Тренинг развития навыков бесконфликтного общения
Не будем ссориться
Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (VIIIвида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Аудитория тренинга
Учащиеся 5-7 классов (средний школьный возраст).
Генеральная цель тренинга:
Развитие навыков бесконфликтного общения.
Промежуточные цели направлены на развитие:
1. Представления о себе и об окружающих.
2. Умения выражать свои мысли и чувства и прислушиваться к мыслям и чувствам окружающих.
3. Представления о конфликтах в целом.
4. Понимание конфликта.
5. Представления о развитии конфликта.
6. Способов избежать конфликта или разрешить его наиболее безболезненным способом.
Задачи:
1. Создание доверительных отношений в группе.
2. Развитие аналитических способностей.
3. Развитие самоконтроля.
4. Развитие умения корректно выражать свои мысли и чувства.
5. Формирование стремления и желания понять другого человека.
Длительность одного занятия – 1 час 30 минут.
Первый день занятий
Цель: Создание доверительных отношений в группе
Преподаватель объясняет детям цель занятий. Дает инструкцию о том, что детям на протяжении всех занятий надо будет вести дневник, в который они будут записывать то, что происходило на занятиях. А также кратко рассказывает о конфликтах в целом, то есть читает краткую лекцию (см. приложение).
Потом учитель говорит о необходимости принятия правил группы, которые учащиеся в дальнейшем будут соблюдать:
1. Конфиденциальность, то есть неразглашение информации.
2. Правило «Стоп», используется в том случае, если участник не хочет выполнять упражнение.
3. Все участники должны с уважением относиться друг к другу.
Возможны и другие правила, которые дети предложат сами.
Упражнение №1. «Если бы я был животным…»
При помощи данного упражнения дети запоминают имена других учащихся и пытаются по поводу данного имени вызвать у себя положительные эмоции.
Ход занятия. Дети сидят или стоят в кругу. Кто-то начинает: «Меня зовут Настя. Если бы я была животным, я была бы львицей». Следующий представляет львицу Настю, потом себя и т.д.
Упражнение №2. «Таблички с именами»
Продолжается знакомство членов группы.
Ход занятия. Каждый учащийся делает табличку со своим именем и рисунком, например, каким-нибудь символом. Потом все встают в круг и комментируют свои картинки-символы.
Упражнение №3. «Три изменения в одежде»
Направлено на развитие внимания по отношению к членам группы; создание более комфортной непринужденной обстановки.
Ход занятия. Группа делится на пары. Пары становятся друг против друга, внимательно смотрят друг на друга и запоминают, кто во что одет. Потом все отворачиваются и вносят три изменения в свой туалет (например, закатывают рукава, меняют местами ботинки и т.п.). По готовности оба поворачиваются и определяют, что изменилось во внешности партнера.
Подведение итогов.Необходимо спросить у учащихся, все ли изменения они обнаружили и что было особенно трудным или легким. (3)
Упражнение №4. «Надувной шар»
Упражнение на разрядку. Дети должны сотрудничать, а не конкурировать друг с другом.
Ход занятия. Все молча стоят в кругу и передают шар друг другу, показывая, как он легок. Когда шар, побывав в руках у каждого, вдруг становиться очень тяжелым, дети должны показать, как им тяжело и как им приходиться напрягать мускулы и сгибаться под тяжестью шара. Так шар приобретает все новые качества: становиться горячим, холодным, драгоценным или зловонным. (6)
Второй день занятий
Цель: Формирование представления о себе и об окружающих.
Упражнение №1. «Место, где я себя прекрасно чувствую»
Продолжительность 30 минут.
Данное упражнение дает возможность участникам группы рассказать о себе и узнать о других; отметить личностные особенности.
Ход занятия.Детям нужно нарисовать картинку и изобразить место, где они очень хорошо себя чувствуют. Это может быть собственная комната, бабушкин дом, школа или какая-нибудь воображаемая местность. Тренер объясняет детям, что это не урок рисования и речь идет не о том, чтобы выполнить безупречный рисунок, нужно просто рассказать о себе на бумаге. Когда все заканчивают работу, дети садятся в круг и показывают, комментируя свои рисунки: где это, что там интересного, почему это место так нравиться и т.д. Потом можно вывесить рисунки на стене.
