Урок психологии для подростков
Общение - это просто? Общение – это сложно?
Шубина Елена Леонидовна,
педагог-психолог ГБОУ гимназия №446
Контингент: 6-8 класс.
Цель: рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования.
Задачи:
— охарактеризовать различные виды общения;
— рассмотреть ситуации их применения;
— разыграть общение различными способами;
— глубже понять свой стиль общения и поведения.
Тип урока: Практическое занятие с элементами тренинга.
Ход урока:
1. Тест «Какой я в общении?»
Данный тест помогает определить уровень вашей коммуникабельности, общительности. Прочитайте вопросы и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом следует отвечать «ДА», «И ДА, И НЕТ», «НЕТ».
Вопросы
1. Много ли у тебя друзей?
2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6. Можешь ли ты скрыть своё раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8. Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способен ли ты идти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнал о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об
этом друзьям?
Обработка результатов
За каждый ответ «ДА» поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «И ДА, И НЕТ» - 2 очка. За каждый ответ «НЕТ» поставьте себе 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.
Интерпретация результатов
30 - 39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять и дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
20 - 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.
До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, навыкам.
2. Что вам приходит в голову, когда мы говорим «общение»?
Научное определение из словаря практического психолога: общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий понимание друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
2.1.Невербальное общение.
Упражнение «Один карандаш»
Все участники деляться на пары. Каждая пара получает один лист бумаги и один карандаш. Каждая пара должна нарисовать на листе любой рисунок, обязательным условием является следующее: то, что рисовать онм должны держась за один карандаш, нельзя договариваться, т.е. молча на рисунке обязательно должны быть дом и дерево, все остальные предметы по желанию, на усмотрение участников. Время на работу 5-7 мин.
Обсуждение:
´ Легко или трудно рисовать молча?
´ В чем трудности?
´ Кто был ведущим, кто ведомым?
´ Как называется ваша картина?
2.2. Вербальное общение.
v Наблюдательность в общении
Упражнение «Что помню?»
Один из участников садиться спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет законченно, другие могут дополнить описание своим наблюдениями. После этого кто-либо другой садиться спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется.
Обсуждение
´ Легко ли описывать внешность?
´ В чем были трудности?
´ Что легче всего вспоминается?
´ Кому было легко выполнять упражнение?
v Умение слушать другого
Упражнение «Спина к спине»?
Участники делятся на пары и садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача вести диалог на какую-либо интересующую тему в течении 3 -5 минут.
Обсуждение
v Легко ли было вести разговор?
v В чем были трудности?
v Есть ли удовольствие от разговора?
v Точная передача информации
Упражнение «Пересказ текста»
Сейчас 5 человек покинут эту комнату, остальные будут зрителями. Я приглашу первого участника и зачитаю ему текст, который только, что прослушал. Затем я приглашу третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба внимательно слушать каждого участника.
Текст.
Сегодня я спешила на свидание к Сергею. По пути я решила заскочить в прачечную. Я торопилась, быстро бежала и на углу споткнулась о коричневую ступеньку и потеряла свою любимую красную туфельку с блестящей пряжкой. Как назло, в это время начался дождь, а я забыла свой любимый синий в зеленую клеточку зонтик. Я промокла и опоздала на свидание.
Обсуждение:
v За счет чего произошло искажение информации?
v Что «своего» каждый внес в рассказ?
v Бывает ли так в жизни?
v Что надо делать, чтобы искажение были минимальными?
Вывод:
Существуют различные формы и виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.
К. Морли остроумно заметил, что «существует только один способ стать хорошим собеседником – умение слушать».
Литература:
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб., 2005.
ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2000.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подпостков и их педагогов. – Рига 1997.
Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками. - СПб., 2006.