Буркацкая Наталья Владимировна
Дисциплина в жизни ребенка
Противники дисциплины склонны считать, что она закрепощает ребенка, делает его несвободным в деятельности и творчестве. Хотя, по наблюдениям, ребенок, выросший в атмосфере умеренной дисциплины и привыкший распределять время и тратить его на важные аспекты собственной жизни, во многом будет успешнее ребенка, воспитанного во вседозволенности и отрицании устоявшихся правил и норм.
С другой стороны, дисциплину нельзя рассматривать как панацею, чрезмерное увлечение дисциплиной может привести к тому, что вы взрастите человека, неспособного к самостоятельному мышлению, который всегда будет следовать четким инструкциям.
Главное, на что мы с вами должны обратить внимание, говоря о дисциплине, а в особенности о дисциплине детской, — у ребенка ничего не возникает спонтанно, его поведение нужно рассматривать как результат увиденного и услышанного вокруг.
Поэтому для формирования дисциплины необходимо следующее.
• Быть дисциплинированным самому, иными словами, подавать пример во всем. Если уж вы просите делать ребенка зарядку, то бежать некуда – придется ее делать вместе с ним; просите навести порядок — будьте добры, следите за чистотой сами. Чем больше в вашей жизни будет чего-то «совместного», тем лучше.
• Режим дня – это то, что поможет организовать деятельность ребенка, и чем раньше вы привьете ему эту важную привычку, тем лучше будет для него и для вас.
• Требования должны быть разумными и обоснованными.
• Не забывайте говорить волшебное слово «пожалуйста», особенно если хотите, чтобы ребенок использовал его по отношению к вам и другим людям.
• Старайтесь говорить мягко и спокойно, любое ваше указание должно выглядеть как просьба. Громкие, резкие фразы пугают ребенка и учат его самого повышать голос.
• Всегда объясняйте ребенку, почему вы запрещаете ему то или иное действие. Не пытайтесь заставить ребенка делать то, что ему непонятно.
• Всегда поощряйте ребенка! Поощрение в жизни малыша играет большую роль, чем наказание. При наказании он понимает лишь, как поступать нельзя, при поощрении вы объясняете ему, как поступать нужно.
• Старайтесь не использовать слово «нельзя».
• Помните, что объем памяти ребенка не так велик, как вам хотелось бы. С первого раза ваше правило он может и не запомнить, будьте готовы мягко и ненавязчиво напоминать его несколько раз.
• Не пытайтесь создать идеального ребенка. Совершенства в этом мире нет, поэтому четкое следование правилам будет не всегда.
• Дисциплина необходима для самоконтроля, а чтобы он появился, изначально необходим контроль извне.
• Поднимая руку на ребенка, вы учите его поднимать руку на других.
Дисциплина поможет ребенку приспособиться к постоянно меняющемуся миру, развить чувство ответственности и долга, поможет в самоорганизации. Помните: дети — это отражение их родителей. И чего нет в вас, никогда не будет и вашем ребенке.