Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Выступление на педагогическом совете 

Этика педагогического общения

Юракова Алена Сергеевна,
ГБОУ СОШ № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.
Этические основы профессионального общения
1.1. Сущность процесса общения
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)
Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:
- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
- интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками . Это принципы:
- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
- уважения труда познания ученика;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ученика;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
- оптимальной требовательности и уважения;
- опоры на положительное в ребенке;
- компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении
Определив основные моменты взаимоотношений учителя и ученика перейдем непосредственно к рассмотрению этики человеческих контактов.
Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.
Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики.
Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-положительных реакций — взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению, привязанности к определенному человеку.
        Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Вот одна из них.
Педагогический такт — это: • «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
2.2. Признаки и элементы педагогического такта
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;         
- в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.
2.3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых
решений,
- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
- высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
Заключение
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога. Необходимо обращать особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания педагога. Ибо сведения о принципах и нормах морали поступают к будущему педагогу опосредованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. В свою очередь педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и посредством педагогического и ученического коллектива, родительской общественности. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Для понимания роли этических знаний в профессиональном становлении педагога, необходимо учитывать такое понятие как нравственное сознание. Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные структурные образования нравственного сознания тесно взаимосвязаны, и разделить их можно лишь условно.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых осуществляется её профессиональная деятельность. Убеждениями могут стать лишь те этические знания, которые опосредуются чувствами и соответствуют интересам и потребностям личности.
Этические знания - это своего рода упорядоченная информация, полученная индивидом от общества, а нравственные убеждения - это не только упорядоченная информация, но и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный тип поведения. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В данном случае личность характеризуется наличием «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать её требованиям. Формирование и развитие нравственного сознания, попытки сделать его органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от педагога не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.
Следовательно, этические знания, нравственные убеждения и чувства, сливаясь, и обогащая друг друга, отражают специфические черты нравственного сознания, формируемого в педагогической среде, и являются фундаментом педагогической нравственности, которая развивается и совершенствуется в процессе сложной нравственной практики.
Приложения:
Заповеди педагога-мастера
1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
6) Знай: ребят увлекает в учителе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.
11
15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».
16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
10 наиболее распространённых нарушений
в этике поведения учителя на уроке.
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ученика.
8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
Кодекс толерантного педагога
1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.
3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
6. Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
10. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.
14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
 
 
Список литературы
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973
4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978
5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»