Служба поддержки семьи
Алеасандрович Оксана Владимировна
Для родителей приходит такая пора, когда он отдаёт своего ребёнка в школу, при этом они очень волнуются. Рядом со своим первоклассником - мамы, папы, бабушки, дедушки. Но волнуются и беспокоятся не только родители. Воспитатели детских садов в этот день мысленно входят со своими питомцами в школу, в первый класс. Как там мои? Не подкачают ли? Волнуются и учителя, принимающие новое пополнение в школу. Каким оно будет? Смогут ли они овладеть грамотой? Научиться считать? Будет ли класс дружным?
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования.
В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым, формируются эмоционально-нравственная сфера, способность переживать радости бытия.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Ещё Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...». Но преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Наша школа уже долгое время успешно сотрудничает с детским садом № 31 «Солнышко». Понятно, дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. И работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению и воспитанию. Вместе с методистом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) руководитель школьного методического объединения (ШМО) нашей школы составляет совместный план преемственности детского сада и школы, где так прописаны цели, задачи, имеется пояснительная записка и тематический план, в котором указано время проведения мероприятия, организационная работа, методическая работа, работа с родителями. Составляя план мы опираемся на пошаговую его реализацию, создавая преемственность и успешность адаптации ребёнка при переходе из детского сада в школу. Обеспечиваем систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников, создаём благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Кроме этого, с детского сада вызываем желание учиться в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Наши совместные поиски по организации форм обучения, помогают решать проблемы перехода ребёнка в школьную жизнь, предлагает мини-программа «Готовимся к школе», которой мы успешно пользуемся в течение последних нескольких лет. В соответствии с новыми требованиями вносим коррективы, обновляем содержание, стараемся идти в ногу со временем.
Основные цели программы:
- реализация единых линий в образовательно-воспитательной работе ДОУ и начальной школе, обеспечивающих углубление содержательной преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования.
- придание педагогическому процессу обучения и воспитания целостного, последовательного и перспективного характера через определение возможных путей реализации преемственности в условиях обновления содержания, форм и методов совместной деятельности.
Задачи программы:
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
- учёт психологических особенностей детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- развитие способностей ребёнка самостоятельного решать творческие задачи;
- развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учёбе будущих первоклассников);
- формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребёнка (использование конструирования, сюжетно-ролевых игр, детского эксперементирования);
- развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми, сверстниками);
- исключение дублирования в образовательном процессе;
- обеспечение развивающей среды наглядными пособиями, методическими разработками для детей, педагогов, родителей.
Опираясь на поставленные цели и реализуя намеченные задачи, воспитатели приглашают учителей на открытые занятия в подготовительных группах. Учителя при посещении занятий в детском саду видят, как происходит формирование любознательности, умственной активности детей. На занятиях развивается корректность внешнего, двигательного поведения, которая позволяет ребёнку выдержать школьный режим. Очень радует, что дошкольники овладевают умениями слушать и последовательно выполнять задания взрослых. Учителя начальной школы приглашают воспитателей и детей на открытые уроки, которые проводятся как вместе с первоклассниками, так и отдельно для ребят из подготовительных групп. Помимо основных методик учителя на этих уроках используют и компьютер, и интерактивные доски, и другие приёмы позволяющие показать разнообразность различных приёмов работы на уроках.
Ещё один важный путь преемственности – работа с детьми, шефство школы над детским садом. Совместное проведение воспитательных мероприятий; посещение дошкольниками школы и наоборот. В школе на протяжении учебного года происходят события, в которых принимают участие воспитатели и воспитанники старших групп детского сада. Например: оценка результатов учебной деятельности за первое полугодие, Дни открытых дверей, конференции, спортивные праздники. Надолго в памяти детей останутся совместно проводимые мероприятия «Зарничка», «Весёлые старты». Ребятишки вместе с воспитателями посещают школьный музей, школьную библиотеку. В свою очередь, в детском саду также бывают события, на которых присутствуют учителя школы. Это круглые столы по актуальным вопросам, тематические праздники. Преемственность между школой и детским садом проходит у нас не только с начальной школой, но и со средним звеном. По просьбе воспитателей мальчики на уроках труда готовят кормушки и маленькие лопаточки для чистки снега, а девочки шьют и вяжут новые наряды куклам. Когда ребёнок вырастает, дома остаётся много уже не нужных ему игрушек, настольных игр, детских книжек. Всем этим делятся наши школьники участвуя в акции «Помоги ребятам из детского сада». Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности, совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует администрация школы, детского сада или городской отдел образования. Учителя и воспитатели делятся своими наработками, обсуждают проблемы, намечают пути их реализации.
