Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическая готовность детей дошкольного возраста при поступлении в общеобразовательное школьное учреждение

Матвеева Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 596 Санкт-Петербурга

При поступлении дошкольника в учебное заведение важным фактором готовности будущего ученика к обучению является ряд объективных причин, это не только уровень сформированности учебных навыков, но и комплексный показатель психологической зрелости, мотивации к обучению.

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выгодский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую он пытает-ся войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращает-ся, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый-папа, доктор и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

На основе возникновения личного сознания в возрасте 6-7 лет возникает переход к новой социальной ситуации, требуется новое содержание отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую степень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. По наблюдениям первых дней пребывания ребенка в школе, готовности к обучению у многих детей еще нет.

Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Фактически эти мотивы можно разделить на две группы. Первая и главная - желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. В учении малыш видит деятельность, которая делает его более взрослым и которая оценивается окружающими как важная, общественно значимая.

Вторая группа мотивов побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, ранцем, учебниками и т.д.

Готовность ребенка к школе определяется не только педагогическим подходом (уровень сформированных учебных навыков: читать, писать, учить стихи, считать), но и психологическим подходом (готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка).

Говоря о психической готовности ребенка к учебной деятельности, важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.

Задачи:

1.Определить уровень готовности детей к школьному обучению.

2.Определить понимание родителей о готовности ребенка к обучению в школе.

3.Определить сформированность коммуникативных навыков дошкольников.

Методы исследования:

1.Диагностика (Приложение 1)

2.Анкетирование (Приложения 2,3,4)

 

Восприятие.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком.

Составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, движения голосового аппарата, воспроизводящего слышимый звук и т. д.

Результаты исследований ученых показали, что можно выделить четыре операции восприятия: обнаружения, различение, идентификацию, опознание.

Восприятие характеризуется такими свойствами, как объем, осмысленность, обобщенность, целостность, константность и избирательность.

Осмысленность достигается мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление или предмет мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний и опыта.

Степень обобщенности зависит от особенностей, имеющихся у человека систем понятий. Восприятие сопровождается словом – мы называем конкретный предмет или явление, что повышает степень обобщенности восприятия.

Целостность восприятия предполагает объединение отдельных элементов предмета в единое целое.

Константность – способность восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту. В наибольшей степени константность при зрительном восприятии цвета, величины, формы предмета.

Восприятие тесно связанно с прошлым опытом. И это, прежде всего, проявляется в избирательности восприятия. Дети разного возраста, люди разных профессий по-разному воспринимают один и тот же предмет, одно и то же слово.

В основу классификации может быть положен ведущий анализатор в восприятии, и тогда надо выделить следующие виды восприятия:

- зрительные

- слуховые

- обонятельные

- вкусовые

- осязательные

- кинестетические (двигательные)

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

1.Восприятие пространства (величины, формы, объемности, удаленности)

2.Восприятие времени (длительности, последовательности событий)

3.Восприятие движения.

По степени целенаправленности восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное восприятие.

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам человека.

Преднамеренное восприятие регулируется задачей воспринимать предмет, ознакомиться с ним.

Следовательно, восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения.

 

Особенности восприятия у детей 6-7 лет.

У детей 6-7 лет уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребенок получает с помощью зрения

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребенок 6-7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже, по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая и тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различие тяжести предметов. В возрасте 6-7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

Развивается обонятельная чувствительность. Дети 6-7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

К 6-7 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста все чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Квадрат «как калитка», овал – «как огурчик», «как яичко». Взрослые должны поддержать потребность ребенка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линии, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.

У малышей 5-7 лет уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени (утро - «когда светло», «когда солнышко встает»). Дети знакомятся с такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6-7 лет они оказываются способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит от желания или от деятельности человека.

Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

Оценочные суждения детей этого возраста еще примитивны, но все-таки свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развитие речи, мышления.

Восприятие других людей детьми 6-7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым появляется симпатия, ребенок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 6-7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять свое поведение, поведение своих товарищей.

Вследствие развития восприятия, к 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать один предмет от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

 

Память.

