Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Орлова В.В.

Данилова С.А.

 

Актуальность программы.

   Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые отношения, новые обязанности. Ребенок впервые сталкивается с качественно новыми  для него требованиями - уже в 1-м классе существует регламентация действий, ограничения в удовлетворении спонтанно возникающих  потребностей, ответственность за результаты своего труда, с которыми он раньше не сталкивался. И еще:  «Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому от ребенка требуется владение определенными навыками общения со сверстниками и учителем, умение вместе работать» (М.М. Безруких, 1991, с. 59).  В связи с этим, период приспособления  ребенка к новым условиям представляется для самых младших школьников наиболее трудным, и  поэтому проблема адаптации детей к школе в 1 классе – одна из самых серьезных. По результатам исследования особенностей адаптационного процесса первоклассников от четверти до трети учеников имеют те или иные трудности, связанные с приспособлением к условиям школы.

   Чаще всего трудности школьной адаптации связывают  с недостаточным уровнем школьной готовности. При этом трудности адаптации могут испытывать дети, по мнению родителей и части педагогов достаточно к школе подготовленные Они умеют читать, считают, владеют достаточным объемом знаний, и, тем не менее, приспособление к школе проходит с трудом. Здесь нарушение адаптационного процесса может быть объяснено влиянием других факторов школьной зрелости (личностная, социально-психологическая, эмоционально-волевая и др. составляющие, входящие в понятие «школьная готовность»). Влияние этих факторов на начальную стадию школьного обучения нельзя не учитывать. Поэтому  мы полагаем, что оказание специальной психологической помощи маленьким школьникам в самом начале их учебной деятельности позволит создать дополнительные условия для преодоления  негативных факторов адаптационного процесса.

Теоретические предпосылки.

  При составлении программы  мы опирались на  понимание  «готовность к школе» как комплекс  качеств, образующих умение учиться. Оно  представлено  в работах отечественных психологов  (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.). В рамках нашей программы особую значимость имеет понятие «личностная» и «социально-психологическая» зрелость, под которой понимается «… сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»), формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольного поведения, качеств общения со взрослыми и сверстниками»  (цит. По Р.В.Овчарова, 1996, с.94)

При подборе упражнений для работы с детьми мы учитывали как возрастные особенности, так и особенности школьной готовности (недостаточная социальная зрелость) Поэтому основным инструментом в работе были игры, в основном, игры по правилам и ролевые игры. Д.Б.Эльконин  определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.  Значение игры в развивающей и коррекционной работе описано в работе Л.Н.Галигузовой, Е.О.Смирновой, (1992г). Результаты исследований (Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько,1988, с.18) показывают, что, если коррекция учащихся младших классов происходит преимущественно в игровой деятельности, то  « …ее развивающий эффект значительно больше».

В содержание программы включены элементы сказкотерапии. «Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» (Зинкевич-Евстигнеева.Т.Д.,2000г,, с.9).

 

Цель программы.

Цель данной программы – организация условий для успешной адаптации школьников 1-х классов, имеющих проблемы, связанные с недостаточной социальной и личностной готовностью к школе.

 

Задачами программы являются:

1)      Определение индивидуальных особенностей участников группы (диагностика)

2)      Создание условий для принятия социальной роли «Я – школьник»

3)      Формирование позитивных отношений в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

4)      Обучение умению управлять своими эмоциями

5)      Создание условий для преодоления трудностей

6)      Формирование навыка подчинять свое поведение определенным правилам

 

 

Адресат программы

   Школьники 1-х классов, имеющие трудности, связанные с процессом адаптации, обусловленные недостаточной личностной готовностью к обучению. Кроме того, программа может быть реализована с дошкольниками, при  организации работы по психологической подготовке к школе.

           

          Организация занятий

   Программа проводится в групповой форме. Наполняемость группы 8-10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, время занятия 45 минут. Общее количество занятий, включая диагностику, 14.

