В основе культуры педагогического общения лежит общая и педагогическая культура личности учителя, а культура личности - это уровень её развития, который выражается в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Общение в педагогической деятельности учителя в максимальной степени включает существенные личностные характеристики-способности, знания, умения , навыки, мотивы, ценностные ориентации, установки. Педагог как инициатор коммуникации сам выбирает, а точнее вырабатывает стиль педагогического общения, в котором проявляется также его опыт, характер, актуальное состояние. И этот стиль общения может существенно стимулировать или тормозить процесс обучения и воспитания школьников. Исходя из этого можно сказать, что задача каждого учителя - найти и закрепить оптимальный для него стиль педагогического общения с детьми, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения, постоянно преодолевая неуверенность в правильности своего поведения. Всестороннее развитие своей индивидуальности, её полноценное самовыражение - вот на что следует ориентироваться. От этого выигрывает и сам учитель, и ученики, и общество в целом, ибо, как указывал сам К. Д. Ушинский, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Искусство педагогического общения состоит, следовательно, из двух слагаемых: педагогической культуры личности учителя и техники общения, которая является формой организации поведения педагога. Главным компонентом, конечно, является первый - ведь мы всегда намного охотнее общаемся с интересной личностью, чем с пустым "расспрашивателем". Оптимальное педагогическое общение , согласно А. А. Леонтьеву, - такое общение учителя и учащихся в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учения, для правильного формирования личности учащегося, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управление социально- психологическими процессами в детском коллективе, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.