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенной памяти, перестает быть человеком.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация – это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Все виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:

1.По содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности.

2.По степени волевой регуляции памяти

3.По продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

По содержанию психической активности различают:

- двигательную память,

- образную,

- эмоциональную,

- словесно-логическую.

Классификация памяти по времени сохранения материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.

По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти.

 

Особенности памяти у детей 6-7 лет.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 6-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.

Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам и т. д.), а также и несуществующие признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей. В этом случае сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». «Рассказы о детях» В. Вересаева содержат много подобных примеров. Приведем один из них. Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». Причем листья и косточки, спрашивает писатель. А затем сам дает ответ: «Вор – воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далеких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального теста, то ребенок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

Следует также отметить, что в возрасте 6-7 лет преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая. При воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

 

Внимание.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием, поэтому, понятно значение внимания для всех психических процессов.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и после-произвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Особенно важно знать особенности развития свойств внимания дошкольников. Психологами установлена положительная корреляционная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами в учении.

Внимание:

1.Виды – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

2.Свойства – объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

 

Особенности внимания у детей 6-7 лет.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать

способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1.Развивать все его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2.Тренировать способности к сосредоточению сознания (переключается с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

В 6-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их деталях и свойствах.

Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут, они стараются реже отвлекаться на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

 

Мышление и особенности мышления у детей 6-7 лет.

Мышление – это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач. С. Л. Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения.

У детей 6-7 лет мышление – это психологический процесс познания, связанного с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Различают три вида мышления:

1. Наглядно – действенное мышление составляет генетически наиболее ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познания свойств объектов непосредственным воздействием на них, т.е. познания с помощью представления предметов и явлений.

Дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно - образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук.

2. Наглядно – образное мышление связанно с представлением ситуаций и возможных изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, так как в образе может фиксироваться одновременное видение объектов с нескольких точек зрения. Необходимо на основе наглядно –действенного и наглядно-образного мышления развивать словесно-логическое мышление.

3. Словесно-логическое мышление – является понятийным по своей природе, т.е. предполагает использование понятий, а также логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах.

У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно – следственные зависимости, делать выводы.

 

Особенности сформированности тонкой моторики руки

у детей дошкольного возраста.

Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются важными условиями полноценного овладения ребенком учебными навыками, и в первую очередь навыками письма.

Ручная умелость во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястий и фаланг пальцев. В тоже время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (игры, рисования, лепки, предметно – практической и бытовой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функции руки.

Изучения уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей при поступлении в первый класс у преобладающего большинства детей движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложных скоординированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность моторики рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного развития общих произвольных движений.

Коммуникативные особенности детей 6-7 лет.

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные особенности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) Умение организовывать общение («Я умею!»), включающие умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающими, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Приложение 1

Организация исследования.

Методика «Что здесь лишнее».

Цель:Исследовать процессы образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у детей.

Материал:серия картинок, на которых представлены разные предметы:

Задание:Скажите ребенку: «На каждой этих картинок один из четырех предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

10 баллов– ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше, чем 1 минуту, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов– ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.

6-7 баллов– ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.

4-5 баллов– ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.

2-3 балла– ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут

0-1 балл– ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

 

Количество баллов

Уровень развития

10 баллов

Очень высокий

8-9 баллов

Высокий

4-7 баллов

Средний

2-3 балла

Низкий

0-1 балл  

Очень низкий

 

 

Методика «Чего не хватает?» (Немов Р.С.).

Ребенку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:На каждой из картинок отсутствует какая-то очень важная деталь; посмотри внимательно и назови ее.

Диагностика проводится с помощью секундомера или секундой стрелки часов, фиксируя время, затраченное на выполнение всего задания.

Оценка результата

10 баллов– ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов– время поиска всех недостающих предметов заняло 26-30 секунд.

6-7 баллов– время поиска всех недостающих предметов заняло 31-35 секунд.

4-5 баллов– время поиска всех недостающих предметов составило 36-40 секунд.

2-3 балла– время поиска всех недостающих предметов составило

0-1 балл– время поиска всех недостающих предметов составило в целом более 45 секунд.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий

 

Методика: «Понимания текста».