 

           Условия проведения

Занятия проводятся в помещении, в котором имеется достаточно места для проведения подвижных игр. Необходимое оснащение: столы, или планшеты для рисования, стулья по количеству участников плюс психолог, классная доска и мел или флипчарт и маркер. При наличии в ОУ, возможно использование интерактивной доски.

    Для проведения упражнений и игр необходимы: рисовальная бумага формата А1 и А4, цветные карандаши или фломастеры, картон двух цветов размером 6х10, кусок ткани 90х150 (можно плед или коврик), скотч, мягкая игрушка (помощник), клубок прочной нити или бечевки. Возможно использование магнитофона с музыкальными записями.

   Для реализации программы требуется демонстрационный и раздаточный материал (тексты сказок, рисунки, бланки для диагностики). Они описаны в приложении.

 

         Ожидаемый результат: снижение проявлений поведенческих реакций, связанных с нарушением адаптации к  школе (уменьшение частоты конфликтов со сверстниками и учителем, нормализация поведения на уроке, выполнение требований учителя, закрепление позитивного отношения к школе).

 

          Оценка эффективности:

   Эффективность работы определяется при сравнении результатов входящей и заключительной диагностики, показывающем позитивные изменения в рисуночных пробах, мотивационном тесте. Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе работы в программе.

 

   Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов классного учителя, свидетельствующих об уменьшении частоты проявлений поведенческих реакций, связанных  с нарушением адаптационного процесса. Дополнительно эффективность работы может быть подтверждена отзывами от родителей о позитивных изменениях в поведении ребенка и отношении его к школе.

 

        Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Диагностика

2 часа

2.

Знакомство, сплочение группы

1 час

3.

Формирование социальной позиции школьника

2 часа

4.

Создание условий принятия правил, формирование навыка работать по правилам.

2 часа

5.

Школьные трудности

2 часа

6.

Формирование навыков взаимодействия в коллективе

2 часа

7.

Работа с эмоциями

2 часа

       8.

Подведение итогов

1 час

       Итого                                                                                                14 часов

 

 

 

 

 

Содержание занятий

п/п

Тема

Цель

Упражнения

Количество часов

1.

Знакомство

Сплочение группы, создание безопасной среды, создание мотивации

- Приветствие

- Знакомство с помощником

- Назови свое имя

- Паутинка

- «Ветер дует на того, кто…»

- Эмблема

1 час

2.

Диагностика

 

Определение индивидуальных особенностей участников

 

1 час

3.

Правила группы

Организация занятий, знакомство с правилами, создание условий для их принятия и исполнения.

- Приветствие

-  «Наши правила»

- Сказка «Шапка-невидимка»

- Игры на правила.

- Подведение итогов занятия

1 час

4.

Школьные правила

Осознание и принятие социальной позиции школьника.

- Приветствие

- Для чего нужны правила (введение)

- Совместное сочинение сказки «Школьные правила»

- Обсуждение сказки

- «Тише едешь – дальше будешь»

- Подведение итогов занятия

 

5.

Я – Школьник

Осознание и принятие социальной позиции школьника.

- Приветствие

- «Кто такой школьник»

- Рисунок «Я - школьник и я – дошкольник». Обсуждение рисунков

- Игра «Найди место»

- Загадки

Подведение итогов занятия

1 час

6.

Я - школьник

Осознание и принятие социальной позиции школьника.

- Приветствие

- Распределение атрибутов дошкольной и школьной жизни.

-  Мой любимый атрибут

- Игра «День – ночь»

Подведение итогов занятия

1 час

7.

Школьные трудности

Осознание, принятие и умение разрешать трудности

- Приветствие

- Копилка трудностей, рисунок

- Обсуждение рисунков

- «Помоги другу»

- Подведение итогов занятия

1 час

8.

