Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

Кушулинская Наталья Фёдоровна,
учитель первой категории
ГБОУ СОШ №585 Санкт-Петербурга

 

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Сегодня большинство ошибается в самом понятии воспитания ребенка. Хочется рассказать и дать понятие, о воспитание, обратившись к терминологическому  значению и оговорив его, мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие.

Воспитание

 От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином. Рассмотрим в первую очередь к термину слова.

Значение слова « воспитание», корень «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка. Данное значение свойственно животным, «питают» своим молоком млекопитающие. Первоначально в русском языке это слово соответствовало исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитания уже не требовалось. Вспомним: некрасовский «мужичок  с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое-« отец мой да я», - себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребёнка, оно исчерпало себя очень быстро.

Отметим, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. В мире животных мы наблюдаем, как, наряду с вскармливанием, мать (иногда и отец) осуществляет научение малыша: медведица, совсем как человеческая мама, шлепает медвежонка, если тот провинится; белоголовый орёл бросает для подрастающих орлят в воздух добычу, приучая детей к охоте. Вскормленный детеныш животного довольно скоро уходит от матери, иногда она сама его прогоняет. Детеныш человеческий еще долго будет находиться при родителях - «пища» социальная, духовная, необходима для личностного развития и вхождения в общество, займет основное место в процессе воспитания человеческого детеныша. Термин «воспитание» переосмыслялся, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание»,  а если имеют виду это значение, то в его широком духовном значении.

Опыт воспитания складывался, практиковался, развивался в воспитании детей и передавался через традиции. Считалось, что здравого смысла достаточно воспитывать детей. Но К. Д. Ушинский убеждает, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспитании знает все. Знаменитый физик А. Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, скажет: «строение атома - это детская игра по сравнению с детской игрой».  Тем самым признавалась высочайшая мера сложности процесса становления  и развития личности. Термин «воспитание» далеко ушел от своего первоначального смысла, исток смысловой сохраняется до сих пор.    

Когда мы говорим «невоспитанный человек", то разумеем под этим, что человек был лишен достойного воспитания, однако формирование его личности протекало, маленьким ребенком он реагировал на все случайные, стихийные и социально-ценностные и антисоциальные воздействия – и под влиянием стечения обстоятельств, проходящих через его индивидуальность, приобретает устойчивые черты. Эти черты не вполне отвечают нормам современной культуры.

Воспитание это три признака: первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пусть самого общего, как социально - культурноного ориентира; второй –соответствие хода процесса социально - культурноным ценностям, как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.

Посмотрим на забавном эпизоде, реальное общение взрослого с ребенком.

Пятилетняя девочка обращается к маме:

-Купишь мне мороженое?

Мама молчит.

-Купишь мне мороженое?

-Что же, ты, сегодня будешь есть мороженное, а завтра в детский сад не пойдешь?

Длительная пауза. Наконец, девочка отвечает:

-А тот, кто ест мороженое, он не хочет в детский сад ходить?

Отдадим должное логическому мышлению этой маленькой девочки. Мать, вероятно, заботилась о развитии способности девочки к саморигуляции: отказаться от мороженого, чтобы не болеть. Ее волновал процесс «становления» личности дочери как субъекта собственных желаний. Однако замысел сломан индивидуальным восприятием девочки, увидевшей иной смысл, в сказанном. Путь «формирования» несколько отклонился от пути воспитания.

Самовоспитание

Становление личности, рождает еще одно явление, получившее название «самовоспитание». Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у взрослого и несет ее далее по дороге собственного совершенствования.

«Само-воспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника – он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.

Эмансипация («освобождение от зависимости» - лат.) ребенка начинается довольно рано: вот он в два года берет ложку и заявляет: «Я сам!» - вот он в пять лет не позволяет взять его за руку во время прогулки – вот он закрывает дверь своей комнаты, уходя  в одиночество – вот он заявляет: « Я сам знаю, что мне делать и как мне жить». Это закономерное явление и создает возможность субъекта стать воспитателем самого себя. Эта возможность реализуется по-разному, в зависимости от меры субъектности ребенка.

Продолжим аналогию с «питанием». Там тоже наблюдается расширяющаяся эмансипация: сначала ребенка кормят, потом ему приготовляют пищу, затем он сам готовит еду на средства родителей и, наконец, он самостоятельно добывает средства на питание, устанавливает режим питания независимо от родителей. Понятно, что только хорошо организованное «воспитание» приводит к «самовоспитанию», можно даже сказать, что первое - показатель качественности второго. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерностях воспитания, так и в социально – психологических механизмах самовоспитания, а следовательно, еще один веер педагогических терминов станет средством профессионального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль»,»самооценка», «саморегуляция», «самочувствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг», «саморазвитие». Веер этих терминов ограничивает внешние воздействия – они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора данных психолого – педагогических явлений  объявляет сам воспитанник как таковой на данный этап его личностного развития, который определен воспитанием.