Определение слухового восприятия с помощью пробы «понимания текста»

Цель:Выявить уровень слухового восприятия.

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

Задание:Ребенку диктуется предложение «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».

После этого ребенка спрашивают о порядке действий Сережи.

Оценка результатов:

Безошибочные ответы оцениваются знаком плюс (+)

Если ребенок сделал 1-3 ошибки, ответ оценивается также знаком плюс (+), но это второй уровень выполнения задания. Более 3 ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком минус (-) – 3-й уровень.

 

Методика «10 слов».

Цель:Определить уровень кратковременной слуховой памяти.

Задание:Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, мел, слон, парк, нога, рука, окно, труба, стул, лиса.

Оценка результатов:

Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

 

Методика Д. Векслера.

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.

Результаты тестирования:

А) Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл

Правильно расположенные флажки -1балл

Правильный угол пересечения линий – 1 балл

Максимальная оценка этого задания – 3 балла

Б) Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями, - 1 балл

Четыре маленьких квадрата в большом – 1 балл.

Две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата – 1 балл

Четыре точки в квадратах – 1 балл

Точность в пропорциях – 1 балл

Максимальная оценка этого задания – 5 баллов

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем -1 балл

Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл.

Маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл.

Центр, левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл

Фигура воспроизведена правильно, за исключением одного неправильного воспроизведенного угла – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла.

Максимальный результат – 14 баллов

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат – 9-10 баллов.

 

 

Методика «Найди отличия».

Цель:Определить уровень внимания

Задание:необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков 10. Следовательно, максимально может набрать за этот тест 10 баллов. Время на выполнение этого задания – 2 минуты.

Оценка результатов:

9-10 баллов – высокий уровень

7-8 баллов – выше среднего

5-6 баллов – средний уровень

3-4 балла – ниже среднего

0-2 балла – низкий уровень

Ориентировочный тест школьной зрелости (Керна - Йирасика)

Цель:Определить сформированность тонкой моторики руки.

Задание:Учитель раздает каждому ребенку лист бумаги с образцом выполнения задания и предлагает написать также.

Оценка:

1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают величины образца, начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла - ставят, если образец скопирован разборчиво, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла - Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла - В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов - Каракули.

Приложение 2

Вопросы для выявления нравственных представлений.

1.Что значит «дружно играть»?

2.Из-за чего в игре дети чаще всего ссорятся друг с другом?

3.Если что-то не получается, как попросить других детей о помощи?

4.Ты придумал(а) интересную игру, например, в «моряков» или «дочки-матери», как лучше пригласить других детей вместе поиграть? Какие слова надо сказать, чтобы дети согласились?

5. Какие слова, по-твоему, когда начинаешь предлагать игру, будут приятны для ребят? Почему?

6. Вот ребята начали игру, а ты не успел(а) к началу. Как попросишь ребят, чтобы они тебя приняли?

7. Какие ответы детей тебя обрадуют? А какие их ответы, наоборот, могут тебя огорчить?

8. Если кто-то из детей предлагает вместе с ним поиграть, а тебе не хочется, как тогда нужно ответить, чтобы его не обидеть? Какие твои слова могут огорчить его?

9. Если ты предложил(а) кому-то из ребят вместе поиграть, а тебе вежливо ответили отказом, как поступишь, какие слова скажешь при этом?

10. Что можно сказать о мальчике или девочке, которым вежливо отказали, а они все предлагают и предлагают вместе поиграть?

11. Ты вместе с кем-то из детей начал(а) игру в «пограничников» («в детский сад»). Он(а) предлагает на каком-то месте сделать аэродром (раздевалку для детей). Тебе кажется, что это место лучше подойдет для гаража (спальни или групповой комнаты). Как сказать ему или ей, что ты хочешь сделать по-другому и не огорчишь его (ее)?

12. Какие твои слова могут обидеть ребят? Почему?

13. Как можно поделить игрушки между собой, чтобы никому было не обидно?

14. Когда дети в общей игре делят между собой игрушки, то какие вежливые слова они должны чаще вспоминать, чтобы узнать. Не обижен ли кто-то из детей, все ли довольны тем, как разделили игрушки?

