Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Опалинская Наталья Сергеевна,
воспитатель  ГБДОУ д/с №118

              Нытики,  капризули и зануды  доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей трудными. Но  уже в детском саду далеко не все дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера.  Поэтому воспитателям их трудность не сразу бросается в глаза. Симпатии  ко всяким нытикам, естественно, не испытывают ни другие дети, ни воспитателя, и ребенок оказывается изолированным в группе, что еще больше ухудшает его характер.

Почему дети становятся нытиками и капризулями?

Причинами появления у ребенка подобных черт могут быть его характер, тип нервной системы, поведение окружающих.

Капризность свойственна детям более слабым, зависимым от взрослых, неуверенным в себе, неумеренно нуждающимся в сильном и постоянном контакте с матерью, в ее непрерывном внимание. Обычно это изнеженные, беспомощные дети, которые не овладели необходимыми навыками и умениями и не могут достичь цели другими способами, кроме капризов и нытья.

Временами дети капризничают в период болезни, при резком нарушении первичного образа жизни ( детский сад, школа), в случаях физического и психического переутомления, но с нормализацией обстановки капризы, как правило, исчезают.

Если же они становятся постоянными, превращаясь в привычную форму поведения – это сигнал неблагополучия.

Педагог должен знать и уметь донести до родителей, что капризность, как устойчивая форма поведения характеризуется следующими признаками: капризный ребенок постоянно находиться в особом состоянии- готовности к капризу.

Капризный ребенок постоянно добивается постоянного внимания к себе, старается подольше препираться по любому поводу, поэтому отказывается от чего-то, почти никогда не предлагая собственного варианта. Излюбленный опыт капризного ребенка на любое предложение - «не хочу!»

Обычно таким поведением дети стремятся восполнить недостаток содержательного общения с ребенком. О ребенке очень заботятся, исполняют любое его желание, предлагают игрушки, лакомства, одежду, украшения. Но с ним мало разговаривают  по темам, не касающимся этих вещественных проявлений любви, не интересуются его чувствами, переживаниями, внутренним миром.

Ему редко отвечают на бесчисленные детские вопросы. С ним почти не беседуют о других людях (персонажах книг, мультфильмов), не привлекают его внимания к окружающему миру. Родителям кажется, что с маленьким ребенком не о чем говорить. И ребенок не может овладеть новыми способами общения, не представляет себе, как сделать, что-то самостоятельно, зато отлично знает, что плаксивым голосом можно выпросить все , что угодно, достичь своей цели, вынудив уступчивых родителей пойти навстречу его желанию.

Если ребенок растет в атмосфере потакания всем его капризам, никогда не встречает строго отказа. У него формируется целый букет неприятных качеств характера. Он безынициативен, несамостоятелен, не умеет прилагать к чему-либо усилие  и доводить начатое дело до конца. Он сам не знает, чего хочет, что все будет предоставлено ему взрослыми.

Взрослые суетятся вокруг ребенка и предлагают ему выбор не один, а много вариантов. « Покушай суп, а не хочешь - съешь пирожок, шоколад и т. д». При этом они ставят ребенка ситуацию множественного выбора, который для него непосилен. Именно поэтому в условиях детского сада исчезает большая часть капризов: все делают  одно и то же и, поэтому, капризничать попросту нет возможности.

В детском саду дети впервые узнаю, что существует решительное взрослое «нельзя», «нет», «надо», и что отказ от чего- то вовсе не означает, что ему тут же предлагать что-нибудь взамен.

Педагогам и родителям капризы детей нужно решить трудную задачу - сформировать  у детей адекватные формы поведения , научить их хотеть чего-то определенного , ставить перед собой цель и добиваться ее , прикладывать собственные усилия. Научить детей преодолевать трудности, развивать их активность и самостоятельность.

-  Пашенька, давай наденем носки и тапочки сами , а когда придет мама, скажем: « Какой Паша молодец!»;

- Рома, нарисуем листочки и покажем папе и маме, они будут очень рады, что Рома умеет так рисовать.

Капризного ребенка нужно хвалить за малейшие успехи, подчеркивать его «умелость», т.к. дети очень дорожат мнением взрослых. Когда капризный ребенок может сделать что-нибудь  интересное, он забывает капризы, потому крайне важно, чтобы с детьми занимались другие люди: взрослые, дети, знакомые, соседи, Вместе строить, играть в подвижные игры, прыгать через лужи т.д.

Родителям можно порекомендовать поощрять самостоятельность ребенка дома, давать ему что-то делать самому: постирать, расставить книжки, убрать игрушки. При этом нужно помогать ребенку, не дать угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, поддерживать у ребенка убеждение, что ему страшно повезло, раз ему сегодня разрешили покормить рыб, поставить тарелки, потирать и т.д.

Воспитателям и родителям следует понять, что избавиться от капризов можно только при должном терпении и настойчивости. Следует провести специальную беседу с родителями. Важно научить их при разговоре смотреть ребенку  в глаза, слушать и слышать его (а не думать о своем , изредка поддакивая).

Нытье – показатель недостаточности общения ребенка с близкими взрослыми и, одновременно, его неуверенности в себе, в том, что он ценит, интересен взрослым, а главное – любим ими.

Неуверенность в себе нужно развеять, но сделать это могут сами родители. Надо чаще ласкать ребенка, радоваться ему, подталкивать его к самостоятельности и хвалить за эти, пусть пока малоуспешные, но самостоятельные действия. Важно увлечь ребенка чем-то, что ему будет интересно, а для этого надо самому  лучше  узнать своих детей.

 Взрослым необходимо поощрять самостоятельность малыша, стремящегося активно осваивать мир вокруг себя. Надо называть ребенку предметы, попавшие в поле его зрения и вызвавшие интерес, рассказывать и о том, чего не было в его личном опыте, но представлено наглядно (картинки, иллюстрации, фотографии , диафильмы). Называть малышу разнообразные действия, приветствуя его стремление произнести их. Характеризовать качества и свойства предметов , наиболее наглядно представленные в его опыте (мягкий, теплый, холодный, кислый, горький, красный, зеленый, колючий и т.д.), их расположение в пространстве ( далеко, высоко, близко, рядом). 

Приветствовать и всячески поддерживать ребенка, пытающего вступить в разговор со взрослыми. Помогать ребенку налаживать контакты со сверстниками на основе речи, подсказывать ему поводы, которые позволят ему начать разговор с другими малышами, предложить что-то сделать  вместе, предложить помощь, попросить что-либо , предупредить о чем-либо и т.д.

Рассказывать ребенку о нем самом, о его близких , закладывая основу для формирования чувства» Я»: « Я мальчик, а мальчики не носят платьица». Ребенка после 2 л.6 мес. Следует приучать прощать, благодарить, но не настаивать на этом, не стыдить ребенка, если он молчит. Следует поддерживать разговор , начатый с ребенком по поводу транспорта, проходящих  мимо людей, встречающихся  зданий, обращать его внимание на правила поведения людей.

Взрослым следует чаще общаться с детьми при выполнении разнообразной домашней работы. Важно, чтобы ребенок видел желание взрослого сотрудничать с ним. Следует приучать ребенка не разрушать бездушно того, что сделано руками других (не ходить в грязной обуви по чистому полу, не рвать книжку и пр.). С ребенком следует чаще шутить,

игриво общаться, хвалить малыша за его умение улыбаться и веселиться.

 Расширяющийся  чувственный опыт ребенка при ознакомлении с разнообразным миром предметов и отношений должен найти отражение в его речи. Развитие речи осуществляется в повседневном общении с детьми.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»