Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние эмоционального состояния учеников начальной школы на учебный процесс

Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №145  Санкт-Петербурга

 

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Различные эмоциональные переживания, возникшие в процессе взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности.

Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценке собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, на наше здоровье.

Знания человеческих эмоций и форм их выражения необходимо учитывать учителю в своей работе с младшими школьниками. Младшие школьники очень эмоциональны. Вся их деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация ученика в условиях волевых действий, связанных с преодолением серьезных трудностей в учебном процессе, которые встречаются на пути к достижению цели. Чем выше цель, которую ставит перед собой школьник, тем эмоционально насыщенней его жизнь. В связи с этим очень важно поддерживать у младшего школьника эмоционально-положительное отношение к учебному процессу, т. к. оно в полной мере влияет на успеваемость ребенка, его желание ходить в школу и получать знания.

Вся моя работа в целом ориентирована на личностное развитие ребенка. Поэтому знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Учет возрастных особенностей позволяет перейти на качественно новый уровень развития познавательной регуляции поведения и деятельности, развития нового познавательного отношения к действительности.

Этому способствует такие задания:

1.    «Математическая горка».

1

9

21

89

321

789

4321

6789

54321

56789

654321

456789

 

- Сосчитай суммы. Что ты заметил? Какая из этих сумм больше?

2.    Звездочками обозначены некоторые цифры. Объясни, правильно ли решены примеры:

* + 2* = *             *5 + *7 = *8

* + * = 6*             **5 + *7 = *2

3.    Среди фрагментов картины один лишний. Найди его. (Дана большая картина и маленькие фрагменты).

Учет индивидуальных особенностей помогает учителю увидеть индивидуально-типологические свойства ребенка, которые раскрывают особенности его темперамента, обусловленные типом нервной системы, и характеризуют его природную организацию. Для этого я использую дифференцированные задания, которые наиболее полно выявляют индивидуальные способы развития ребенка, его возможности, укрепляют собственную активность, раскрывают неповторимость его личности.

Приведу пример. Так, по теме «Животные лесной зоны» по окружающему миру детям даются дифференцированные задания четырех уровней сложности. Задания Iи IIуровня выполняют ученики с очень низким и низким уровнем усвоения знаний и умений. Эти задания предусматривают воспроизведение понятий и выводов без изменений. Задания IIIуровня выполняют ученики со средним уровнем усвоения знаний и умений. Эти задания требуют умения обобщать и классифицировать объекты. Задания IVуровня сложности выполняют ученики с высоким уровнем усвоения знаний и умений. Эти задания требуют творческой деятельности.

Задание I.

Распредели указанных животных по природным зонам.

Названия животных

Природные зоны

1.    Бурый медведь

2.    Белый медведь

3.    Лось

4.    Северный олень

5.    Кедровка

6.    Краснозобая казарка

 

 

Задание II.

Опиши животное по плану.

1.    Название животного.

2.    Группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающиеся. Или всеядные, растительноядные, насекомоядные, хищники).

3.    Чем питается.

4.    Значение в природе.

Задание III.

Составь 2-3 цепи питания для лесной зоны. Назови в цепи питания растительноядных, хищных, насекомоядных, всеядных животных.

Задание IV.

Какие животные обитают в зоне лесов?

Почему животные леса так разнообразны?

В таких разноуровневых заданиях виден постепенный переход от простого материала к сложному, что позволяет обучать всех детей как слабых так и сильных.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться, являются игры, игровые приемы, творческие задания. Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают, предлагаются мною систематически, не реже 2-3 раз в неделю. В них дети могут придумать примеры на изученный вычислительный прием, составить задачу по данному выражению, описать предмет по аналогии, придумать сказку, нарисовать узоры, расшифровать или зашифровать названия городов, книг, кинофильмов и т.д.

Творческие задания обычно предлагаются в домашней работе и никогда не оцениваются плохой отметкой, что способствует созданию ситуации успешности. Подобные задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют развитию эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности.

Восполнить дефицит эмоциональности на уроке способна игра. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для школьника переживания.

Например:

1.    Игра «Чудесный мешочек».

Цель: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает предмет. Назад предмет не кладется. Предметы, лежащие в мешочке: игрушки, школьные принадлежности.

2.    Игра «Кто больше?»

На игру отводится 3 минуты. Дети должны назвать как можно больше существительных, состоящих из одного слога. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Можно за 3 минуты назвать как можно больше глаголов или прилагательных.

3.    Игра «Круговые примеры».

а) 56 - * = 54                        б) 82 + ** = **

    54 – 15 = **                          ** + 8 = 100

    ** + 7 = 46                            100 – 39 = **

    46 + ** = 56                          61 + ** = 82

Кроме игры, игровых приемов и творческих заданий в своей работе я использую различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), которые помогают ребенку пережить свои некогда подавленные чувства, страхи, отрицательные эмоции. Например, сказкотерапия дает возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

На каждом уроке поддерживается атмосфера эмоционального подъема, используются различного рода поощрения:

- словесные: «Ты молодец!», «Верно отметили!», «Умница!», «Сегодня ты меня порадовал!», «Так держать!», «Мне очень приятно, что ты прислушался к моим словам!»;

- в виде отметок.

В случае ошибочного выполнения задания используются методы объяснения, разъяснения, детям даются индивидуальные задания с памятками. Это позволяет снять эмоциональное напряжение у ребенка, способствует созданию ситуации успеха.

Тип общения учителя с учениками носит демократический характер, что проявляется в праве ученика на высказывания, в педагогической поддержке любых проявлений инициативы и творчества в учебной деятельности.

Считаю важным, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, а значит, и качество моей работы с детьми.

Все принципы, используемые мною в работе, стараюсь включить в каждый урок.

Подводя итог своей работы, можно сделать выводы, что для сохранения положительного эмоционального отношения  учащихся к учебному процессу необходимо ориентироваться на личное развитие ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, поощрять творческую инициативу, использовать разнообразные технологии учебного процесса, поддерживать интерес к учебной деятельности, а также создавать ситуации успеха.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»