15. Какие слова, когда делят игрушки, могут сильно огорчить кого-то из детей?

16. Когда надо решить, кто кем будет в игре (распределить роли). То как это лучше сделать, чтобы никому не было обидно?

17. Как правильно посчитаться с помощью считалки?

18. Если кто-нибудь из ребят скажет в начале общей игры «Я главный и все!», то какие слова лучше всего сказать этому ребенку в ответ?

19. Хорошо ли, когда один и тот же ребенок постоянно выполняет только самые главные роли?

20. Ты начал(а) с кем-то играть и хочешь сказать, чтобы он(а) выполнил(а) какое-то поручение. Какими словами лучше всего попросить об этом?21. Какие твои слова, когда предлагаешь ребятам что-то сделать для игры, могут их обидеть?

 

 

Приложение 3

Внутренняя позиция школьника.

Цель диагностики: Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».

Ход проведения исследования: Учитель задает ребенку следующие вопросы и записывает ответы.

1.Ты хочешь идти в школу?

2.Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду (дома)?

3.Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4.Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5.Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6.Почему ты хочешь идти в школу?

7.Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8.Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9.Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10.Во время игры в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Оценка результатов: Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1.Хочу идти школу.

2.Не хочу еще на один год остаться в детском саду (дома)

3.Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.)

4.Люблю, когда мне читают книжки.

5.Сам прошу, чтобы мне почитали.

8.Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9.Хочу быть учеником.

10.Пусть будет длиннее урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Формирование внутренней позиции школьника.

Одной из наиболее важных аспектов готовности к обучению в школе является мотивация.

Анкета

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы как вы формируете мотивацию к обучению в школе.

 

 

1.Рассказываете ли Вы, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе.

 

Приведите примеры________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Показываете ли Вы на доступных примерах важность знаний и важность правильно выполненной работы.

 

Приведите примеры________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3.Воспитываете ли Вы у детей усидчивость и управляемость в поведении.

 

Приведите примеры________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Говорите ли Вы, что в школе интересно и это важно для дальнейшей жизни.

 

Приведите примеры________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за отзывчивость!

После проведения анкетирования родителей будущих первоклассников, по мере необходимости можно провести занятия в форме беседы или дать рекомендации родителям о повышении мотивации к обучению в школе, так как немаловажную роль играет позиция родителей.

Заключение

Проанализировав все исследования нужно помнить, что высокий уровень готовности к школе в интеллектуальной сфере не следует измерять только интеллектуальными умениями и навыками. Владея ими, ребенок может не быть готовым к школьному обучению. По мнению Д.Б. Эльконина, исследуя готовность к школьному обучению, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения – как ребенок играет, подчиняется ли он правилу игры, берет ли на себя роль? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения важный признак готовности к школе, так как школа – это новая социальная ситуация, которая требует нового содержания отношений. Поэтому наряду с интеллектуальными способностями важными являются мотивационные коммуникативные навыки дошкольников.

По опросу дошкольников о коммуникативных представлениях мы видим, что дети владеют основными понятиями, которые необходимы при переходе из детского дошкольного учреждения в школу – это понятие о дружбе, умение брать на себя ответственность, умение высказать свою точку зрения.

Однако, по мнению Л.С. Выготского, дальнейшая готовность к школьному обучению будет формироваться в ходе самого обучения и обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе (Л.Ф. Обухова, Возрастная психология гл.VIII, «Концепция Д.Б. Эльконина. Период детства»).

 

Список используемой литературы

1.Л.Ф. Тихомирова. Познавательные особенности. Дети 5-7 лет. Академия развития, Ярославль 2000г.

2.Н.В. Краснощекова. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты, игры, упражнения. Феникс. Ростов-на-Дону. 2006г.

3.Н.Семаго. М. Семаго. «Теория и практика оценки психического развития ребенка». Дошкольный и младший школьный возраст. Речь Спб-2005г.

4.Л.Ф. Обухова. Возрастная психология, гл.VIII. «Концепция Д.Б.Эльконина». Период детства.

5.Р.С. Немов. Психология, гл.5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте. 2007г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»