Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МИКРОКЛИМАТЕ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА

Куция Марина Геннадьевна

(brigitta08@yandex.ru)

воспитатель

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус МО РФ»

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность - чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, имеется в виду не только физическая, но и психологическая безопасность.

Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх.

Известно, что чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения.

Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимания, особенно тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.

Другой частью встречающейся формы защитного поведения является агрессия. Выражение: «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения.

Ещё один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от опасных, по его мнению, людей.

Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми, но при этом отношения характеризуются равнодушием, нет достаточного доверия.

Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром («осторожные люди»).

Самым распространённым источником эмоциональных переживаний человека являются его отношения с другими людьми. Искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько они умеют выражать свои чувства.

Психологи рекомендуют использовать самые разнообразные способы для передачи своего эмоционального состояния.

К ним, в частности, относятся так называемые невербальные формы коммуникации: интонация, мимика, жесты. Нередко эти формы являются более значимыми для собеседника, чем смысл сказанного. Даже нейтральная по своему содержанию фраза, произнесённая с угрожающей интонацией, будет воспринята как агрессивная.

По позе, мимике, интонации человека, произносящего ничего незначащие фразы, можно легко догадаться, что ему грустно, что он обижен. Можно также выделить следующие способы для передачи эмоционального состояния.

Например: «Как ты смеешь так вести себя?». Такой вопрос свидетельствует о возмущении, досаде, раздражении. С помощью риторических вопросов человек зачастую пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, переживаниям и желаниям, не называя их.

Например: «Не смей вести себя так в моём присутствии!», «Немедленно извинись передо мной!». Человек, произносящий подобные фразы, практически пытается контролировать поведение другого человека, для того, чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания. Не правильнее ли в этом случае сказать: «Не делай этого потому что, когда ты это делаешь, я чувствую...».

Например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело». Подобные высказывания опосредованно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе. Часто вызывают у собеседника протест и ответные претензии.

Ирония и сарказм используется с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается, для того чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.

Позитивные способы. Все описанные выше способы опосредованной передачи эмоциональных состояний часто затрудняют общение, не дают понять другим, какие же чувства человек испытывает на самом деле. Это приводит к неопределенности, ощущению неискренности и психологическому дискомфорту.

Но ведь существуют и позитивные способы передачи эмоционального состояния.

К ним относятся следующие:

-Называние собственных чувств.Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно». Следует обратить внимание, как на самом деле редко мы используем эти, казалось бы, простые выражения. Это свидетельствует о том, что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.

-Употребление сравнений.«У меня такое чувство, будто я обидел невинного ребёнка». Употребление подобных метафор предполагает, что люди чувствуют приблизительно одно и то же в одинаковых ситуациях.

-Описание своего физического состояния.Например: «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце, волосы встали дыбом». Под влиянием эмоций у человека меняется его физическое состояние, возникает специфическое телесное ощущение. Поэтому иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемую в этот момент эмоцию.

-Называние возможных действий.Например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Как бы я хотел обнять тебя», «Мне хочется тебя ударить». Опасность такой формы выражения эмоций заключается в том, что ребёнок может воспринять сказанное буквально.

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребёнок в классе, можно использовать такие методы:

-Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны. При наблюдении за ребёнком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости, он говорит тихим голосом, избегает зрительного контакта, краснеет, переминается с ноги на ногу, теребит одежду. Частые прогулы и опоздания ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещенные руки и ноги во время общения являются защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствуют о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.

-Беседы с родителями. Воспитателю стоит выяснить рассказывает ли ребёнок о классе, часто ли жалуется на недомогание после уроков или по утрам. Проанализировать, как он готовит уроки: делает это самостоятельно или часто обращается за помощью. Доволен ли он соседом по парте, жизнью в классе и т.д.

-Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета(диагностирование)

Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).

Независимо        оттого, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот- вот заплачу (да, нет).

В моём классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).

Я знаю, что в моём классе никто не сделает мне больно (да, нет).

Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).

Мне известны правила, которые нужно соблюдать в корпусе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Так как анкета преследует диагностическую цель: выяснить насколько безопасно ребёнок чувствует себя в корпусе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах - значит нарваться на неприятности. После того как воспитатель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять оптимальные шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте, как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передаётся её членами и даёт ощущение принадлежности именно к этому дому. Для того чтобы класс, корпус стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, воспитатель может использовать такие приёмы.

-Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса. Прежде всего, стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, повесить картины, карты). Другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определённый цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.

-Создание правил класса. Необходимым условием для ощущения защищённости и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

-Совместные прогулки, походы, экскурсии, мероприятия очень сближают учеников и воспитателя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. А такие имеются всегда при нашей жизни - это дневальные, которые несут дежурную службу, больные в госпитале. Можно привезти им какой-то сувенир, бросить монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе.

