Автор Тюренкова Алла Владимировна
учитель высшей категории
средней школы №630 г. Санкт-Петербурга
Известно, что в каждом возрастном периоде ведущее значение для развития психических процессов имеет какой-либо один из процессов. Так, в раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память. В младшем школьном возрасте на первый план выдвигается интеллект.
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребёнок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетён с отношением к учению, как к серьёзной, общественно-значимой деятельности.
Исследования мотивов учебной деятельности школьников показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве любят учиться . При этом их привлекают именно серьёзные занятия. Экспериментальные исследования, проводившиеся М.Ф. Морозовым , показали, что учащихся уже в 1-м классе начинают привлекать те знания, которые требуют известной интеллектуальной активности, умственного напряжения. Особенно привлекает детей всё усложняющееся содержание учебных занятий. « Все наши наблюдения,- пишет М.Ф. Морозов,- свидетельствуют, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время, усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными материалами».
Обобщая приведённые в исследовании М.Ф. Морозова наблюдения и эксперименты, можно утверждать, что учащиеся младшего школьного возраста интересуются всеми видами серьёзной учебной работы, но предпочитают те из них, которые, являясь более сложными и трудными, требуют большого умственного напряжения, активизируют мысль учащихся, дают им новые знания.
Изучение вопросов, задаваемых учащимися на уроках, беседы с ними, наблюдения обнаруживают, что первоначально интересы младших школьников направлены главным образом на отдельные факты и события. Учащихся 3-4-х классов начинают особенно интересовать объяснение фактов, установление причинных зависимостей, иначе говоря, конкретные закономерности, раскрываемые в процессе обучения.
К девяти- десяти годам все психические процессы детей младшего школьного возраста усложняются и совершенствуются – память приобретает логический характер, внимание становится более устойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными и сложными, а нравственные качества - ответственность, прилежание, уважение к труду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают, как бы обратное развитие (отечественные исследования и исследования С. Штендлера и Н.Юнга).
Попытаемся высказать предположение относительно некоторых причин, обуславливающих данное явление. Одна из них лежит в недостатках содержания и организации первоначального школьного обучения. Дети приходят в школу с достаточно выраженным интересом к явлениям окружающей действительности. Этот интерес не только не угасает, но продолжает развиваться.
Познавательная потребность является одной из самых насущных и мощных потребностей развивающейся личности ребёнка. А, между тем, именно эта потребность в школе не находит достаточного удовлетворения.
В педагогике до сих пор принято считать, что дети младшего школьного возраста в силу конкретности их мышления вообще не способны усваивать те зависимости, которые не могут быть представлены в конкретном, чувственном плане. В связи с этим знания в начальных классах даются преимущественно в наглядной форме, что мешает ребёнку проникнуть за видимость явлений, понять их действительную сущность. Отсюда знания, которые получают дети , не удовлетворяют их развивающиеся познавательные интересы и не дают ответы на многие возникающие вопросы.
Наряду с отсутствием необходимого уровня научных знаний уроки в начальных классах школы загромождены излишним количеством упражнений, направленных на выработку различных учебных навыков и умений. И, если 1-2-х классах занимаются такого рода упражнениями ещё с интересом, поддерживаемым их общим отношением к учению, то затем они начинают заметно ими тяготиться.
Свидетельством того, что начальное обучение даёт недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребёнка, а напротив, загружает его память, является стремление младших школьников к механическому запоминанию, которое становится в 3-4-х классах типичным явлением.
А между тем современные психологические исследования показали, что интеллектуальная деятельность детей младшего школьного возраста обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала, чем это до сих пор считалось. Многое зависит от способов развития мышления детей, а также от содержания и методов первоначального обучения.
П.Я. Гальперин показывает, например, что даже у старших дошкольников можно сформировать достаточно сложные понятия о различных явлениях действительности. В Институте Психологии АПН Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов создают экспериментальную программу, по которой им удаётся сообщить детям в начальных классах школы некоторые научные понятия о числе, о явлениях языка и даже давать им начальные знания алгебры и геометрии.
Эти исследования показали огромные возможности детского мышления, они разбили миф об узких пределах интеллектуальных возможностей ребёнка, требующих, якобы, постоянной опоры на наглядность и конкретность и не позволяющих программе и методике оторваться от этой конкретности.
Гглавная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия для упражнения и функционирования новых психических особенностей ученика. Только в этом случае обучение не будет плестись в хвосте психического развития ребёнка, а будет, по словам Л.С. Выготского, забегать вперёд этого развития и вести его за собой. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования помогают учителю скоординировать свою деятельность , направленную на развитие личности ребёнка, в том числе на развитие его интеллекта.
Литература
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – Москва: Просвещение.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.\ под редакцией Давыдова В. В.- Москва, Педагогика, 1991.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – Москва: МГУ, 1985.