Лазуто Мария Антанасовна, воспитатель ГБДОУ №82, СПб.
В основу нашей работы с детьмибыла положена идея В. А. Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».
Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог».
С этой целью организовали «Психологический лекторий», на котором обсуждали особенности детского развития, проводили специальные тренинги, настраивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками.
Необходимо также изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условием к домашним. Для этого, в частности, в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи:
Утро радостных встреч (после выходных, отпусков, болезней), Семейные завтраки (обеды, ужины), Походы к друзьям, Дни самоуправления, Веселые каникулы, Изучаю мою родословную (составление семейных альбомов) и т.д.
Разработали многовариантный и гибкий режим дня,например «Мы одни» (нет помощника воспитателя), «У нас праздник» (в дни утренников), «Плохая погода» (сильный дождь или метель),«Внимание, карантин!»
Большое внимание уделяем эмоционально благополучному микроклимату;по «барометру настроения» Цветной шкале определяют эмоциональное состояние свое и других детей; разбирая поступки литературных героев, анализируют свои действия и находят выход из конфликтных ситуаций.
Постепенно дети начали чувствовать себя более уверенно, потому что понимали, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей.
Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, мы использовали комплекс психогимнастических игр и упражнений, подбор которых осуществлялся эмпирическим путем и базировался на многолетнем опыте работы с детьми. Очередность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.
Игры и упражнения
1. «Назови себя». Цель.Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход.Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2. «Позови ласково». Цель.Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход.Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
3. «Волшебный стул». Цель.Воспитывать .умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход.Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход.Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
5. «Перевоплощение». Целъ.Учить умению перевоплощаться в пред
животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Ход.Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Ход.Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
7. «Подарок другу». Цель.Развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход.Один ребенок становится «именинником»; остальные,«дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
8. «Скульптор».Цель.Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход.Один ребенок — скульптор, трое—пятеро детей — глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
9. «Волшебный цветок». Цель.Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход.Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
10. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход.Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.