Мы с тобой такие разные

Формирование навыков взаимодействия с коллективом класса, принятия членов коллектива, развитие эмпатии

- Приветствие

- «Планета кукол»

- Обсуждение «Что было бы, если бы люди были одинаковыми»

- Мы отличаемся…, Мы похожи…

- «Пусть пересядут те, …»

- Подведение итогов

1 час

9.

Мы умеем дружить

Формирование навыков взаимодействия с коллективом класса, принятия членов коллектива, развитие эмпатии

- Приветствие

- Мы учимся понимать друг друга (игра «Волшебная котомка»)

- История с масками 

- Обсуждение

- Подведение итогов занятия

1 час

10.

Мы умеем дружить

Формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций

- Приветствие

- Сказка «Два барана»

- Обсуждение сказки

- «Ковер дружбы»

- Игра «Путаница»

- Подведение итогов занятия

1 час

11.

Наши эмоции

Создание условий для понимания влияния эмоций на общение

- Приветствие

- Распредели эмоции

- Совместный рисунок

- Обсуждение

- Модификация игры «Море волнуется…»

- Подведение итогов занятия

 

12.

Наши эмоции

Обучения навыкам управления своими эмоциями

- Приветствие

- Работа с рисунками предыдущего занятия

- Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

- Подведение итогов занятия

 

13.

Диагностика

Определение результативности работы

 

1 час

14.

Заключительное занятие

Подведение итогов, закрепление пройденного

- Приветствие

- Совместное рисование «Школьник и его помощники»

- Обсуждение рисунка

- подведение итогов

- Ритуал расставания, пожелания друг другу

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                                                                                                 Приложение 1

Описание занятий

 

ЗАНЯТИЕ № 1 «Знакомство»

Цели занятия:

1.      Знакомство участников друг с другом

2.      Создание безопасной среды

3.      Формирование интереса к занятиям и создание условий для активного участия

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      Знакомство с помощником: психолог показывает детям мягкую игрушку, изображающего какого-либо зверя (например, лисенка), говорит, как его зовут и сообщает детям, что он тоже учится в школе, но не в простой, а в лесной и у него много вопросов, и есть даже небольшие трудности. Узнав о том, что дети тоже учатся в школе, он решил придти к нам и узнать о школе людей, спросить у нас совета.

3.      Упражнение «Имя и движение»: Ведущий предлагает детям познакомиться, и так как помощник у нас необычный, знакомиться дети будут тоже необычным способом.

Инструкция: Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им.

4.      Упражнение «Паутина» : для игры используется клубок ниток. Каждому ребенку  предлагается назвать свое имя и рассказать что-нибудь о себе, затем, зажав нитку в руке, передать клубок другому участнику, не сидящему рядом. Таким образом, все дети окажутся связанными одной нитью. Если кто-то не хочет говорить, может просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему. После этого психолог может поговорить с детьми о том, что, кроме нити, может еще нас всех объединять. Далее нужно снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе.

5.      Упражнение «Эмблема»: каждый ребенок  оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных  трафаретах (это м.б. звездочки, облака, кружки и пр.).  На визитке необходимо написать свое имя и отразить что-то, что ее автор любит. Если ребенок затрудняется в написании своего имени или с выбором чего-то любимого, ведущий может помочь. По окончании работ визитки представляются группе. Далее используются на каждом занятии.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

ЗАНЯТИЕ № 2. Диагностическое.

Цели занятия:

1.      Определение индивидуальных особенностей участников

2.       Знакомство участников друг с другом

3.      Создание безопасной среды

4.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История  помощника:  Лисенок рассказывает детям, что  в лесной школе у них было очень интересное занятие, они придумывали из природного материала разных человечков, изучали, какие грибы можно есть и прочее. И ему захотелось расспросить ребят об их школе. Психолог предлагает участникам удовлетворить интерес Лисенка.

3.      Диагностика по программе Кузнецовой О.В. «Адаптация ребенка к школе».

