Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Алексеева В.С.,
Ломоносова Н.В.

Эмоциональный интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими. Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью эмоционального реагирования, каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. В данной статье мы рассмотрим такие составляющие эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия а также восприятие эмоций, использование эмоций для улучшения мышления. Профессиональная успешность педагога, несомненно связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня интеллекта оказывается не достаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном. Основной причиной выделения эмоционального интеллекта как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта успешности педагога во взаимодействии с социальной средой.

Проблема эмоциональной компетенции является одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Значительные психологические нагрузки в процессе педагогической деятельности являются факторами, способствующими развитию профессионального стресса. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению. Кроме того, часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм, что в сою очередь может негативно сказаться на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Если данный процесс становится не контролируемым, в дальнейшем это может привести к неудовлетворенности педагогом своей профессии и к профессиональной непригодности.

Следует отметить, что личностный и профессиональный рост современного педагога не возможен без самопознания, с которым связаны эмоциональные переживания.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной грамотности» - целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Овладение умениями эмоциональной компетентности представляется особенно актуальным для повышения эмоциональной культуры педагога. Педагогу очень важно уметь управлять своими эмоциями, а так же создать позитивный эмоциональный фон в детском коллективе в течении всего рабочего дня.

П. Саловей и Дж. Майер выделил 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых в свою очередь включает определенные способности.

1. Восприятие эмоций.

- способность распознавать свои эмоции

- способность распознавать эмоции других людей

- способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности

- способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции

2. Использование эмоций для улучшения мышления

- способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций

- способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений

- способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения

- способность применять эмоции в процессе создания чего – либо нового

3. Понимание эмоций

- способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой

- способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать

- способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую

4. Управление эмоциями

- способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным

- способность исследовать причины проявления определенных эмоций

- способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них

- способность управлять своими эмоциями

- способность помогать другим справляться с их эмоциями

Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует знание о том, как изменить негативное состояние на позитивное. Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.

 

Список используемой литературы:

Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе. Феникс 2012

Андреева Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога. СПб., 2002.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»