Отдельной строкой проходит у нас работа с родителями.
Цель: Ознакомление родителей будущих первоклассников с критериями оценки уровня школьной готовности и с содержанием школьных образовательных программ. Развитие педагогического сотрудничества со школой.
Эту работу мы начинаем уже в конце сентября, предшествующего будущему учебному году. Ещё не зная, какие ребятишки придут к нам в школу, мы встречаемся с родителями, где рассказываем о школе, её традициях, о тех учениках, которые прославили свою школу, о требованиях предъявляемых к нашим ученикам. Проводим индивидуальные консультации, оформляем информационные стенды, проводим открытые уроки и внеклассные занятия и др. В марте-апреле, когда классы сформированы, учителя начинают работать конкретно со своими будущими учениками и их родителями. Знакомят с учебной программой и учебниками, приводят в пример разнообразные педагогические ситуации и обсуждают их вместе с родителями, отвечают на все вопросы родителей, составляют предварительную психологическую картину будущего класса. Очень удобный момент для более тесного знакомства учителя с будущим учеником и его родителями, посещение пришкольной площадки.
В 2010-2011 учебном году впервые, вместе с Молодёжным центром города, в августе была проведена конференция «Социальная, медико-психологическая поддержка как условие успешной адаптации первоклассника к обучению в школе"», на которую были приглашены детский педиатр, главный специалист администрации по работе с детьми, представители милиции, психолог, медицинская сестра школы, руководители дополнительного образования, тренеры ДЮСШа. После выступления специалистов, родителям были предложены памятки, советы: «Готовимся к школе вместе», «Моя комната – моя крепость», «Родителям на заметку», «Я иду в школу» (по ПДД) и др.
Пока родители вели взрослые разговоры, ребятишек собрали в малом спортивном зале. Сказочные герои и их помощники придумали для ребят разнообразную программу. Дети пели, отгадывали загадки, выполняли задания на внимание, состязались в эстафетах, выполняли элементы аэробики, которые можно использовать вместо утренней зарядки. Скучать ребятам не пришлось. В конце марафона каждый ребёнок получил небольшие подарки: расписание уроков, закладки для книг и книжки раскраски с полезными советами. Такая форма работы понравилась и учителям, и воспитателям, и родителям. Надеемся что она приживётся и с каждым годом будет всё совершеннее.
Такие встречи актуализируют любознательность будущих первоклассников, усиливают интерес детей к школе и социальным явлениям. Они учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники - проявлять заботу о младших товарищах.
Несомненно, такая работа по преемственности, проводимая педагогическими коллективами детских садов и школ, помогает детям легче адаптироваться в новой для них обстановке и легче учиться. Для первоклашек исключена стрессовая ситуация, вызванная «неизведанным пространством», т.к. дети ранее, неоднократно посещали школу, участвовали в совместных мероприятиях, знают в лицо своих будущих учителей. Так же, дети из подшефного детского сада, поступившие в другие школы, но познакомившись с жизнью школы, успешно проходят период адаптации.
Есть хорошее древнее изречение: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». И задача педагогов - этот факел зажечь.
Только так можно преодолеть разрыв между требованиями начальной школы и природой дошкольного детства, осуществить подлинную демократизацию и гуманизацию образования, реализовать принципы личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.
Ожидаемый результат:
- Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем, со школьным коллективом, со школой в специально организованной деятельности.
- Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
- Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции учителя.
- Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.