Качества личности.
Борошко Виктория Викторовна,
зам. директора по ВР, учитель математики и информатики
СПГАХЛ им.Б.В.Иогансона
Школьникам свойственно оценивать самих себя, особенно в сравнении с окружающими. Кто-то оценивает себя высоко, а кто-то, наоборот, очень низкого о себе мнения. Кроме общей самооценки личности, принято оценивать и отдельные качества: считать себя обладающими в полной мере определенным набором качеств, а какими-то другими качествами обделенными.
Адекватна ли твоя самооценка? Совпадает ли набор качеств, который ты приписываешь себе, с тем, которым тебя наделяют окружающие?
Игровой классный час для старшеклассников «Качества личности» поможет школьникам ответить на эти вопросы.
Часть первая. Групповая игра «Качества личности»: каждый участник описывает себя с помощью трех качеств личности, остальные угадывают, кто скрывается за этим описанием.
Ведущий (классный руководитель, учитель) рассаживает участников игры так, чтобы они хорошо видели друг-друга и разъясняет им цель данной игры. Затем, каждый из участников подбирает и записывает три качества, наибольшим образом характеризующие его личность. После этого ведущий собирает листы бумаги и поочередно читает записи. Листы могут быть подписаны, но имена ведущим не зачитываются. Игроки должны угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. Каждый участник игры, высказывающий доводы, должен обосновать свою позицию. Каждый из членов группы должен сам решить, отрыться ему, или остаться неузнанным.
После обсуждения всех записок подводятся итоги. Игроки рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Часть вторая. Тест «Определение самооценки».
Из списка качеств каждому учащемуся предлагается выбрать те 10, которые ему больше всего нравятся в людях, и записать их в левой части таблицы. Потом выбрать другие 10 качеств, которые ему не нравятся, и записать их в правой части.
Нравятся |
Не нравятся |
|
|
После этого необходимо отметить галочкой те, из выбранных положительных и отрицательных качеств, которые, как ему кажется, ему присущи.
Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств необходимо вычесть количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – показатель самооценки.
Максимально возможное значение показателя - +10 баллов. Минимально возможное - -10 баллов.
Интерпретация результатов.
< -2: низкие показатели самооценки;
-1 – 1: ниже среднего;
2 – 4: средние;
5 – 7: выше среднего;
> 7: высокие.
После того, как каждый из учащихся определит собственный уровень самооценки, подводятся итоги. Участники пытаются ответить на вопросы: какая самооценка лучше – высокая или низкая? Как самооценка связана с уровнем притязаний? Желающие могут озвучить результат, который у них получился и прокомментировать его.
Список предлагаемых качеств.
Аккуратность
Активность
Беспечность
Беспринципность
Бестактность
Вдумчивость
Вспыльчивость
Восприимчивость
Гордость
Грубость
Деликатность
Доброта
Доверчивость
Жадность
Жестокость
Жизнерадостность
Заботливость
Зависимость
Застенчивость
Завистливость
Злопамятность
Искренность
Изысканность
Капризность
Легковерие
Лживость
Медлительность
Мечтательность
Мнительность
Мстительность
Надежность
Настойчивость
Нежность
Непосредственность
Непринужденность
Нервозность
Нерешительность
Несдержанность
Обаяние
Обидчивость
Осторожность
Остроумие
Отзывчивость
Педантичность
Подозрительность
Порядочность
Принципиальность
Поэтичность
Преданность
Презрительность
Радушие
Развязность
Рассудительность
Решительность
Сдержанность
Сострадательность
Сочувствие
Стеснительность
Стыдливость
Тактичность
Терпение
Трусость
Уверенность
Увлекаемость
Упорство
Уступчивость
Холодность
Честность
Честолюбие
Чуткость
Энтузиазм
Используемая литература.
1. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. А.Г.Грецов, А.А.Азбель. «Питер», Москва-Санкт-Петербург-Нижний Новгород…, 2007г.
2. Сплоченность и толерантность в группе. К.Фопель, «Генезис», Москва 2006г.