Социально-педагогическое просвещение
родителей учащихся начальной школы
Школа - внесемейный социальный институт, учебное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где должно начинаться их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие и успешная социализация ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов школьного воспитания, школа в своей работе должна служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям учителя, охотно будут устанавливать с ним контакт.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях образования, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения образования, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе, так как семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.
Изучение данной темы является актуальным, т.к. взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, одна из типичных проблем, с которой сталкиваются педагоги и родители при поступлении ребенка в школу. Педагогическая неграмотность родителей в современном обществе ставит их в затруднительное положение при взаимодействии с ребенком в процессе его обучения в школе.
Семья в современном обществе перестает быть фактором социализации, чаще всего выступая как фактор десоциализации.
Проблемы семейной социализации учащихся начальных классов могут успешно решаться средствами социально-педагогической деятельности в форме просвещения родителей при соблюдении следующих условий:
- будут выявляться проблемы семейной социализации в каждой конкретной семье;
- с учетом выявленных проблем будет разработана и реализована программа социально-педагогического просвещения родителей.
Материалы могут быть использованы в практической деятельности социального педагога с родителями учащихся начальной школы, направленной на повышение педагогической просвещенности родителей.
Социально-педагогический аспект работы с родителями по проблемам воспитания детей освещен в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Из современных педагогов, занимающихся этой проблемой можно выделить К.Д. Радину, З.И. Васильеву, С.А. Расчетину, М.А. Жданову, Г.С. Курагину, М.А. Галагузову и др. Однако, в исследованиях современных ученых недостаточно представлены организация и содержание социально-педагогического просвещения родителей, применительно к конкретным возрастным группам детей, включая возраст учащихся начальной школы.
При этом именно на ступени начального обучения важно наладить позитивное взаимодействие семьи и школы, вести профилактическую работу по предотвращению негативных воспитательных воздействий на ребенка в семье. Данная проблема может успешно решаться средствами социально-педагогического просвещения, поскольку именно социально-педагогическая деятельность носит активный помогающий, поддерживающий и сопровождающий характер.
Результаты проведенной диагностики позволили сделать следующий вывод: родители нуждаются в социально-педагогичеком просвещении, направленном на следующие проблемы:
- Установка и соблюдение социальных ролей всех участников учебного и воспитательного процесса.
- Алгоритм контроля при выполнении ребенком домашнего задания с акцентом на психологический аспект.
- Система оценок в начальной школе. Механизм их восприятия учащимися и родителями.
- Влияние страхов родителей на страхи детей.
- Роль родительского ожидания.
- Конфликт поколений – роль бабушек и дедушек в жизни ребенка и семьи в целом.
- Нравственные основы родительства.
- Оптимальная дистанция в общении с детьми
- Совместная досуговая деятельность детей и родителей.
- Знания особенностей возрастных периодов младшего школьника.
На основе выявленных потребностей родителей и проблем семейной социализации, касающихся детей, была составлена программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе».
Автор программы Соколова А.И.
Программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе» разработана с учетом результатов проведенных исследований. Она включала 10 занятий с родителями по их социально-педагогическому просвещению.
Цель программы:повышение уровня социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы.
Ход реализации программы социально-педагогических мероприятий
1 занятие- «У входа в науку, или учимся вместе с младшим школьником».
2 занятие- «1 шаг сделан! Получены первые оценки».
3занятие- «Кто мы друг для друга».
4занятие- «Заглянем страху в глаза. Как наши страхи становятся страхами детей».
5занятие- «Рождественские посиделки. Учимся отдыхать вместе с ребенком».
6занятие- «Гений или неудачник. Родительские ожидания».
7занятие - «Пирожки от бабушки. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов».
8 занятие- «Кто кому что должен. В чем суть воспитания – в обучении или общении».
9занятие- «Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей. Соблюдение дистанции».
10 занятие- «Я расту. Возрастные особенности третьеклассника».
В настоящее время одним из основных направлений развития системы образования является гуманизация семейного и школьного воспитания. Это предполагает установление и развитие субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В решении данной задачи социальный педагог играет ведущую роль.
В социально-педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, а работа с семей – как приоритетное направление социально-педагогической деятельности.
К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в обществе происходит снижение качества воспитания и образования подрастающего поколения. В связи с этим в настоящее время роль социального педагога становится все более значимой, так как численность "трудных" детей и семей.
Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, включающая социально-педагогическое просвещение. Социально-педагогическое просвещение родителей как одно из направлений деятельности социального педагога позволяет не допустить возникновения многих проблем, например, таких как неправильное взаимодействие родителей и детей, родителей учащихся и педагогов, отклоняющиеся стили семейного воспитания, неконструктивные пути решения семейных конфликтов и др.