Упражнение №2. «Ты мне нравишься, потому что…»
Продолжительность около 40 минут
Формирует уважение, чуткость и внимательность к окружающим людям.
Ход занятия. Дети сидят в кругу. Кто-нибудь один, по желанию, садиться посередине. Дети, опять же по желанию, говорят, что им нравиться в данном учащемся, например: «Мне нравиться, как ты смеешься»; «Мне нравиться, что ты всегда готов помочь» и т.д. Важно, чтобы дети говорили не о мелочах, поверхностных признаках, а о чертах и свойствах характера. Участие в этой игре должно быть сугубо добровольным. (5)
Упражнение №3. «Никто не знает»
Продолжительность 20 минут.
Учащиеся узнают что-то новое друг о друге. Формирует интерес и стремление к общению с окружающими.
Ход занятия. Дети бросают друг другу мяч. Тот у кого окажется этот мяч, говорит следующую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или – у меня)…» У каждого из участников мяч может побывать несколько раз.
Третий день занятий
Цель: Формирование умения выражать свои мысли и чувства в корректной форме
Упражнение №1. «Спинная почта»
Продолжительность 15 минут.
Тренировка невербальных форм коммуникации.
Ход занятия. Группа делится на пары. Дети поочередно молча рисуют или пишут друг другу «послания» на спине и отгадывают, что написал или нарисовал товарищ.
Упражнение №2. «Что ты сказал?»
Продолжительность около 20 минут.
Формирует желание и умение у детей слушать и слышать своего собеседника.
Ход занятия. Учащиеся сидят в кругу. Один из них рассказывает что-нибудь о себе, например, на тему: «Что я делал вчера после школы» (не менее трех дел (занятий)). Остальные слушают и стараются запомнить как можно больше. Затем четыре учащихся достают из спичечного коробка каждый по спичке; одна из них – короткая. Тот, кому достается короткая спичка, должен назвать три занятия из тех, которые несколько минут назад перечислял его товарищ. После того как все уяснили принцип упражнения, дети делятся на группы, по четыре человека, и каждая группа выполняет это упражнение четыре раза, меняясь ролями.
Упражнение №3. «Ты что, вообще обалдел?»
Продолжительность 25 минут.
Дает возможность испробовать различные формы устных высказываний.
Ход занятия. Дети сидят в кругу. Учитель дает одному из них карточку с каким-нибудь высказыванием (например: «Ты что, вообще обалдел?») и предлагает ему передать тот же смысл другими словами, обращаясь к своему соседу слева. Сосед должен, в свою очередь, проделать то же самое со своим соседом слева и т.д. Затем кто-то другой получает другую карточку, с другим высказыванием.
Примеры высказываний: «Здорово у тебя получилось!»; «Я не хочу тебя вообще больше видеть!»; «А вот и неправда!»; «Не суйся не в свое дело! Это тебя не касается!»; «Слушай, ты мне надоел!»; «Отвали! Я не хочу с тобой разговаривать!»; «Если я говорю – значит, знаю!»; «Ну хватит! Не мешай!»; «Отстань от меня!».
Дети могут придумывать высказывания сами.
После следует обсудить, что было не очень приятно слышать; какие чувства испытывали ученики, услышав какую-либо фразу; можно ли данные фразы перефразировать в более корректные.
Упражнение №4. «Куда девать свою ярость?»
Продолжительность 30 минут.
Формирует представление о том, что есть более мягкие, но не менее действенные способы проявления ярости, недовольства.
Ход занятия. Преподаватель задает вопрос: «Что вы делаете, когда злитесь?» Ответы записываются на доске или на стенгазете. Весь список действий просматривается несколько раз и все вместе думают при каких типах поведения кому-нибудь причиняется боль либо что-нибудь ломается или портится. Соответствующие действия вычеркиваются из списка (например, кулачная расправа, швыряние разных предметов) или «корректируются» (например, просто кричать, а не товарищу прямо в ухо; бросать только мягкие предметы).Получившийся перечень допустимых действий переписывается набело и вывешивается на видном месте. Преподаватель объясняет, что теперь они (участники группы) должны действовать в соответствии со списком. (3)
Четвертый день занятий
Просмотр фильма «Чучело»
Цель: Формирование представления о конфликте.
