Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

А. А. Кузьмина, Н. В.Аникина,
ГБОУ Гимназия № 284
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
 
Психологическое здоровье подрастающего поколения является важной и первостепенной задачей в современной школе. Нестабильность в обществе, обилие лишней и зачастую опасной для подростков информации, проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстникам, неуверенность в будущем, все эти факторы ставят под удар психологическое здоровье подростка. Именно с этими проблемами в большей степени приходится работать педагогам, и благодаря имеющимся службам социально-психологического сопровождения данные проблемы решаются успешнее. Рассмотрим это на примере школы № 284 Кировского района города Санкт-Петербурга.   
В нашей  школе давно и плодотворно  работает служба социально-психологического  сопровождения, в которую входят: педагог – психолог, социальный педагог, логопед. 
Принципами  нашей  деятельности являются:
Принцип взаимодействия – целенаправленное сотрудничество с другими работниками школы по разрешению проблем и конфликтных ситуаций; налаживание связей со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся и вопросами профилактики;
Принцип личностно-ориентированного подхода – гуманное отношение к личности ребёнка; уважение прав и свобод учащихся; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;
Принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие ребёнка таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;
Принцип конфиденциальности – открытость отношений; уверенность в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями;
Принцип непрерывности – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в школе за счёт привлечения к работе системы дополнительного образования;
Принцип систематичности – работа должна вестись систематически.
 
Цели и основные направления деятельности:
- помочь ребёнку адаптироваться в социуме,  защитить ребёнка в его жизненном пространстве;
- оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём;
- создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- помочь учителю и ребёнку, ребёнку и родителям, родителям и учителю понять друг друга.
  
 Работа службы сопровождения направлена, прежде всего, на оказание помощи в адаптации к учению, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, коррекцию поведения, профилактику девиантного поведения.  Индивидуальное и групповое консультирование, просвещение родителей по вопросам здоровья, образования и воспитание детей в семье. При выявлении проблем, по мере необходимости, проводятся консультации специалистов, где родители получают соответствующие рекомендации. При необходимости специалисты службы сопровождения организуют  выходы в семью, для разрешения возникших проблем на месте.
Психологом школы создана и реализуется коррекционно-развивающая программа по сказкотерапии «Волшебная страна чувств», социальным педагогом разработана и реализуется программа «Я - в мире с собой и с другими» и др. Разработаны и проводятся классные часы по формированию здорового образа жизни: «Здоровье – богатство на все времена», «Посеешь привычку – пожнешь характер» и др. [3,4]
 По мере необходимости организуются классные часы или тренинговые группы, направленные на коррекцию  социального развития и психологического поведения учащихся, коррекцию индивидуально-личностных особенностей учащихся: «Я и Мы», «Личностный рост», «Партнерское взаимодействие». [3,5] 
  Школа работает в  тесном  контакте с научно-методическим центром,  психолого-педагогическим  медицинским центром сопровождения детей района, Центром социального обслуживания населения района, отделом опеки и попечительства Муниципального образования «Дачное», СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор», с ФОРА-ЦЕНТР Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, что расширяет возможности оказания психологической помощи.       
 Помимо всего выше перечисленного в школе есть отделение дополнительного образования детей (ОДОД), через которое реализуются программы социального педагога «Я в мире с собой и с другими» и педагога-психолога «Волшебная страна чувств».
Одной из задач для общеобразовательной школы и ОДОД, наряду с реализацией конституционного права на получение детьми общего и дополнительного образования, развитие их индивидуальных качеств и подготовку к профессиональной деятельности. Эта деятельность должна обеспечить детям необходимые социально-педагогические условия для жизнедеятельности, социальную защиту, помощь и поддержку в развитии,  самоопределении и самореализации с учетом возрастных периодов. 
  Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества, так как они оказывают широкий спектр образовательных, информационных, оздоровительных и других видов услуг на платной и бесплатной основах. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить всестороннее развитие на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство для расширения возможностей развития личности, так как ребенок не ограничен в выборе деятельности (он может посещать несколько кружков).  
 Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и тесное взаимодействие с ОДОД   напрямую обеспечивает механизм педагогического регулирования взаимодействия подростка с социальной средой. 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА:
 
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. ,1994
2. Витингтон Р. Социальный педагог и школа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т,1993
3. Дереклеева Н. И.  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся Москва «ВАКО» 2006
4. .Зинкевич-Евстингеева  Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии С – Петербург Речь  2006
5.  Клюева Н. В. Психолог и семья/диагностика, консультации, тренинг
 
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»