Осознание ребёнком того, что в его жизни есть люди, которые его согревают теплом и которых он согревает, является важным для ощущения его безопасности. Чтобы помочь детям понять, кто именно является для них близким человеком, можно использовать следующее упражнение: «Солнечный круг - планеты вокруг». Обсудить со своими учениками, что они имеют в виду, когда слышат или произносят: «Мне тепло рядом с тобой» и т.д. Можно сравнить отношения между людьми с солнечной системой: так же как солнце согревает одни планеты сильнее, а другие слабее, так одни люди ближе нам, другие дальше. Предложить ребятам описать чувства, которые они испытывают по отношению к близким людям, Обсудить, каким образом мы можем дать понять, почувствовать другим людям, что они много значат для нас. В центре листа изобразить солнце. Пусть солнцем будет сам ребёнок, там он пишет в центре круга слово «Я».

Вокруг солнца надо разместить планеты (людей). Ближе к нему будут те, кого он согревает своим теплом сильнее всего.

А затем предложить им ещё раз нарисовать такую же картину, только вокруг себя им надо расположить людей, от которых им самим тепло. Самая горячая планета ближе всего к солнцу, самая холодная дальше.

Обсудить с ребятами, насколько изменилась картина. Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

Говоря о самоуважении, мы имеем в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Высокое самоуважение связано с положительными эмоциями по отношению к себе, а низкое — с отрицательными.

Высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием самокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, он уверен в себе и в своих возможностях, он готов помогать другим.

Известно, что низкое самоуважение связано с чувством ущербности, неполноценности, что отрицательно влияет на поведение человека. Такие люди вынуждены прятать от окружающих своё истинное лицо, используя маски. Всем хорошо знакомые «классные шуты», или «клоуны», типичный пример поведения человека с низким самоуважением. Иногда люди с низким самоуважением излишне застенчивы, склонны к изоляции, одиночеству. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, порицание, остро переживают неудачу. Низкое самоуважение приводит к трудностям в общении, поскольку такие люди заранее уверены в том, что окружающие плохо к ним относятся.

По данным американских психологов, низкое самоуважение у подростков корригирует с депрессией, агрессивными проявлениями, соматическими расстройствами. Установлено также, что отрицательное отношение к себе часто связано с отклоняющимся поведением, совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом.

Неконструктивная критика. Представление человека о себе во многом зависит от того, каким образом его оценивают окружающие. Особенное значение для человека приобретает мнение значимых для него людей. Большое значение имеют личные взаимоотношения (друг-враг).

Наиболее благоприятными для формирования адекватной самооценки являются такие отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какими они есть. Это не означает отсутствие критики, однако она должна быть конструктивной. Такая критика не направлена на конкретную личность. Она обращена к трудной ситуации. Смысл конструктивной критики можно выразить следующим образом: «У нас есть проблема. Давай найдём её решение». Чересчур обобщённая критика, особенно включающая ярлыки («ты -  лентяй», «ты -  глуп»), а также слова «всегда», «никогда», как правило, обидна и не соответствует действительности. Такая критика унижает достоинство человека и не может быть им принята без ущерба для собственной личности.

Подросток, которого постоянно заставляют чувствовать себя глупым, начинает воспринимать эту оценку всерьёз. Не желая оказаться униженным, такой ребёнок отказывается от решения трудных для себя задач. «Уход от ситуации» становится для него основным способом психологической защиты. Не выполнить домашнее задание, прогулять контрольную работу - лучший способ избежать унижения. Оскорбительная для человека критика вызывает у него обиду, злость и желание ответить тем же. Ребёнок начинает защищаться, оправдываться, отвечать резкостью на резкость, критикой на критику, криком на крик.

Оценка самоотношения. Для того чтобы оценить, сформировано ли у ребёнка позитивное самоотношение, можно предложить ему ответить на вопросы небольшой анкеты. При этом необходимо предупредить, что его ответы не будут известны одноклассникам (сделать это лучше в письменном виде, отметив это в инструкции).

Вот такая анкета предложена ребятам.

Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например:

«Я - хороший спортсмен» (да, нет).

Для        того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза (да, нет).

Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником (да, нет).

Если      я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом (да, нет).

Когда    я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе:

«Я смогу справиться с этим» (да, нет).

Ребята   из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им (да, нет).

Когда    кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого не заслуживаю (да, нет).

Если      кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным (да, нет).

Мне       бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю (да, нет).

Если      бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше (да, нет).

Мелочи неудач. Безусловно, отношение ребёнка к самому себе во многом зависит от воспитателя. Уверенность в себе, позитивное самоотношение подвергается испытаниям, если кадет сталкивается с неудачами и неприятностями. Очень важно помочь детям осознать, что самооценка может меняться в зависимости от внешних обстоятельств, в том числе и от мелочей. С этой целью можно использовать следующий приём:

Воспитатель зачитывает или рассказывает кадетам историю об одном из них, в которой описывается обычный день. Ребятам предлагается оценить, какие чувства вызвали у героя рассказа те или иные события (что-то вроде диспута).