После просмотра фильма группа обдумывает и отвечает на следующие вопросы:
· Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?
· Какие конфликты вы заметили в фильме?
· Кто был прав, а кто нет?
· Почему произошла такая ситуация?
· Могло ли быть по-другому? Как?
Пятый день занятий
Упражнение №1. «Учебный конфликт»
Продолжительность около 60 минут.
Цель: Анализ конфликтных ситуаций, причин их возникновения и способов поведения.
Упражнение проводиться в два этапа. Формирует понимание конфликта.
Ход занятия. Преподаватель заранее с коллегой или с ребенком из группы готовит ролевые игры – конфликты. Перед классом разыгрываются данные ролевые игры, которые затем обсуждаются по следующей схеме. Что было источником, причиной конфликта (например, поссорились из-за стула или игрушки)? Как разрешался конфликт (спор, драка; один обиделся на другого или проигнорировал его)? Чем закончился конфликт (например, ничего не произошло; кто-то вмешался; участники конфликта сумели договориться)? После этого каждый учащийся получает «лист наблюдения» и задание: в течении следующих двух дней провести наблюдение над тремя конфликтами и зафиксировать на бумаги их развитие. Затем результаты наблюдения обсуждаются. (5)
Упражнение №2. «Психи»
Продолжительность около 30 минут.
Дети размышляют над тем, как они провоцируют конфликты, срывая свою злость или недовольство чем-то на других.
Ход занятия. На первом этапе игры учитель спрашивает учащихся, кто из них иногда злиться и «психует»? Что они делают, когда злятся?
Остановитесь на нескольких примерах. Когда дети срывают свою злость на посторонних. Спросите детей, почему они это делают.
Спросите их, решают ли они таким образом свою проблему. Попытайтесь объяснить им, что они, напротив, создают новые проблемы. Например: «Ты злишься из-за плохой оценки за диктант и даешь подножку своему однокласснику. Избавился ли ты таким образом от своей плохой оценки? А что происходит тем временем с твоим одноклассником?»
Еще пример: «Твоя мама говорит, что ты должен навести порядок в своей комнате и только потом смотреть телевизор. Ты кричишь на своего брата. Избавился ли ты тем самым от необходимости убирать комнату? А что происходит с твоим братом?»
На следующем этапе игры учащиеся стоят в кругу. Учитель говорит им, что иногда человек испытывает злость и должен сдерживать ее или отложить ее выражение «на потом». Как вы это делаете? Далее объясняет детям, как это можно делать и вместе с детьми тренирует обе возможности.
Медленно выпускать «пар»: «Думай о чем-нибудь, что тебя разозлило. Напряги мышцы и медленно вдохни. Выдыхая. Сосчитай до пяти и расслабь мышцы, от головы до ног». (Можно спросить детей, может ли кто-нибудь из них сказать, о чем он думал, затем упражнение стоит повторить.)
Воздушный шар: «Думай о чем-нибудь, что тебя разозлило. Держи руки над головой, как будто это воздушный шар, и медленно вдыхай; воздушный шар при этом «раздувается». Затем медленно выдыхай. Выпуская воздух из «шара» (повторить три раза).
Спросите детей, как они себя чувствуют после этого упражнения? Как они считают, помогло бы это сдержать злость?
Шестой день занятий
Цель: Разъяснение способов ненасильственного разрешения конфликтов.
Упражнение №1. «Что происходит с осликами?»
Продолжительность 20-30 минут.
При помощи данного упражнения учащиеся узнают различные способы разрешения конфликтов.
Материал - рисунок двух осликов из книги: Учебное пособие - «Конфликтология» Б.С. Волков Н.В. Волкова (с.26).
Необходимо закрыть два последних рисунка. Поместить рисунок на видное место.
Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема? Что привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта ситуация может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему? Обсудите с детьми все плюсы и минусы предложенных решений. Затем откройте нижние рисунки и спросите, какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили свою проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.) Можно ли чему-нибудь научиться у осликов?
Важно, чтобы дети четко поняли, что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение.
Упражнение №2. «Конфликты в классе»
Продолжительность 20-30 минут.
Суть упражнения – поиск решений для характерных конфликтов.