4.      Игра «Птицелов»: Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

- В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом.  Примечание: играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

5.      Подведение итогов занятия.

6.      Прощание.

ЗАНЯТИЕ № 3. «Правила»

Цели занятия:

1.      Знакомство с правилами, создание условий для их принятия и исполнения.

2.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает о том, что нового он узнал в лесной школе. Оказывается, у них в лесу все звери живут по правилам. Далее  цитируется рассказ В. Бианки «Сосунки в снегу» (см. приложение№3). После прослушивания рассказа Лисенок интересуется, есть ли  у ребят какие-нибудь правила. Далее психолог сообщает детям и Лисенку, что у каждой группы, конечно же, есть правила. И сегодня мы с ними познакомимся.

3.      Упражнение: «Услышь партнера»: дети разбиваются по парам сидя в круге, так чтобы расстояние между ними было  большое расстояние (через круг, напротив друг друга по кругу) и пытаются рассказать что-нибудь своему партнеру. Далее идет обсуждение того, что ребенку удалось услышать, что повлияло на это. Постепенно с помощью психолога дети приходят к необходимости принятия правила говорить по очереди. Ведущий может ввести «талисман»: говорит тот участник, у которого в руках эта вещь.

4.      Упражнение «картонные башни»: Дети разбиваются на группы, каждой группе необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда  размером 6 * 10 см (цвет картона у каждой группы свой), кроме того каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча. Детям предлагается в течение 10 минут построить картонные башни.

5.      Обсуждение трудностей возникших, при выполнении предыдущих заданий. НА их основе вырабатываются правила работы группы:

·         Говорить по одному, слушать друг друга

·         Не перебивать того, кто говорит

·         Не применять физическую силу в адрес других

·         Никого не оскорблять, не дразнить и т.д.

Каждое названное правило обозначается пиктограммой и вывешивается на доске или прикрепляется к плакату.

Примечание: дополнительно может вводиться правило «Шапки-невидимки» как санкция за нарушения правил.  Для этого используется сказка М. Панфиловой (см. приложение№4).

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ№4 «Школьные правила»

Цели занятия:

  1. Осознание и принятие социальной позиции школьника.
  2. Создание условий для понимания социальных ролей, оснащение их правилами.
  3. Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      Психолог предлагает детям вспомнить правила, которые были приняты в прошлый раз.

3.      История помощника: Лисенок рассказывает, что после того, как познакомился с правилами ребят, заметил, что в его лесной школе такие же правила. И теперь ему интересно, зачем такие правила в школе? Ведущий предлагает детям подумать, есть ли и у них похожие правила в школе, классе и предлагает послушать одну историю.

4.      Рассказ  и совместное сочинение его продолжения (см. приложение №3)

5.      Игра «Утро зайчика»: все игроки – зайчики, а  один из них – учитель зайцев. Зайчики чертят на земле кружочки – это их домики. У учителя такого домика нет. Заяц-учитель говорит: «Все встают! (Зайчики имитирующими движениями выполняют его указания); все умываются; делают гимнастику; убирают постель; завтракают; идут в школу; занимаются в школе; идут домой; готовят уроки; играют во дворе» Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками в любом порядке. После слов «Играют во дворе» - зайчики выбегают из своих домиков и бегают. Вдруг учитель говорит: «Ночь!» Все должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успевает, считается проигравшим. Примечание:  Выполнять  движения надо соответственно указанию учителя. После слов: «Играют во дворе» - нельзя бегать вблизи своего домика – передвигаться следует по всей площадке.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 4. «Я – школьник»

Цели занятия:

1.      Создание условий для осознания и принятия учащимися социальной позиции школьника.

2.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает детям о том, что сегодня на уроке в лесной школе  учительница Совы  сказала ему, что он, наверное, еще не стал  настоящим школьником. И теперь Лисенок крайне озадачен: он же ходит в школу, почему же он еще не школьник. Далее психолог предлагает детям помочь Лисенку и разобраться в том, кто же такой школьник.