Перевоспитание

Скрытый, невидимый характер, протекающий в личности, ставят как педагога и самого воспитанника, перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вышло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание».

Приставка `пере-`    уже сама по себе говорит о желании что-то изменить, сделать по-новому, заново, иначе, по-другому, не так, как оно есть сейчас.  К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.

Допустим, ребенок груб, ленив, драчлив, нечистоплотен физически и нравственно. Естественным было бы предположить, что недостойные качества необходимо заменить достойными: привить ему доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, честность. Но уже само это предложение приведет нас в тупик: если формировать доброжелательность, ребенок не будет грубым и драчливым; если прививать трудолюбие, о лени не придется говорить; воспитанная честность исключает воровство как таковое. О каком же «воспитании» может идти речь в таком случае? Формируется достоинство, которого недоставало ребенку в общении с людьми – недостатком называли нехватку того, чего не было. Таким образом, «перевоспитанию» не остается места в рамках нашей педагогической логики.

«Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять», «уничтожать», даже « вытравливать», «подавлять» ( при этом упускалась нечаянная возможность «подавить» и самое личность ребенка), а положительные – вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, В который педагог может оставить нужную кассету с хорошей чистой записью, а дурную кассету, с непристойными записями удалить.

Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых гуманистических позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое. Хотя нельзя не признать, что и передовые мыслители конца 19-го и первой половины 20- го века делали акцент о том , что педагог должен направлять на взращивание достоинств в личности. К. Д. Ушинский, например, указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые, в свою очередь, станут заменой дурных. А. С. Макаренко, работающий с детьми тяжелых судеб и серьезных социальных отклонений, утверждал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

Этот научный факт отвечает гуманистическим тенденциям современной общечеловеческой культуры, провозглашающей права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

Как видим, сложности в изучении научно-теоретической картины воспитания как социально-психологического, социально-культурологического и педагогического явления начинаются с первых шагов, которые предстоит делать человеку, намеревающемуся работать с детьми на основании научных истин.

Посмотрим, действительно ли рассмотренные нами центральные понятия руководят педагогом практиком.

Если под «воспитанием» понимать введение ребенка в контекст общечеловеческой культуры, то этого более, чем достаточно, чтобы увидев, как ребенок пьет из бутылки, предложить ему сосуд для питья; увидев, как он держит руки в карманах, ведя разговор с дамой, попросить его что-то сделать, что заставит его вынуть руки из карманов; увидев, что он отвлекся в момент работы учебной группы, остановиться в нерешительности и беспокойстве, удастся ли ему, потом понять пропущенное, и, увидев опоздавшего на занятия, предположить, прежде всего, какие-то осложненные обстоятельства.

Если понимать, что «воспитание» своим завершением имеет «самовоспитание», то просто и естественно педагог введет в содержание работы с детьми сообщение, как занимался собственным самосовершенствованием Франклин, Чехов, Амундсен и другие выдающиеся личности; просто и заботливо прозвучит вопрос ученику, который дурно себя ведет: «Чего ты хочешь?»

Если знать, что «воспитание» не исчерпывает «формирования» и последнее не подлежит организации, то встретившись с дурными манерами формировавшихся на улице (или рынке) девочек, педагог сделает вид, что не замечает вульгарного, и обратится к девочкам: «Милые дамы!» - представляя им иной опыт общения.

Наконец, нужно сказать и последнее. Научные категории так же, как все в этом мире, динамичны, и смысл их подвижен. А это значит, что сегодняшнее прочтение понятий отражает современное толкование, но не является абсолютным и закрепленным на все времена. Именно подвижность центральных категорий заставляет педагога, прежде чем обратится к изучению любого вопроса процесса воспитания, сначала рассмотреть значение этих центральных понятий. И, только обратившись к терминологическому  значению и оговорив его, мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие.

Сущность не располагается на поверхности и недоступна «здравому смыслу». Вскрыть суть явления можно, лишь мысленно препарируя, анализируя его.

 

Литература

-Ресурсы: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html#a5

-Педагогика. Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук профессора П.И. Пидкасистого. Второе издание. Москва 1996г.

-Н. Е. Щуркова –главы 15, 16; 1996г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»