Ход занятия. Учитель описывает заранее придуманную конфликтную ситуацию, группа одновременно ее обсуждает.
Группе необходимо: сформулировать суть конфликта (в чем заключается проблема?). На это отводится примерно три минуты. Затем группа отвечает на вопрос и ответ аргументируется. После группа должна придумать оптимальное решение (что участники конфликта могут сделать, чтобы решить свою проблему?). Через несколько минут группа выносит свое решение и аргументирует его. Затем можно предложить новую ситуацию.
Упражнение №3. Ролевая игра «Ссора в школе»
Первый этап. Продолжительность 15 минут.
Суть данной ролевой игры – анализ характерных конфликтов в школе.
Ход занятия. Дети самостоятельно или по два человека записывают конфликтные ситуации, которые они наблюдали в школе или в которых они сами побывали. Далее они отдают написанное учителю и совместно выбирают три - четыре конфликтных ситуации. На следующем занятии дети проигрывают эти ситуации. Можно сразу же распределить роли.
Седьмой день занятий
Цель: Выработать стратегию поведения при возникновении конфликтной ситуации.
Упражнение №1. Ролевая игра «Ссора в школе»
Второй этап. Продолжительность 45 минут.
Анализ характерных конфликтов в школе.
Ход занятия. Как было описано ранее дети разыгрывают ситуации. Учитель после каждой ролевой игры обсуждает с детьми, что произошло, какие возможности решения проблемы есть у участников конфликта.
Дети разыгрывают конструктивное решение проблемы, которое затем тоже обсуждается. Честное ли это решение? Насколько оно реалистично?
Упражнение №2. «Правила спора»
Продолжительность около 45 минут.
Упражнение является заключительным. При помощи данного упражнения у детей формируется представление о возможных способах поведения при возникновении конфликтных ситуаций.
Ход занятия. Учитель совместно с детьми разрабатывает правила разрешения конфликтов в классе. Все высказывают предложения, которые обсуждаются и если группа их принимает записываются на ватмане. Затем весь список проверяют и оценивают его с помощью следующих критериев. Понятно ли правило? Справедливо ли оно? Насколько оно реалистично? (То есть сможем ли мы в самом деле соблюдать его)? Когда правила будут разработаны, можно подумать как быть с теми, кто будет их нарушать. Дети должны четко знать, что их ждет в случае нарушения правил. Затем правила вывешиваются на видном месте и в будущем дети должны всегда ссылаться на них.
Время от времени правило могут подвергаться некоторым изменениям. Те из них, которые окажутся нереальными или ненужными, вычеркиваются. Все изменения предварительно обсуждаются. (3)
Список литературы
1. Билл Уизерс. Управление конфликтом. – М.: «Питер», 2004.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: «Академический проект», 2005.
3. Джеми Валкер. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: «РЕЧЬ», 2001.
4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
5. Томас Крам. Управление энергией конфликта. – М.: АСТ РЕФЛ-бук, 2000.
6. Тренинг развития жизненных целей / Под. ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: «РЕЧЬ», 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лекция «Что же такое конфликт?»
Конфликт (от лат. conflictus– столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия.
Субъектом конфликта будет являться активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Выделяют три основных вида конфликтов:
1.Внутриличностный
2.Межличностный
3.Групповой
Внутриличностный конфликт – столкновение различных личностных образований (мотивов, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Межличностные конфликты являются самыми распространенными. В межличностном конфликте выступают две или больше личностей, враждующих между собой по разным причинам: власть, должность, собственность, престиж и т.п.
Групповые конфликты по сравнению с межличностными менее распространены, но более масштабны и могут быть более тяжелыми.
Выделяют два типа групповых конфликтов:
1. конфликты: «личность – группа»;
2. конфликты: «группа – группа».
Стратегии поведения при возникновении конфликта:
1.Конкуренция. Может использоваться, если человек обладает авторитетом, властью, волей.
2.Сотрудничество. В этом случае находится решение одинаково приемлемое для обеих конфликтующих сторон.
3.Компромисс. При компромиссе стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
4.Уклонение или уход от конфликта. Такая модель может быть продуктивна, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и возникнувшая проблема не столь важна.
5.Приспособление. Способ, когда человек действует совместно со своим оппонентом и отстаивает его интересы.