3.      Рисунок «Я – школьник, я – дошкольник»: психолог задает детям вопрос, когда они стали школьниками, что было до этого. В результате беседы дети выделяют понятия «дошкольник» и «школьник». Далее каждому участнику предлагается нарисовать два рисунка «Я – школьник» и «Я – дошкольник».  При этом ставится условие, что нарисовать нужно так, чтобы можно было сразу догадаться, где школьник, а где дошкольник. Участники рисуют молча, никому ничего не рассказывая. Далее проводится обсуждение рисунков, подводится итог о том, кто такой школьник, что он делает, какими качествами обладает.

4.      Упражнение «Загадки»: участникам предлагается отгадать загадки, сказать, кому больше подходит загаданный предмет, дошкольнику или школьнику. Примечание: тот, кто отгадал загадку, совершает какой-либо движение (поднимает руку, скрещивает руки на груди, встает и т.п.) и ждет, пока не догадаются остальные.  Варианты загадок приведены в приложении.

5.      Игра «Так делает школьник»: Учащиеся задумывают и без слов изображают те или иные действия ученика (пишет в тетради, читает учебник, отвечает учителю, подсказывает и т.п.). Остальные отгадывают, что было изображено.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ № 5.  «Я – школьник».

Цели занятия:

1.      Создание условий для осознания и принятия учащимися социальной позиции школьника.

2.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает о том, что дети в прошлый раз так хорошо говорили, о том, какие предметы принадлежат дошкольнику, какие  школьнику, что ему дома сразу же захотелось и свои вещи также распределить, но у него почему-то не получилось, он запутался. Теперь пришел к нам за помощью.

3.      Упражнение «распредели предметы»: на доске прикреплен плакат с нарисованными двумя сундуками, на одном из которых написано «школа», на другом – «детский сад». Психолог показывает детям изображения различных атрибутов школьной жизни. Дети выбирают, в какой сундук их положить. Сложность выполнения задания состоит в том, что среди предлагаемых предметов есть и такие, которые могут быть использованы и дошкольниками, и школьниками. При обсуждении поднимается вопрос о том, в какое время их можно использовать.  Постепенно дети подводятся к осознанию того, что можно  и чего нельзя делать на уроке, на перемене, а что  можно делать только дома.

4.      Упражнение «Мой любимый атрибут»: Лисенок сообщает детям, что теперь он все понял, и ему очень хочется узнать, какие вещи у детей любимые. Ребятам предлагается нарисовать на листочке (или просто загадать) свой любимый атрибут, рассказать про него самое главное остальным детям. Задача участников – отгадать, что это за предмет. Когда предмет угадан, участник, рассказавший о нем, говорит, где  его можно использовать: на уроке, на перемене или дома.

5.      Игра «Сова»: выбирается водящий, он – сова, остальные – мыши. Днем мыши бегают, ищут себе корм, когда наступает ночь, мыши замирают, не шевелятся. В это время Сова вылетает на охоту. Мышь считается пойманной, если игрок, изображающий ее, шевельнулся, и вода это заметил. В таком случае Сова забирает Мышь себе в дупло. Выигрывает тот, кто остался последней мышью. Он становится водой – Совой.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ №7.

Цели занятия:

1.      Создание условий для осознания, принятия и умения разрешать трудности

2.      Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок приходит к ребятам в грустном настроении и говорит, что сегодня у него не получилось найти зайчонка по следам, оставленным на снегу. Психолог, успокаивая Лисенка, сообщает ему, что с трудностями встречается каждый, кто чему-нибудь начинает учиться. И у ребят, которые учатся в школе, тоже бывают затруднения.

3.      Упражнение «Копилка трудностей первоклассника»: дети отвечают на вопросы ведущего «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?».

4.      Рисунок «Мои школьные трудности»: каждый участник получает  лист бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям.

