Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

                                             Выступление на педагогическом совете школы

   

                              Тема: "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями".                                      Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы                                                                 ГБОУ школы № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга                                           

  

                                                                                                                           «Самое сложное в работе с детьми –

                                                                                                                            это работа с их родителями».

                                                                                                                                           (Старый школьный афоризм).      

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.

 

   Огромное значение в работе с родителями учащихся коррекционного класса имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с пятиклассниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в среднем звене школы, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья пятиклассников  взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.                                                                                                                2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.                                                                                                     3. Участие семей в учебно-воспитательном процессе.

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями пятиклассников  я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

http://festival.1september.ru/articles/602215/img2.gif

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и  многое другое.В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

 

  • «Свободное время в жизни школьника».
  • «Как помочь ребёнку стать уверенным».
  • «Роль семьи в успешном обучении ребёнка».
  • «О трудностях учения».

 

Каждое родительское собрание требует  тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию,  заранее предлагаю родителям  анкету (Приложение 2) по проблеме, результаты которой  выносятся позже  для беседы;  рекомендую прочесть книги или использовать домашние сочинения детей, часто родители пишут ответные письма детям.  Заранее продумываю оформление классной комнаты  (оформляем с детьми  выставку творческих работ, подбираю литературу для родителей, готовлю памятки (Приложение 3); фрагменты сочинений  детей по теме).

 Выступая перед родителями на собрании,  использую диалог,  втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

 Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому  стараюсь организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно учиться брать советы,  принимать решения, подпитываться оптимизмом – не только от классного руководителя, но и друг от друга (со – брание –“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

И еще один маленький “секрет”:  во многих статьях психологов  можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы.

И еще важное: готовить заранее  приглашения (Приложение 4) родителям, где  вы просите их о встрече (обратите внимание – не “вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”),  т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой  «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу  индивидуальные консультации– собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и  поиска  путей  устранения её.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

  • Если ребёнок лжёт.
  • Режим дня в жизни школьника.
  • Детская агрессия.
  • Тревожность детей. К чему она может привести?

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.

Формы досуга:

  • Совместный классный час: «Семейные традиции. Семейные праздники» ( намечен на конец учебного года).
  • Классное мероприятие «Новогодний огонёк».

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители  находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.Приучаю родителей и к электронной переписке.

Посещение семьи— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, не посещающими школу или редко идущими на контакт. При посещении семьи Михайловых в декабре 2012 года  состоялось  зна­комство с семьёй  и  условиями жизни ученика, что впоследствии помогло выработать правильный подход к обучению ребёнка.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового  школьника.

 

Приложение 1.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

 Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что- нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.  

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и  «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

 

 

Использованные  литератураи интернет – ресурсы:

 

  • Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал  

       «Классное  руководство». 2012-2013. На сайте: www.1september.ru

 

  • Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М. 2001.
  • Пахомова Л.Е. « С любовью к детям»: материалы к родительским   

      собраниям. 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

 

  • Черных О.Г. Родительские собрания: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2008.

     

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»