Как снизить конфликтность общения
Ефимова Ирина Леонидовна,
учитель географии высшей квалификационной категории,
ГБОУ средняя школа №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Многие конфликты возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов.
Существуют некоторые практические рекомендации, направленные на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения.
1.Почти в любом рабочем коллективе по основным проблемам обычно существует несколько точек зрения на одни и те же возникающие проблемы. И бывает, что многие руководители без энтузиазма относятся к людям, имеющим другую точку зрения, да еще и отстаивающим ее. Вместе с тем, логика подсказывает, что редко бывают абсолютно совпадающие взгляды на какую-либо проблему. То, что учителя могут иметь разное мнение по одной проблеме, совершенно естественно. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, ситуативное настроение, информированность, своеобразное мышление, семейное положение и т. д. У них все разное! Как же могут быть их мнения одинаковыми? Администратора или учителя должно насторожить, если в руководимом ими коллективе все имеют одинаковую точку зрения на то или иное событие.
• Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.
2. Мы знаем, что, пока спорящие люди не испытывают по отношению друг к другу негативных эмоций, между ними нет конфликта. То есть ситуация может быть только предконфликтной.
Отсюда — правило: надо бороться с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. Будьте доброжелательны и великодушны по отношению к ученикам и учителям. Они вам отплатят тем.
3. Дело в том, что крайние оценки — «абсолютно хороший» или «абсолютно плохой» — редко соответствуют действительности. И именно они могут стать причиной конфликтной ситуации.
Избегайте в общении крайних, категоричных и жестких оценок. Они часто ошибочны. Жесткость и категоричность легко провоцирует противостояние и неприятие ваших оценок партнером по общению.
4. Встречаются люди, которые в первую очередь обращают внимание на недостатки окружающих и на то, что они не сделали, но вполне могли бы сделать. Другая категория старается видеть в людях в первую очередь достоинства и замечать то, что им все же удалось сделать, несмотря на определенные трудности, которые они преодолевали. Конечно, у второй категории людей конфликтов с окружающими гораздо меньше, чем у первой. К сожалению, как показывает статистика, большинство людей принадлежит к первой категории.
•Общаясь с окружающими, старайтесь видеть в них положительные качества и опираться на них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали. Эта рекомендация вдвойне важна для педагогов, поскольку принцип опоры на положительное в процессе обучения и воспитания школьников проверен веками.
5. Психологи настоятельно рекомендуют не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Однако можно ли жить и работать, никого не критикуя? Но надо помнить о том, что критика является мощным источником конфликтов. Следующие рекомендации помогут тем, кто стремится избежать конфликтов как реакции на критику.
• Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику. У любого человека всегда можно найти что-то такое, за что можно, искренне похвалить. Если вы увидели и оценили в человеке положительное, то последующая критика воспринимается им менее болезненно, чем в том случае, когда вы указываете только на недостатки.
6. Сущность критики заключается в следующем: «Не согласен —критикуй! Критикуешь — предлагай! Предлагаешь — действуй!».
• Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию человека или его дела, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок. Критиковать легко, хорошо выполнить какое-то дело — гораздо сложнее. Лучший способ критики — самому молча исправить те ошибки, которые допустил критикуемый. Если вы не уверены, что сможете это сделать, — лучше не критиковать.
7. Оценивая одного человека, не следует сравнивать его с другими, более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и критика и того «лучшего», которого ставят в пример. Тем самым можно спровоцировать конфликт между теми, кого ставите в пример, и критикуемым.
Особенно важно это учитывать в современной школе, поскольку и ученики, и учителя довольно чувствительны к критике. Критиковать, как, кстати, и хвалить учеников, учителей, лучше не сравнивая никого персонально.
8. Есть два вида критики: самокритика и критика других. Какой же из них является основным? Конечно же, самокритика.
Прежде чем учить, воспитывать и критиковать других, необходимо самому стать лучше тех, кого вы наставляете. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика будет восприниматься окружающими менее болезненно. При этом важно не забывать, что самокритика, как и критика, хороша в меру.
9. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом. Поэтому давать негативную оценку человеку или его работе в целом — это значит почти наверняка натолкнуться на несогласие критикуемого. Следовательно, критика не достигла цели, а только спровоцировала конфликт.
10.Окружающие тоже могут позволить себе удовольствие покритиковать вас. Разумеется, проявляя заботу о вас. А как вы отнесетесь к критике?
Давно сказано: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее друга, который их не видит». Заметим: не приятнее, а именно полезнее. От критики, как и от холодного душа, трудно получить удовольствие. Однако польза ее несомненна. Люди, которые вас критикуют, менее опасны льстецов, которые всегда хвалят.
«Ухо наше для лести — широко открытая дверь, для правды же — игольное ушко», — отмечал Б. Паскаль.
В критике всегда можно найти рациональное зерно. Потому очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего для совершенствования самого себя и своего профессионализма. Для этого необходимо выработать психологическую устойчивость к критике, реагировать на нее не эмоционально, а рационально.