Очень часто от родителей можно услышать: «такой хороший был ребенок, а сейчас драчун». В детском саду его постоянно ругают. Не редко эти жалобы вполне обоснованы. Превращения из хорошего, доброго ребенка в драчуна и задиру встречается довольно часто. Такого ребенка ссоры и драки сопровождают постоянно, он не может найти выход даже из самых простых ситуаций. Конфликтность поведения ребенка может быть обусловлена рядом факторов:
- Дисгармония семьи.
Конфликтное поведение супругов, противоречивость, непоследовательность и разногласия по вопросам воспитания сильно отражаются на поведении ребенка.
-Возрастные кризисы детей.
Кризис первого года. Переход от младенчества к первому году.
Кризис трех лет. Переход от раннего детства к дошкольному возрасту.
Кризис 6-7 лет. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
Прежде чем бороться с конфликтным поведением, надо определить его причины. Это могут быть эгоистичность ребенка, которые являются центром внимания у себя дома, где каждое его желание выполняется, и он ждет такого же отношения к себе со стороны других детей и, конечно, не получает его. Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившееся в его душе чувства в виде ссоры.
Конфликтность может быть частью протеста против действий взрослых, принуждающих к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действии, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста. Препятствия выполнения желания ребенка (не дали игрушку, не разрешили спрыгнуть со стула и т.д.) могут привести к конфликтной ситуации. Большое значение для ребенка в дошкольном возрасте имеет его популярность в группе сверстников. Среди дошкольников ценятся внешний вид, красивая одежда, общительность, готовность делится игрушками, физическое развитие, ловкость, умение организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.п. Подобные факторы определяют положение ребенка в группе. Не имея адекватных средств общения, ребенок зачастую кулаками стремится занять лидерское положение в группе. Агрессивность, таким образом может быть следствие переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием и направленно против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. Запреты и повышение голоса –самые неэффективные способы предотвращения конфликта.
Стиль поведения с конфликтным ребенком.
1. Необходимо сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры.
2. Надо объективно разбираться и обсуждать с ребенком причины возникновения конфликта.
3. Нельзя обсуждать при ребенке проблемы его поведения.
4. Необходимо обсудить неправильные действия ребенка и попытаться найти возможные выходы из конфликта.
Для успокоения конфликтного ребенка можно попросить нарисовать его друзей, а потом рассказать, что-нибудь хорошее о каждом. Коллективное придумывание сказок также помогает детям выразить свою индивидуальность высказать свои мысли, учит взаимодействию, умению спокойно выслушать собеседника.
Надо помогать детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.