Методическая разработка
Анкета социально-психологических причин
учебных затруднений
Воронин Александр Иванович,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Для педагогической и психологической теории и практики всегда актуальны исследования причин учебных затруднений. Актуальность этой проблемы среди прочего обусловлена быстрыми технологическими, культурными, экономическими, социально-психологическими изменениями, происходящими в обществе, изменениями состояния здоровья учащихся как совокупности физического, психического, социального и духовного компонентов.
Затруднения являются неотъемлемым атрибутом любой деятельности, не составляет исключения и познавательная, учебная деятельность человека. Понятие «затруднение» широко используется в психолого-педагогической литературе, но оно до сих пор не получило своего четкого определения, тем самым, открывая пространство для научного поиска.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в исследованиях отечественных и зарубежных авторов уделяется достаточно большое внимание изучению проблем учащихся в познавательной, учебной деятельности, возникновению различного рода трудностей и затруднений (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, В.А. Якунин и др.)
Исследования, посвященные анализу учебных затруднений представлены, в основном, работами, описывающими учебные затруднения при освоении учебного материала по различным предметам (Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Э.В. Оскар, М.М. Халидов и др.) или в конкретных видах учебной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.Г. Казанская, Г.А. Цукерман и др.), например, в процессе понимания учебного материала (З.И. Калмыкова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Н.А. Кузнецова, К.М. Ушаков, Л.С. Цветкова и др.).
В психолого-педагогических исследованиях традиционное внимание уделяется психологическим типологиям учащихся, испытывающим трудности в учебной деятельности (Д.Н. Богоявленский, СМ. Бондаренко, Л.И. Максименкова, Т.А. Шилова и др.), акцент при этом ставится на описании особенностей учащихся, в основном, младшего школьного возраста. Часть исследований посвящена психологическому анализу реакций на трудности в учебной деятельности учащихся (Е.Е. Данилова, М.З. Неймарк, А.О. Прохоров, Э.З. Усманова, B.C. Цетлин, Т.А. Шилова и др.)
Системному анализу, включающему социальные и психологические причины учебных затруднений посвящено не так много психолого-педагогических работ. Ещё меньше внимания уделено разработке диагностического инструментария, который позволил бы практическому педагогу-психологу исследовать причины учебных затруднений учащегося и разработать план психолого-педагогической коррекции..
Анкета
социально-психологических причин учебных затруднений
Инструкция: в вашем классе есть разные ученики, одни учатся лучше, другие хуже. Ниже дан примерный список причин, которые могут влиять на учебную успешность. Оцени, насколько каждый из перечисленных показателей списка влияет на твою учёбу, мешает тебе учиться лучше.
Для этого сначала прочитай весь список до конца, а затем обведи на каждой шкале одно из значений: 5 – всегда очень мешает, 4 – не всегда, но довольно часто мешает, 3 – когда как, иногда мешает, иногда нет, 2 – редко, но бывает, что мешает, 1 – никогда не мешает.
Не торопись и постарайся быть искренним.
Если у тебя есть ещё какие-то причины, мешающие тебе учиться лучше, запиши их в последней графе «Ещё мне мешает учиться лучше»
ФИО: ______________________ Класс _______ Дата ___________
№№ |
Причина затруднений |
Степень влияния |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Раздел 1 |
||||||
1 |
забывчивость, трудности запоминания
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
отвлекаемость, трудность сосредоточиться и удерживать внимание |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
медлительность в поведении и мышлении
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
вспыльчивость
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
быстрая утомляемость
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Раздел 2 |
||||||
6 |
состояние здоровья, частые или хронические болезни |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
социально-бытовые условия проживания
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
стеснительность, робость, застенчивость
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
неорганизованность, недисциплинированность |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
неусидчивость, нетерпеливость
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Раздел 3 |
||||||
11 |
отсутствие интереса к учёбе и трудолюбия
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
отсутствие желания выделяться и быть среди «заучек-отличников» |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
желание развлечься, потусоваться с друзьями |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Раздел 4 |
||||||
14 |
конфликты и отношения в семье, с родителями |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
конфликты в отношениях с учителями
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
конфликты в отношениях с одноклассниками |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Раздел 5 |
||||||
17 |
слабые знания пройденного ранее материала
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
сильное волнение на самостоятельных, контрольных, при устных ответах |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ещё мне мешает учиться лучше:
|
Спасибо за сотрудничество!
Литература
1.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ПетроПресс, 2005.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
3.Шванцара И., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.