Человек в маске. Ребятам важно понять, что внешнее поведение человека может быть только маской, под которой он скрывает истинные чувства. Выясняя у ребят, знают ли они кого-нибудь, кто изображает из себя клоуна или пускает пыль в глаза, для того, чтобы скрыть то, что творится у него в душе в коем случае нельзя называть имён, нужно только описать поведение такого человека. Ребятам даётся лист бумаги, разделённый пополам.

На одной половине сверху написано «внутри», на другой «снаружи». Они должны написать под словом «внутри» то, что они сами стараются скрыть от других. («Меня беспокоят мои отметки, но я этого не показываю», «Яиногда чувствую неуверенность в себе».) На другой части листа описывают своё поведение. («Я держусь невозмутимо и уверенно».)

Далее можно обсудить с ребятами, надо ли показывать другим свои истинные чувства. (Любят ли другие людей в «масках»? Трудно или легко жить человеку в «маске»? Что нужно делать, чтобы не бояться показать людям, какой ты есть на самом деле?) Психология учит: умение устанавливать и сохранять дружеские отношения - чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.

Как пишет И.С. Кон, «дружба - отношение тотально-личностное, которое само по себе является благом. В отличие от родства или товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, добровольна, основана на взаимной симпатии. Наконец, дружба-отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и. внутреннюю близость, доверие и любовь».

И дети, и взрослые много выигрывают от дружеских отношений друг с другом.

Друзья могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать свои проблемы. Наши наблюдения показали, что дети иногда выбирают друзей, значительно отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребёнок может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного. Хотя чаще дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно много сходных черт и общих интересов.

В каждом классе есть как популярные, так и непопулярные дети.

На популярность среди сверстников влияет умение сотрудничать, а так же отзывчивость при попытке завязать знакомство. Успехи в учёбе, спорте, положительное отношение учителя также влияют на популярность в группе кадета.

Наименее популярными в среднем возрасте являются дети, проявляющие агрессию, а также излишне застенчивые.

Очень часто непопулярный человек имеет какие-либо особенности, отличающие его от сверстников, например, излишнюю полноту, плохое зрение и даже необычное имя.

Высокий «рейтинг» ребёнка в группе сверстников повышает его самооценку, улучшает возможности социальной адаптации и соответственно делает его ещё более популярным.

В ответ на отвержение ребёнок может стать агрессивным, пытаясь добиться силой того, чего не может достичь убеждением.

Застенчивый ребёнок может стать жертвой насмешек и нападок со стороны других детей. Вынужденное одиночество, изоляция, собственная незначимость тяжело переживаются любым человеком.

Хороший ли я друг? Для того чтобы оценить, насколько у ребёнка сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в группе, можно предложить ему ответить на вопросы. (Предупреждая, что их ответы не будут известны одноклассникам.)

Опросник.

1 .Я очень быстро теряю друзей (да, нет).

2.Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).

3.Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).

Я             всегда могу выслушать моего друга (да, нет).

Я             сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем смотреть, во что будем играть или куда пойдём (да, нет).

Если      мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь.

Я предлагаю этому человеку чем-нибудь заняться вместе (да, нет).

Когда    кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю “нет” (да, нет).

Мне       неприятно, когда кого-нибудь обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).

Друзья  бывают разные: одни более близкие, другие менее (да, нет).

Ели        я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

Первая встреча. Осознание ребёнком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создаёт у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что отталкивает.

Предложите детям ответить на следующие вопросы.

Нравится ли тебе когда человек при первой встрече:

-смотрит в глаза (да, нет);

интересуется тобой (да, нет);

-смотрит вниз или в сторону (да, нет);

-ругается (да, нет);

-проявляет чувство юмора (да, нет);

-ведёт себя искренно, не притворяется (да, нет);

настаивает только на своём (да, нет);

-хмурится (да, нет);

-перебивает говорящего, не слушает собеседника (да, нет).

Хорошие качества. Полезно обсудить с ребятами, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить. Предложить отметить, что для них важнее всего в друге:

-с ним весело;

-он добрый;

-признаёт свои ошибки;

-умеет хранить секреты;

-хорошо ко мне относится ;

- надёжный;

- честный;

- верный.

Далее предложить ребятам перечислить те качества, которыми они обладают, и те, которые хотели бы развить в себе.

Обсудить с ребятами такое выражение: «Людей привлекает в тебе то же самое, что тебя привлекает в людях».

Обратить внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.

Поговорить о том, как важно оставаться самим собой, о том, что настоящая дружба не возможна в условиях подавления одного человека другим. Равноправие, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку - важное качество, необходимое для дружеского общения.

Проиграть ситуации, в которых человек чувствует себя обиженным, смущённым. Попросить ребят вспомнить или придумать ситуацию, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущённым. Предложить начать с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но обратить внимание, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными, человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудить с ребятами, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию более неприятной или, наоборот, не такой уж обидной. Разыграть с ребятами сценки, по предлагаемым сценариям:

1. Дети смеются над ребёнком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.

2. Ребёнка            исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?

3. Ученик             получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Каждый должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».

Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволит не только помочь ребятам найти правильное решение, но и, возможно, предотвратит ссоры.

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»