Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Ваш ребёнок»
Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы ребёнка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные особенности и поведение дошкольника, воспитателю поможет беседа с родителями. При этом важно знать об особенности поведения ребёнка в раннем возрасте. В беседе с родителями воспитатель задаёт вопросы о его развитии в раннем периоде, т.е. до 3 лет. Узнав, как развивался ребёнок, можно будет легко понять причину изменения поведения в дошкольном возрасте при проявлении негативных черт характера или изменения его индивидуальных особенностей. Причиной могут быть, как и длительные болезни, так и особенности в воспитании ребёнка в семье. Вот несколько примеров вопросов для беседы:
1. Как Вы считаете, ваш ребёнок очень подвижен или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребёнок соблюдал в раннем возрасте режим? И как реагировал он, когда нарушался режим (поздний подъём, запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования)? И как соблюдается режим в данное время?
3. Как засыпал ваш ребёнок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно он вел себя в кроватке, и как происходил переход от сна к бодрствованию? Что изменилось сейчас?
4. Как реагировал ваш ребёнок на новые условия, незнакомых людей в ранний период и как это происходит сейчас? Как он ведет себя в гостях, при посещении общественных мест (магазин, больница, театр и т.д.)?
5. В каком настроении обычно находится ваш ребёнок? Как часто он проявляет радость, удовольствие от чего либо? При каких обстоятельствах может меняться его настроение и как часто( радость, плач, страх и т. д.)?
6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как и в чем выражается его отношение к близким?
7. Быстро или нет, ребёнок осваивает, правила поведения и охотно ли им подчиняется? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?
8. Отвлекается ли ребёнок, выполняя какое-либо поручение? Насколько легко ли его отвлечь? В течение, какого времени ребёнок может заниматься одним делом, при отвлекающих факторах?
9. Постарайтесь вспомнить, в какие игры предпочитал играть ваш ребёнок в раннем возрасте? Как долго это длилось? Удавалось ли переключить его на режимные действия? Какие появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали? Удавалось ли вам их изменить и какими приемами вы пользовались? И как легко это вам удавалось?
10. Какие черты характера вашего ребёнка вам не очень нравятся? Что бы вы хотели в них изменить? Как вы считаете, почему они появились?
Только после этих вопросов воспитатель анализируя, ответы родителей он может рассказать об индивидуальных особенностях поведения и деятельности ребёнка. Дать совет в воспитании. Не смотря на все это, следует помнить, что все дети независимо от индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. Который уже осознанно, а не просто так использует различные методы и приёмы, с помощью которых он формирует определённые черты характера у ребёнка. В дошкольном возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности нервной деятельности, при этом изменяя нежелательные проявления ребёнка. Скажем коротко об индивидуальном подходе к ребёнку.
Так, при воспитании подвижного, уравновешенного ребёнка особое внимание необходимо обращать на формирование устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения. Если эта задача будет выполнена родителями и образовательным учреждение, в котором находится ребёнок, то у него появится терпеливость, упорство, качество характера которого до этого момента у него не было, умение доводить начатое дело до конца, даже если оно перестало его интересовать. Воспитание нравственных чувств позволит дошкольнику уже осознано выполнить правила и требования, которые взрослые предъявляют ему, предупредив развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании ребёнка другого типа - возбудимого, неуравновешенного, родители предупреждают его вспыльчивость, воспитывают в нём настойчивость, самообладание, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать свои решения и этапы своей деятельности. Не только родители, но и образовательное учреждение, где находится ребёнок, должны быть требовательными и терпеливыми в свою очередь. Требуя от ребёнка послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребёнку объясняют обоснованность того или иного требования, и необходимость выполнения правил. Взрослые не должны уговаривать, а объяснять на примерах и оставаться требовательными по отношению к ребёнку.
В воспитании медлительного ребёнка необходимо особо обратить внимание на формирование у них активности, инициативности и конечно любознательности. Нужно развивать умение быстро переключаться с одного дела на другое. Для этого ребёнка очень полезны прогулки по паркам, лесным зонам, посещение зоопарка, цирка и т. д. Чтобы возбудить воображение у такого ребёнка, чаще включайте его во все события, которые происходят в семье. Постарайтесь тактично напоминать ребенку, что из-за его медлительности вы можете не успеть почитать книжку, пойти погулять и т.д. С медлительным ребёнком нужно чаще играть в подвижные игры, требующие развития точности, ловкости, быстроты движения. А также следует научить ребенка проявлять свои чувства: пожалеть, порадоваться за другого человека, помочь. Подобные навыки облегчат ребёнку вхождение в новый коллектив, сформируют в нем общительность и доброту.
В воспитании чувствительного ребенка необходимо строго соблюдать режим дня, предлагать ребёнку только посильные задания и вовремя помогать ему. Как у родителей, так и воспитателей образовательного учреждения отношение к такому ребёнку должно отличаться особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Учесть, что при поручении ребёнку какого- либо дела, он выполнит все очень тщательно, поэтому не следует раздражаться, если ребёнок будет обращать внимания на мелочи. У таких детей нужно воспитывать веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, а также общительность. Нельзя запугивать такого ребёнка, так как им и так свойственен страх перед всем новым. Нужно знать, что при неправильном воспитательном воздействии высокая впечатлительность и ранимость ребёнка, слабость и не выносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, излишнюю склонность к внутренним переживаниям незначительных событий.
Поэтому некоторые педагоги считают, что для того, чтобы достичь успеха в воспитании детей, воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. Помочь родителям ознакомить их с индивидуальными особенностями детей. Чтобы в случае возникновения проблемы в поведении ребёнка, можно было легче понять причину и устранять её совместно.