5.      Упражнение «Помоги другу»: детям предлагается по желанию показать  остальным участникам свои рисунки. Рассматривая рисунки, дети с помощью психолога дают советы о том, как поступить ребенку, попавшему в эту ситуацию.

6.      Игра «Путаница».

7.      Подведение итогов занятия.

8.      Прощание.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 8.  «Мы с тобой такие разные».

Цели занятия:

1.      Создание условий для принятия членов коллектива, развития эмпатии.

2.      Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает детям о том, что недавно к ним в лесную школу пришли учиться два новых зверя, барсука. Одного зовут Гоша, а второго Проша. Лисенок никак не может запомнить, как кого зовут, и не только он.  Психолог предлагает ребятам помочь Лисенку разобраться с этой ситуацией.  Далее психолог демонстрирует детям изображения двух совершенно одинаковых зверьков.  Рассматривая картинку, участники приходят к выводу, что трудности у лесных учеников возникают из-за того, что с виду оба барсука совершенно одинаковые, близнецы.

3.      Беседа «Что было бы, если бы люди были одинаковыми»: ребятам предлагается пофантазировать на предложенную тему. В процессе работы учащиеся, с помощью психолога, отмечают положительные  стороны того, что люди отличаются друг от друга, а также того, что люди имеют сходства между собой.

4.      Игра «Таинственный незнакомец»: ведущий  загадывает кого-либо из участников и начинает его описывать: какого цвета у него глаза, волосы, что он любит и т.д. При этом делает небольшие паузы. Остальные дети должны угадать о ком идет речь. Кто догадался, начинает улыбаться. Когда все или большинство детей догадаются, ведущий предлагает «Таинственному незнакомцу» встать. Игра повторяется несколько раз.

5.      Игра «Пусть пересядут те…»:дети сидят по кругу, меняясь местами по объединяющему признаку, например: у кого есть собака, кто любит мороженное и т.д.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ № 9. « Мы умеем дружить».

Цели занятия:

1.      Формирование навыков взаимодействия с коллективом.

2.      Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает о своей встрече с собакой. До этого он дружил только с Котом и знал, что если его друг виляет хвостом, то ему явно  что-то не нравится. А вчера он подружился с собакой. И Лисенок просто был в смятении: он не понимал  своего товарища, чего тот хочет. А потом выяснилось, что пес виляет хвостом, когда ему что-то нравится. И теперь Лисенку интересно, бывают ли такие ситуации у ребят, когда они не понимают друг друга. И можно ли научиться понимать другого. Психолог может попросить ребят вспомнить и рассказать о своих ситуациях, когда они кого-то не поняли. А также предложить им поучиться понимать других людей.

3.      Игра «Волшебная котомка»: в этой игре дети должны понимать, что без слов хочет им сказать другой человек.  Вода «достает» из воображаемой волшебной котомки разные вещи. Для того, чтобы понять, что за вещь «достали», необходимо показать, как ею пользоваться. Как только кто-нибудь угадывает, что «достали из волшебной котомки», он должен встать со стула, но  ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они «увидели».

4.      Упражнение «Маски»: каждому участнику выдается набор пиктограмм с изображениями эмоций. А также карточка с изображением какого-либо героя в определенном настроении. Задача каждого участника придумать и рассказать историю, которая произошла с его героем, чтобы из нее было понятно, какое у него настроение и почему. Само настроение в рассказе не упоминать. Задача остальных участников, угадать, какую эмоцию испытывал герой, и показать ее с помощью пиктограммы. Примечание: называть эмоцию вслух нельзя.

5.      Обсуждение предыдущих упражнений: детям задаются вопросы, помогающие им осознать, что помогало им слушать другого человека, правильно его понимать, а что приводило к ошибкам.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

ЗАНЯТИЕ № 10. «Мы умеем дружить».

Цели занятия:

1.      Формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.

