Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социально-педагогическое просвещение
родителей учащихся начальной школы

Школа - внесемейный социальный институт, учебное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где должно начинаться их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие и успешная социализация ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов школьного воспитания, школа в своей работе должна служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям учителя, охотно будут устанавливать с ним контакт.

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях образования, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения образования, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе, так как семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Изучение данной темы является актуальным, т.к. взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, одна из типичных проблем, с которой сталкиваются педагоги и родители при поступлении ребенка в школу. Педагогическая неграмотность родителей в современном обществе ставит их в затруднительное положение при взаимодействии с ребенком в процессе его обучения в школе.

Семья в современном обществе перестает быть фактором социализации, чаще всего выступая как фактор десоциализации.

Проблемы семейной социализации учащихся начальных классов могут успешно решаться средствами социально-педагогической деятельности в форме  просвещения родителей при соблюдении следующих условий:

-                     будут выявляться проблемы семейной социализации в каждой конкретной семье;

-                     с учетом выявленных проблем будет разработана и реализована программа социально-педагогического просвещения родителей.

Материалы могут быть использованы в практической деятельности социального педагога с родителями учащихся начальной школы, направленной на повышение педагогической просвещенности родителей.

Социально-педагогический аспект работы с  родителями  по проблемам воспитания детей освещен в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Из современных педагогов, занимающихся этой проблемой можно выделить К.Д. Радину, З.И. Васильеву, С.А. Расчетину, М.А. Жданову, Г.С. Курагину, М.А. Галагузову и др. Однако, в исследованиях современных ученых недостаточно представлены организация и содержание социально-педагогического просвещения родителей, применительно к конкретным возрастным группам детей, включая возраст учащихся начальной школы.

При этом именно на ступени начального обучения важно наладить позитивное взаимодействие семьи и школы, вести профилактическую работу по предотвращению негативных воспитательных воздействий на ребенка в семье. Данная проблема может успешно решаться средствами социально-педагогического просвещения, поскольку именно социально-педагогическая деятельность носит активный помогающий, поддерживающий и сопровождающий характер.

Результаты проведенной диагностики позволили сделать следующий вывод: родители нуждаются в социально-педагогичеком просвещении, направленном на следующие проблемы:

-         Установка и соблюдение социальных ролей всех участников учебного и воспитательного процесса.

-         Алгоритм контроля при выполнении ребенком домашнего задания с акцентом на психологический аспект.

-         Система оценок в начальной школе. Механизм их восприятия учащимися и родителями.

-         Влияние страхов родителей на страхи детей.

-         Роль родительского ожидания.

-         Конфликт поколений – роль бабушек и дедушек в жизни ребенка и семьи в целом.

-         Нравственные основы родительства.

-         Оптимальная дистанция в общении с детьми

-         Совместная досуговая деятельность детей и родителей.

-         Знания особенностей возрастных периодов младшего школьника.

На основе выявленных потребностей родителей и проблем семейной социализации, касающихся детей, была составлена программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе».

Автор программы Соколова А.И.

Программа социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы «Учимся вместе» разработана с учетом результатов проведенных исследований. Она включала 10 занятий с родителями по их социально-педагогическому просвещению.

Цель программы:повышение уровня социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальной школы.

Ход реализации программы социально-педагогических мероприятий

1 занятие- «У входа в науку, или учимся вместе с младшим школьником».

2 занятие- «1 шаг сделан! Получены первые оценки».

3занятие- «Кто мы друг для друга».

4занятие- «Заглянем страху в глаза. Как наши страхи становятся страхами детей».

5занятие- «Рождественские посиделки. Учимся отдыхать вместе с ребенком».

6занятие- «Гений или неудачник. Родительские ожидания».

7занятие - «Пирожки от бабушки. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов».

8 занятие- «Кто кому что должен. В чем суть воспитания – в обучении или общении».

9занятие- «Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей. Соблюдение дистанции».

10 занятие- «Я расту. Возрастные особенности третьеклассника».

В  настоящее время одним из основных направлений развития системы образования является гуманизация семейного и школьного воспитания. Это предполагает установление и развитие субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В решении данной задачи социальный педагог играет ведущую роль.

В социально-педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, а работа с семей – как приоритетное направление социально-педагогической деятельности.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в обществе происходит снижение качества воспитания и образования подрастающего поколения. В связи с этим в настоящее время роль социального педагога становится все более значимой, так как численность "трудных" детей и семей.

Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, включающая социально-педагогическое просвещение. Социально-педагогическое просвещение родителей как одно из направлений деятельности социального педагога позволяет не допустить возникновения многих проблем, например, таких как неправильное взаимодействие родителей и детей, родителей учащихся и педагогов, отклоняющиеся стили семейного воспитания, неконструктивные пути решения семейных конфликтов и др.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»