и правил. Часто приходя в первый класс, учащиеся довольно долго не могут привыкнуть к новому режиму дня. У многих из них наблюдается школьная дезадаптация. Большинство учащихся не могут усидеть на месте во время урока, они либо встают с места и начинают ходить по классу, либо постоянно ерзают на стуле, находятся в двигательном беспокойстве; выкрикивают ответы с места; отказываются выполнять задания, которые им не нравятся или кажутся сложными. На перемене у таких детей обычно наблюдается возня, а не игра, сопровождаемая громкими криками, визгами и проявлением как вербальной, так и физической агрессии.

У учащихся средней и старшей школы также наблюдаются трудности в процессе социализации. Конечно, к моменту обучения в средней и тем более в старшей школе, многие подростки уже усвоили правила поведения не только в учебном заведении, но и в обществе. Но, тем не менее, некоторые ученики категорически отказываются их соблюдать, либо исходя из личностных особенностей характера, либо - особенностей их заболевания. То есть одни учащиеся не могут контролировать свои эмоциональные проявления, а другие сознательно ведут себя антисоциально. Такие дети часто агрессивны, не удерживают социальную дистанцию, провоцируют других учеников, не считаются с авторитетом взрослых, в общем, демонстрируют неадекватное поведение. В коммуникативной сфере тоже существует ряд своих особенностей. Дети с УО довольно быстро заводят новые знакомства, свободно общаются с учащимися младшей или старшей возрастной категории, но все эти связи поверхностны, нет сплочения в таком коллективе, каждый сам за себя при любых обстоятельствах.  

Помимо поведенческих проблем социализации, у детей с ограниченными возможностями, наблюдаются сложности в социально-бытовой сфере. Эти дети гораздо позже усваивают элементарные навыки самообслуживания, им сложнее ориентироваться в пространстве, самостоятельно справляться с задачам, которые не вызывают никаких трудностей у здоровых детей. 

Подводя итог, хочется отметить, что социализация является одним из компонентов, влияющих на формирования личности. Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья формирует позже, сложнее, и безусловно требует особого внимания со стороны родителей, воспитателей, педагогов и прочих участников образовательного процесса. Основной задачей для педагогов является облегчить и оптимизировать процесс социализации. Поэтому необходимо помнить об индивидуальном подходе и коррекционных мероприятиях, которые могут быть обеспечены в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.,2003

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»