2.      Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает ребятам о том, что его советы очень помогли ему. Теперь он понимает всех зверей в своей лесной школе и других научил. Только теперь у них другие трудности: очень много ссор: то игрушку не поделят, то в какую игру играть не договорятся и т.д.

3.      Чтение и обсуждение сказки – стихотворения «Два барана» (см. приложение№4).

4.      Упражнение «Ковер мира»: Детям предлагается сесть вокруг ковра и вспомнить, о чем иногда они спорят друг с другом? О чем спорите в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?  После обсуждения ведущий показывает детям мягкий коврик размером примерно 90 *150 см (вместо коврика можно использовать небольшой кусочек ткани с рисунком) и предлагает использовать этот коврик как «ковер мира».  Двое детей садятся на «ковер   мира», на котором  лежит привлекательный для них предмет (игрушка, книжка и т.п.) Их задача  поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения проблемы.  Примечание: никто из детей не имеет права просто взять предмет. Остальные участники могут давать советы, как разрешить эту ситуацию. После удачного разрешения конфликтной ситуации психолог предлагает детям украсить «ковер мира» и написать на нем имена всех участников. При этом говорится, что при возникновении различных  споров в классе, дети могут использовать этот ковер. Можно с помощью ковра разрешить  ситуацию, актуальную для детей.

5.      Игра по выбору участников группы.

6.      Подведение итогов занятия.

7.      Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ № 11. «Наши эмоции».

Цели занятия:

1.      Создание условий для понимания влияния эмоций на общение

2.      Развитие произвольности.

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает детям, как его одноклассники сделали и у себя в школе такой «Ковер мира». Поначалу все были очень довольны, ссор стало меньше. Однако через какое время выяснилось, что не всегда получается договориться. Иногда такое настроение нахлынет, что и не хочется ни  с кем, ни о чем договариваться. Что же делать? Психолог предлагает помочь Лисенку.

3.      Упражнение «Распредели эмоции»: сначала учащиеся вспоминают, какие бывают настроения, эмоции.  Каждую эмоцию ведущий иллюстрирует пиктограммой. Затем детям предлагается распределить эмоции (пиктограммы) на две группы:

·         Чувства, настроения, эмоции, которые помогают договариваться

·         Чувства, настроения, эмоции, которые мешают договариваться.

4.      Упражнение «Нарисуй ситуацию»: дети делятся по парам. Каждой паре дается картинка, изображающая какую-либо эмоцию.  Предлагается вспомнить и нарисовать конфликтную ситуацию, в которой присутствовала эта эмоция. Далее рисунки детей рассматриваются  всей группой. Рассказывается, что за ситуация, кто какую эмоцию испытывает, как это повлияло на взаимодействие. Примечание: рисунки остаются до следующего занятия у психолога.

5.      Игра «Море волнуется раз…» (модификация): дети по просьбе психолога изображают животное в каком-либо настроении.

6.      Подведение итогов занятия

7.      Прощание.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 12.  «Наши эмоции».

Цели занятия:

1.      Обучение навыкам управления своими эмоциями

2.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие

2.      История помощника: Лисенок рассказывает детям о том, что всю неделю он внимательно наблюдал за теми ссорами, которые не удается предотвратить и понял, что договориться сложно тогда, когда ты, например, в сердитом, или обиженном настроении.  Это те настроения, про которые в прошлый раз говорили, что они мешают договариваться. И ситуации у них в лесной школе похожие. Только ссориться  в лесу  не желательно: то холода сильные, то засуха, то не урожай грибов и ягод. Вместе такие трудности переживать легче. Что же делать? Как быть с плохим настроением? Психолог предлагает детям еще раз рассмотреть их рисунки и попробовать помочь Лисенку.

3.      Упражнение «Помоги другу»: Рассматривая рисунки, дети с помощью психолога дают советы о том, как поступить ребенку, попавшему в эту ситуацию. Взрослый оказывает детям помощь, знакомя их с различными   способами  управления эмоциями, например:

·         «ты обиду не держи, поскорее расскажи»

·         Правила тайм-аута

·         Счет до десяти и т.п.

