Родительское собрание по теме:
«Меры поощрения и наказания в современных семьях»
Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.
Задачи:
- Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;
- Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;
Форма проведения: традиционное собрание.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительный этап: анкетирование учащихся.
Анкета
- как часто ваша семья собирается вместе?
- Ежедневно;
- По выходным;
- Редко;
- Никогда.
- едины ли родители в своих требованиях к вам?
- Да;
- Нет;
- Не совсем.
- принимаете ли вы во внимание мнение родителей при выборе друзей?
- Всегда;
- Никогда;
- Иногда.
- говорите ли вы родителям правду?
- Всегда;
- Иногда;
- Никогда.
- как часто родители вас наказывают?
- Систематически;
- Никогда;
- Иногда.
- какие меры наказания и поощрения используют ваши родители?
- Ласка;
- Поощрение;
- Разъяснения;
- Жесткие требования;
- Принуждение;
- Угрозы;
- Ругань;
- Физическое наказание.
- что делает ваша семья, собравшись вместе?
- Решает сообща жизненные проблемы;
- Занимается семейно-бытовым трудом;
- Вместе проводит досуг;
- Смотрит телепередачи;
- Обсуждает вопросы работы, учебы;
- Делится впечатлениями о прожитом дне;
- Поет, музицирует;
- Каждый занимается своим делом.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
Цитата: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными» (К.Д.Ушинский);
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя.
Поощрения и наказания – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.
Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.
Используя наказание или поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.
Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность.
- анализ анкетирования учащихся.
В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том, что присутствует в арсенале наших родителей, подростки рассказали в ответах анкеты. (Классный руководитель проводит анализ ответов учащихся).
О формах и видах поощрений и наказаний нам расскажет психолог.
- Выступление психолога
- Подведение итогов.
Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от педагогов и родителей немалых усилий. А.С.Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Проект решения собрания
Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказанием и поощрениям.
Педагогические требования к поощрению
- Поощрение должно быть справедливым
- Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи
- Необходимо учитывать возрастные особенности детей
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей
- Не злоупотреблять и не захваливать
- Использовать различные меры поощрения
- Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется
- Поощрение должно быть в присутствии других детей
- Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души