Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Буркацкая Наталья Владимировна

 

Страх  испытывают и человек, и животные, и даже у растений обнаружили проявления, сходные с реакцией страха. Все потому, что в основе страха лежит важнейший инстинкт – самосохранение. Страх – это реакция защиты.

Иными словами, ответ организма на  угрозу. Психологи издавна изучают страх не только потому, что это универсальная и жизненно важная реакция.

 Страх – очень эмоциональное чувство, то есть  попросту говоря, его хорошо видно. Особенно у детей. Только видеть-то его мы видим, а вот разглядеть можем не всегда. Уж тем более понять, что это такое, и каковы его причины.

   Физиологические и психологические  механизмы этой реакции изучены уже хорошо. Если коротко, они таковы. Когда сигнал тревоги ( через глаза, уши или кожу) в мозг поступает, он рассылает  возбуждение по всему организму. Надпочечники  выбрасывают в кровь адреналин, который возбуждает все и вся. Печень и селезенка, как губки, выжимают в сосуды дополнительные литры крови. Сердце начинает биться сильнее, перекачивая  ее к внутренним органам и мышцам. Сразу же обостряются зрение, обоняние и слух, мышцы непроизвольно – на всякий случай – напрягаются. Зрачки расширяются, по коже пробегает дрожь, отчего,  кстати, у животных дыбом встает шерсть. Все это, чтобы отразить опасность. Или убежать, укрыться. Но угроза может оказаться мнимой (скажем, вы услышали вопрос экзаменатора или, вам показалось, что потеряли кошелек). И тогда избыток тепла  от сгорания в мышцах глюкозы выносится наружу, поры кожи раскрываются, и она покрывается потом. Происходит все это неосознанно, это – проделки спинного мозга, рефлексы, реакции, доставшиеся нам от далеких предков. Когда человек осознает угрозу, когда она, казалось бы, реальна и неотвратима, это уже не страх, это – ужас. Мы ужасаемся, к примеру, во сне. Падаешь в пропасть, за тобой гонится убийца, на тебя летит поезд – и полное чувство бессилия. От ужаса ты вскрикиваешь, будишь себя. И просыпаешься в поту. Слава богу, ничего не случилось, это все  тоже всего лишь шуточки мозга…

   Все дети разные. У каждого страхи свои, и у каждого их много. У маленьких детей одни страхи. У  детей школьного возраста другие. Для учеников начальных классов типичен страх плохой оценки. Позднее к нему может прибавиться  страх перед кем – либо из учителей. И одновременно -  боязнь родительского наказания за плохую учебу. У детей часто встречается  страх одиночества, боязнь смерти родителей.

  Более половины детей в  классах начальной школы боятся развода родителей. Хотя по большей части все семьи благополучные. Просто дети узнали о том, что существуют разводы, и новое знание оказалось катастрофичным. Естественно, ребенок начинает бояться любой ссоры родителей, даже их разговора на повышенных тонах. Он впадает в панику     и  может дойти до истерики.

    В  более  старших  классах  конкретные страхи часто сменяются  общим состоянием повышенного беспокойства, мы называем его тревожностью. Тревожность – общая возрастная характеристика подростков, следствие ломки характера в критическом возрасте. Она выражается в повышенной мнительности, то есть не в болезни чего – то конкретного, а в непрерывном    и  напряженном  ожидании опасности. Предмет страха здесь может меняться часто и резко, подросток боится то заболеть смертельно, то оказаться униженным, то остаться на всю жизнь маленьким и некрасивым. В  этом возрасте все страхи  принимают чуть ли не глобальный характер. Впрочем, со временем они вполне благополучно проходят.

     Ночные детские страхи – это реакции на впечатления дневные. Одни дети более впечатлительны и сильнее подвержены страхам, другие менее, но в норме дети никогда  не  остаются  безучастными  к  тому, что  видят  и  слышат.

  По существующей статистике и у мальчиков, и у девочек наибольшее число страхов приходится на четыре, одиннадцать и пятнадцать лет. То есть в это время они особенно тревожны и пугливы. При  этом  девочки  гораздо боязливее мальчиков: в сходных ситуациях они вдвое чаще испытывают страх. И если у мальчиков число страхов растет до пятнадцати лет, а затем заметно падает, то у девочек боязливость нарастает, начиная с семи лет, и достигает максимума к восемнадцати годам. Безусловно, немалую роль играют причины, так сказать, внутренние, скажем, то, что девочки во всех отношениях  развиваются  быстрее мальчиков. То, что девочек больше, чем мальчиков беспокоит внешность. Но есть и внешние, это – отношение родителей, за  девочек  родители  испытывают  гораздо  большее беспокойство. И это тоже, казалось бы, естественно.

     Но неусыпный и на первый взгляд необходимый контроль лишает вашего ребенка важнейшей способности – активно противостоять опасности. И возникает страх как следствие неуверенности в себе.

    Часто  страхи  взрослых  людей – это  отражение  страхов  детских  и юношеских. На  них накладываются страхи, приходящие из окружающей действительности. И сейчас, к  примеру, по  оценкам  социологов  и психологов, только треть взрослых людей ( во всем мире) может считаться психически  нормальными, то есть способными адекватно реагировать на внешние  обстоятельства.

    Так из детства  тянутся нити страха в нашу взрослую жизнь.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»