4.      Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»: выбирается вода, остальные дети договариваются, какое действие они будут показывать. После того, как действие выбрано, с водой заводится разговор:

Играющие: Здравствуй дедушка

Вода: Здравствуйте ребята. Где вы были, что делали

Играющие: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем (изображают действия, задача вода, отгадать, что делали).

5.      Подведение  итогов занятия.

6.      Прощание.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 13. Диагностическое.

Цели занятия:

1.      Определение результативности работы

2.      Развитие произвольности

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История помощника: Лисенок рассказывает о том, что вчера со своими друзьями он ходил на окраину леса  и, они  встретили по дороге старого ежа, который рассказал им о своем внучонке еже Степе. Оказывается Степа на следующий год  идет в лесную школу и  немного волнуется: что это за школа такая, что в ней делают. Друзей, которые могли бы ему рассказать о школе,  у него нет. Вот и решил Лисенок придти к ребятам за помощью.  Психолог предлагает детям повторить то, что они делали для Лисенка: ответить на вопросы о школе на листочках.  А Лисенок отнесет эти листочки ежу Степе.

3.      Диагностика по программе Кузнецовой О.В. «Адаптация ребенка к школе».

4.      Игра по выбору детей.

 

 

ЗАНЯТИЕ №14. Заключительное.

Цели занятия:

1.      Подведение итогов

2.      Закрепление пройденного

Ход занятия:

1.      Приветствие.

2.      История  помощника: Лисенок сообщает детям о том, что сегодня он приходит к ним в последний раз. Занятия в лесной школе закончились: наступила весна, теперь предстоит много дел. А с ежом Степой  Лисенок очень подружился, только немного за него волнуется, а вдруг ему в школе не понравится, или трудно будет. А сам лисенок помочь не сможет, охотой будет занят. Что делать? Психолог предлагает помочь Лисенку.

3.      Совместный рисунок «Школьник и его помощники»: детям предлагается нарисовать школьника и какими-либо рисунками (пиктограммами, знаками и т.п.) изобразить то, что помогает школьнику. Предполагается, что при выполнении этого задания дети вспомнят то, что делали на прошлых занятиях. Ведущий в процессе работы оказывает детям помощь. По окончании работы проводится обсуждение рисунка и подведение итогов.

4.      Игра по выбору детей.

5.      Ритуал расставания: детям вручаются значки «настоящего школьника».

6.      Упражнение «Пожелание»: каждый участник говорит соседу справа, чего бы он хотел ему пожелать в школьной жизни в дальнейшем.

7.      Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Приложение 2.

 

Соедини линиями предметы, нарисованные ниже с табличками

«Школа» или «Детский сад»

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

   Приложение 3.

 

Сергей Михалков

Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути".

Чёрный брат ответил: "Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!"

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

 

 

 

               


 

 

 

 

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М., Просвещение,

       1991       

2. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.       Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. –256 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997, 224с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. – М., 1982 – 1984, т.4.

 6.   Детские народные подвижные игры. Сост. Кенеман А.В.. Осокина Т.И., М., Просвещение, 1995

7. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. // Дошкольное воспитание, 1977, №8, с.30–34.

8.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказкотерапии. СПб, Речь, 2000

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. .

10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.

11. Лисина М.И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни.// Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. – М., 1976, с

12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

13.    Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.СПб, Речь, 2007.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество. – М., 1998.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1986.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996. –

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

19. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.: Педагогика, 1988.

20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.

25. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991.

26. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия.1995.

27. Учимся общаться с ребенком./ А.В. Петровский, А.М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1987.

 28.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Части 1, 2 , 3, 4.)  М.,Генезис,2001

  29.    Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье .Апрель Пресс ЭКСМО – Пресс, 2001

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»